18,4 кг , то есть только 0,9 кг превратится в стружку. Но это не все. В конечном счете, такой метод литья позволил нам в два-три раза сократить трудоемкость механической обработки по сравнению с применявшимися ранее технологическими процессами, вдвое увеличить производительность труда. В настоящее время 20 из 28 автоматических линий уже действуют. К концу пятилетки мы рассчитываем закончить строительство, ввести в строй все оборудование и создать мощности по производству 500 тысяч моторов в год. Для сравнения: в 1972 году мы выпустили 156,5 тысячи двигателей. •Не все, разумеется, мы делаем сами. УМЗ изготовляет важнейшие детали •мотора: блоки и головки цилиндров, поршни и шатуны, коленчатые и распределительные валы, клапаны, гильзы цилиндров, масляные картеры и крышки клапанов — всего 178 наименований. Мы ведем сборку и испытание готовых двигателей. От .смежников получаем традиционные комплектующие детали и узлы (карбюраторы, электрооборудование, сальники, цепи распределительного механизма, сцепления, коробки передач) < некоторые заготовки (пои ковки коленчатых валов и шатунов). Налаживание четкой взаимосвязи со всеj g ^ ^ ми этими предприятиями — задача *РЩ5 сложная, от решения ее в большой мере зависит и качество выпускаемых двигателей и рост их производства. Этот .год, третий (год девятой пятилетки, для уфимского моторного, как и для «сей промышленности страны, является решающим. Начали мы выпуск двигателей (По так называемой обходной, то есть временной, технологии с использованием универсальных станков и имевшихся небольших площадей. А одновременно строили новые цехи, монтировали (и налаживали специальное оборудование — переходили на основной технологический процесс. В этом (постепенном переключении с обходной технологии на основную решающим является нынешний год. Именно в нем нам предстоит ввести в эксплуатацию новый корпус. А Успехи в выполнении производственной программы 1973 года мы тесно связываем с развертыванием социалистического соревнования. . В сентябре Прошлого тода завод принимал ижевских автомобилестроителей, с которыми заключил творческий договор. УМЗ соревнуется также с предприятиями в Омске и Тюмени, поставляющими ему коробки передач и сцепления. Прежде бывало, оба завода задерживали поставку комплектующих узлов, а это, в свою очередь, тормозило своевременную отгрузку в Москву ив Ижевск комплектных двигателей (в-сборе со сцеплением и коробкой). В нынешнем году тюменский завод взял обязательство поставить нам досрочно, к 24 декабря, 210 тысяч сцеплений, а омский, тоже досрочно, к 27 декабря, — 250 тысяч коробок передач. Назову два наиболее важных пункта наших социалистических обязательств на этот год: увеличить выпуск двигателей в 1,21 раза по сравнению с 1972 годом, ввести в эксплуатацию 15 автоматических линий. Освоение нового для нас производства, сооружение по существу нового завода встречало на своем пути немало трудностей — строительных, производственных, кадровых, даже чисто психологических, связанных с массовым характером выпуска автомобильных двигателей. Моторы для комбайнов, движки ЗИД-4,5 (мы делаем их и поныне) (и другая продукция изготовлялись в !иных масштабах, чем двигатели «Москвич-412». Это было серийное, но не массовое производство. И нам предстояло освоиться с размахом такого выпуска моторов и всеми его особенностями, сочетая это с высоким качеством. 'Ведущую роль в освоении новой для предприятия продукции (играли коммунисты. Вся работа велась под неустанным контролем парткома завода. В самые трудные периоды на самых ответственных участках трудились коммунисты — 'лучшие люди, гордость Уфимского моторостроительного. В последнем году пятилетки завод должен выйти на проектную мощность — 500 000 автомобильных двигателей в год. Мы приняли социалистические обязательства — досрочно, в мае 1975 года достичь уровня производительности труда, установленного на ко ­ нец завершающего года. Н. КРАСИЛЬНИКОВ, заместитель главного инженера УМЗ г.УфаСтрони из писемЯ член клуба мототуристов нашего города. 100 000 километров наездил на своем «Ковровце» за одиннадцать лет. Побывал в Закарпатье ив Крыму, в Прибалтике и на Кавказе, в Волгограде ив Сибири (в Шушенском), причем почти все эти путешествия я совершил с пассажиром и, конечно, со всем туристским снаряжением. Нигде и никогда «Ковровец» меня не подводил. . Хочется сообщить о сроках службы некоторых узлов и деталей. Передняя вилка работает исключительно хорошо, полную разборку мне даже не приходилось делать: частичную разборку в связи с заменой сальников произвел после 70 000 километров пробега. Генератор Г-401 работает безотказно. То же можно сказать ио коробке передач. Ведущую и ведомую звездочки задней передачи (на двигателе и на заднем колесе) еще не менял — они находятся в хорошем состоянии. Моторная цепь разорвалась после 77 000 километров пробега. Поршневая группа работала без ремонта 40 000 километров. Задняя цепь работает 30 000 тысяч километров. Хочется отметить и слабые места мотоцикла, правда, их немного и можно исправить своими силами. Задние амортизаторы при езде < пас• сажиром срабатывают до конца даже ни сравнительно небольших неровностях дороги — нужны более сильные. Разбалтываются подшипники в ступицах колес. Бывают поломки возвратной пружины вала переключения передач. Считаю, что «Ковровец» — это легкий. удобный, быстроходный. очень надежный. очень выносливый и долговечный мотоцикл. Через журнал «За рулем» хочу выразить искреннюю благодарность всем рабочим и инженерно-техническим работникам Ковровского завода, принимавшим участие в разработке и изготовлении этих прекрасных мотоциклов. П. ПОДЛЕСНЫИ. слесарь завода им. П. Старостина г. Одесса У меня автомобиль «Жигули». Прекрасная машина! Не было еще случая. чтобы она подвела. Одной из основных причин нашего «взаимопонимания» является своевременное и добросовестное техническое обслуживание. Провожу я его всегда в одном и том же месте — на Таурагской станции, у одних и тех же мастеров Э. Кизилиса и В. Карейва. Пришлось как-то понаблюдать за их работой — и я залюбовался ими. И эти товарищи — не исключение. С таким же настроением работает весь коллектив этого небольшого предприятия Пример подчиненным показывает директор Ионас Шакис. Его можно увидеть везде: и на приемке, и на рабочих постах, и беседующим с посетителями. Этому заботливому хозяину помогает мастер-приемщик Р. Шиманскнс. После разговора с ним можно быть спокойным — все будет сделано точно ив срок. Получать автомобиль после такого обслуживания всегда приятно. Водитель может быть спокоен — в дороге ничего не случится. Хочется через ваш журнал передать, работникам станции искреннюю благодарность и пожелать им новых трудовых успехов. И. БАЛАЦКИИ, автолюбитель г. Калининград (областной)По письму приняты мерыЧитатель журнала Г. Маврин купил в магазине № 17 «Москомиссионторга» коробку передач для своего автомобиля. Как выяснилось впоследствии, коробка оказалась бракованной. Однако магазин претензию покупателя принять отказался. Г. Маврин обратился в редакцию. Письмо было направлено в «Москомиссионторг». Заместитель директора торга М. Простякова сообщила, что по заявлению покупателя была создана комиссия из товароведов-специалистов, на основании заключения которой тов. Маврину возвращены деньги.15