Собеслав ЗАСАДАБЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬПрохождение поворотовПрежде всего основное требование: нельзя проезжать поворот на нейтрали. Перед ним нужно включить передачу, на которой собираетесь выходить из поворота. Обычно она ниже той, на которой ехали по прямой. В чем здесь смысл? Включая более низкую передачу перед поворотом, вы сможете получить заметное ускорение при выходе с кривой и, кроме того, что особенно важно, избавляетесь от необходимости переключать передачи во время прохождения поворота. Совершенно очевидно, что здесь нужно избегать торможения. Помните: во много раз лучше занизить скорость при входе в поворот с тем, чтобы иметь возможность преодолеть его плавно и быть готовым к любым неожиданностям. Сколько можно выиграть па более быстром входе в поворот? Совсем немного. Но ваша скорость в конце кривой окажется на 4—5 км/час меньше той, с которой вы могли бы закончить поворот, будь расчет более правильным. А в этом случае теряется уже значительно больше времени. На каком-то ралли мне задали вопрос: можно ли со скоростью 120 км/час войти в данный поворот? «Конечно, — ответил я, — но только один раз». Шутка? Да. Потому что на подобные вопросы всегда можно ответить: «С любой, 200 км/час тоже...» Это если не думать о выходе из поворота. А именно о нем и нужно помнить, выбирая скорость входа в поворот. Бытует мнение: «газ» следует прибавлять с половины кривой. Ошибка. Это необходимо делать с самого начала входа в поворот. В езде спортивной, раллийной на автомобиле с задним приводом такой маневр будет выглядеть следующим образом (рис. 1). Подходим к повороту на высокой скорости, затем резко тормозим. Здесь обращаюсь ко всем водителям: и в обычной езде при резких торможениях возможны заносы. Никакие действия рулем не изменят направления движения. В таких ситуациях инстинкт самосохранения подсказывает: нажимай же на тормоз со всей силой. В протишовес ему снимайте ногу с педали тормоза, чтобы колеоа начали вращаться, и тогда вы снова можете управлять автомобилем. Во время ралли Монте-Карло в 1968 году пережил страшные мгновения на трассе Гданьск—Выдгощ. Выло скользко. Хотел обогнать автобус. Неожиданно с левой боковой дороги выехал грузовик и повернул навстречу мне. На моем спидометре — около 140 км/час. Не успею завершить обгон! Торможу. Ежесекундно возникает блокировка колес. На такой поверхПервый, второй, третий и четвертый отрывки из книги — в журнале «За рулем», 1973, № "2, 4, 6 и 8.Рис. 1. Способы прохождения поворо тов: левый — при раллийной езде на закрытых трассах; сред ний — неправильноепрохождение в обыч ной езде; правый — правильное прохождение в обычной езде (цифры показывают передачи и моменты их включения). ности единственно возможным и наиболее оправданным является так называемое торможение импульсами. Едущий навстречу грузовик растет на глазах. Нахожусь на уровне задних колес автобуса на левой стороне Дороги. Торможу до последней возможности и уже перед самым лобовым ударом с грузовиком отпускаю тормоз и поворачиваю вправо. Удалось! Спасся! «Передок» моего «Порше» почти воткнулся в задний бампер автобуса. Чтобы выполнить такой маневр, нужно иметь самообладание и большую тренировку. Хорошо. Но как тренироваться? Можно, допустим, так. Пустая площадка. Две стойки, на них развешено, например, одеяло или простыня. Едем прямо на препятствие. Тормозим, доводя колеса до юза, а в последний момент перед самым одеялом отпускаем тормоз и поворачиваем влево или вправо. Можно устроить соревнование: кто ближе подъедет к преграде на' заблокированных колесах и объедет ее. Подобных упражнений можно придумать много. Но возвращаюсь к начатому примеру. После торможения включаем ту передачу, на которой собираемся войти в поворот и выйти из него (на рис. 1 передачи показаны цифрами). В поворот въезжаем почти на тормозах: важно загрузить передние колеса. На последней фазе этого легкого торможения поворачиваем руль и эффективным прибавлением «газа» плавно, мягко стараемся сорвать сцепление с дорогой задних колес. Когда зад автомобиля начнет уходить в сторону, то, поворачивая руль навстречу заносу, проходим поворот в скольжении. Маневр этот достаточно труден и непригоден для того, чтобы пользоваться им уже завтра: Однако умение проходить повороты со скольжением, несомненно, пригодится яв езде обычной, повседневной. А теперь снова перехожу к разговору о торможении перед поворотами, так как это исключительно важный момент. Предположим, что едем быстро на четвертой передаче. Перед нами поворот, который нужно пройти со скоростью 70 км/час на второй передаче. Мои действия в этом случае выглядят так. Торможу (педаль все время нажата), включаю третью, как только скорость погаснет до максимально возможной для второй передачи, перехожу на нее. Повторяю: нога от начала маневра не сходила с педали тормоза. Если нужно было сделать «прогазовку», выполнял ее пяткой. Обратите внимание на то, что я не переключал передачи сразу с четвертой на вторую, а «по пути» тормозил еще и на третьей. При переходе на более низкую передачу, не снимая ноги с тормоза, отпускаю сцепление и дополнительно торможу двигателем. Это длится ровно столько, сколько требуется для включения второй передачи. Обороты двигателя здесь приходится определять чутьем, по интуиции; после перехода на вторую передачу не прекращаю торможения. Если автомобиль начинает заносить, то слегка отпускаю тормоз и устанавливаю его в исходное для поворота по-36