В организациях ДОСААФУМНЫЕ СТЕНДЫСовершенствование форм обучения и воспитания водителей — неуклонное требование времени. Сейчас решающим условием является высокий научный уровень практической подготовки курсантов. Введение в учебный процесс тренажеров, обучающих, контролирующих машин, научно-технических достижений и передового опыта — вот пути к решению задач дня. В последние годы в Киевском автомотоклубе ДОСААФ № 2, где начальником М. П. Чернов, силами инструкторско-преподавательекого состава сделаны различные стенды и макеты, действие которых связано с элементами радиоэлектроники. Завоевал популярность тренажер, позволяющий отрабатывать в лабораторных условиях начальные навыки управления автомобилем. Конечно, он еще не так совершенен, как хотелось бы. Нужны тренаясеры, которые будут изготовляться промышленным способом. Всесоюзный конкурс, условия которого я прочитал в вашем журнале, дает этому толчок. Но и тренажер, что построен преподавателями клуба, весьма полезен. На нем возможны включение (в любой последовательности) передач, выжимание педали сцепления и изменение оборотов двигателя. (Его заменяет электромотор с плавной регулировкой оборотов посредством реостата, совмещенного с педалью акселератора.) Элементы автоматики, имеющиеся в схеме тренажера, при ошибках, допускаемых курсантом (рывок б момент включения сцепления, неправильное переключение передачи), вводят в действие систему, которая сигнализирует об ошибках и останавливает электродвигатель. С помощью этого тренажера курсанты, успешно отрабатывают такие элементы вождения автомобиля, как переключение передач, одновременное действие рычагами и педалями. Специалисты подсчитали, что тренажер экономит по крайней мере 25 процентов времени, отведенного на начальное обучение вождению, Электроника нашла применение в ряде других разделов программы при изучении устройства автомобиля, например пневматической тормозной системы. Здесь воздушные магистрали имитируются трубками из органического стекла. Установленные га них электролампочки, зажигаясь поочередно, позволяют проследить направление перемещения воздуха в магистрали. Наглядно видно действие компрессора тормозной системы на разных режимах работы двигателя. На этом же стенде можно отрабатывать регулировку и обслуживание тормозов и одновременно проверять правильность выполняемых работ. Все управление стендом осуществляется при помощи электронного блока, который состоит из электронных задающих генераторов, шаговых искателей и реле. Широко применяется в автомотоклубе проверка знаний по Правилам дорожного движения посредством электронного табло, представляющего собой стенд с изображением всех имеющихся знаков. В секционном каркасе за стендом расположены лампочки, каждая из которых освещает только один знак. В электронном коммутаторе имеется система ввода информации, программирующая последовательность включения знаков и длительность их экспозиции. В процессе урока преподаватель может ввести любую опросную программу, состоящую из набора знаков. Учащийся должен в течение заданного преподавателем времени дать характеристику знака. Большое применение находит электроника при изучении электрооборудования автомобиля. В частности, для изучения системы зажигания автомобиляЗИЛ-130 имеется электронный стенд. Валик прерывателя распределители приподится от электродвигателя, причем число оборотов его можно регу лировать. В стенде предусмотрены регулировка зазора прерывателя И подключение высоковольтных проводов к свечам. Если в процессе сборки и регулировки схемы курсант допускает ошибки, то включается система, сигнализирующая о них, Аналогичные учебные стенды созданы для изучения реле регудятора и системы освещения автомобилей. Много внимания в клубе уделяется программированному обучению. Его рассматривают здесь как одно из действенных средств повышения эффективности всего учебного процесса. Преподаватели знают, что основная идея программированного обучения заключается в управлении процессом усвоения знаний, навыков ив повышении самостоятельности учащихся, Большое значение поэтому имеет непрерывная обратная связь между учащимися и преподавателем. В автомотоклубе оборудован класс программированного контроля, в котором можно одновременно опрашивать 32 человека. На рабочем месте курсанта находится контрольный пульт с тумблерами. Ему предлагается карточка, включающая 10 заданий и по 3—4 варианта ответа на каждый вопрос. Задания на карточке могут быть представлены в виде вопросов, схем или рисунков. На столе преподавателя — контрольный пульт, с помощью которого можно подключать пульт каждого курсанта. Интересен опыт использования кинофрагментов по Правилам движения с последующим программированным опросом. Жизнь убедительно показывает, что подготовка водителя становится наиболее эффективной, когда в учебном процессе широко используются технические средства обучения с применением *,., р адиоэлектроники. А. ПОДУ НОВ г. КиевЗанятии на тренажере проводит преподаватель ский. Электрифицированный класс-экзаменатор.В. Родионов-Ф ото Э. П ершина