Наш «пазик» не спеша катит по узкому, ровному, к ак стекло, шоссе. Здесь, на юге Федеративной Республики Германии, вдали от шумных, стремительных автобанов, жизнь словно замерла. За окном проплывают пустынные автозаправочные станции, почти безлюдные улицы древних миниатюрных городов. Где их начало и конец, определить почти невозможно. Они давно слились, и границы остались только в виде дорожных указателей. Вот в один из таких городов — Куппенхайм мы к держим путь. На поле местного клуба «Пума» должно состояться первое наше выступление в нынешнем розыгрыше Кубка Европы по мотоболу. Первое и самое трудное. Потому что соперник — французская команда «Камарэ» всегда играет против нас сильно,4 как ни с нем другим. В прошлом году французские мотоболисты сумели вырвать победу вКубке . Один-единственный раз за все четыре выступления в этих соревнованиях советская команда осталась без почетного трофея. Кан же сложатся события сегодня? Об этом думает сейчас каждый из нас. Уже более трех тысяч километров проехали мы по дорогам Европы. И ни на минуту не утихали в автобусе шуткии смех. А теперь асе молчат. Задумчиво смотрит в окно Валерий Кузыченко — капитан команды. Для него в мотоболе нет секретов: техничный, стремительный форвард, он всегда (играет тем лучше, чем труднее борьба. Рядом с ним Василий Кравцов, напарник капитана по двойке нападения. Это виртуоз, никто с таким совершенством не владеет мотоциклом, к ак он. Сосредоточенно шнурует мяч Беллвцев. Когда Николай занимает свое место в воротах, они кажутся вдвое шире — столько свободного пространства оставляет его небольшая фигура. Но впечатление меняется, лишь только онвступает в игру: его прыгучесть и реакция поражают. За рулем «пазика» Иван Чудиков. Добродушный и покладистый вжизни , на поле он жесткий , предельно внимательный защитник. Его коллега Николай Анищенко —темпераментный, всюду поспевающий Игрок. А вот 1кашаИ «тяжелая артиллерия» — Николай Нагайкин и Николай Молчанов. Высоние, к репкие парни. Стиль их игры — непрерывно таранить защиту соперников, находиться в самой гуще событий. Здесь особенно опасен Молчанов: его удар с левой, без замаха, как-то 1из под себя почти не заметен, к о мяч после этого летит, словно из катапульты. Конечно, всех труднее будет самому молодому в нашей команде — Андрею Резникову. И не только потому, что дебютирует в международных соревнованиях. Накануне на тренировке он повредил и без того травмированную ногу. Тренер — Виктор Кондратенко. Он приезжал уже сюда в составе команды «Домбай», совершавшей в 1966 году первое зарубежное турне. Но тогда Виктор был игроком, а теперь как наставник элистинского «Автомобилиста» готовит своих подопечных к трудным кубковым поединкам. Установка на предстоящий матч сводилась в основном к следующему: темп и еще раз темп, при первой же возможности бить по воротам. Высокая скорость должна была стать нашим главным союзником. Мы учитывали манеру игры соперников, возраст которых по мотобольным канонам близок к критическому — оноло 38 лет. Да, мы ожидали, что это будет очень трудный поединок. Но то, что он окажется таким изнурительным и отнимет у всех столько физических и моральных сил, никто предполагать не мог. Хотя начало не предвещало бури. У же на 4-й минуте В. Кузыченко со штрафного неотразимо послал мяч всетку ворот «Ка-ЧЕТВЕРТАЯ ПОБЕДА СОВЕТСКИХ МОТОБОЛИСТОВО РАЛЛИ «ЗОЛОТЫЕ ПЕСКИ 73» И ВООБЩЕ О РАЛЛИВ Болгарии я во второй раз. Снова на ралли «Золотые Пески». Снова наши машины, к аки машины других участников — стоит им где-то остановиться, — сейчас же попадают в окружение любопытствующих, и сыплтся вопросы — о лошадиных силах и весе, марке карбюраторов и секундах разгона. В интересе этом чувствуется не простое любопытство, но и знание предмета. Как-никак, в четвертый раз проводит Союз болгарс ких автомобилистов (в прошлом году Автомобильный туринг-клуб реорганизован в Союз) международные ралли, а ужо внутренних соревнованиях и говорить нечего — чемпионат страны, местные первенства. «Болгарская нация — техническая нация». Эти слова — горят ли они неоном на заводском здании или смотрят ярки ­ ми буквами со щита возле дороги, подразумевают, очевидно, не только сегодн яшний день и будущее молодой, развивающейся национальной индустрии, но и образ мыслей, ж изненные интересы людей. Тан, по крайней мере, кажется, когда видишь, мак здесь относятся к автомобилю — наиболее доступному в смысле близкого знакомства представи-телю мира машини потому для многих олицетворяющему этот увлекательный мир. Ралли стартовали на центральной площади курорта Золотые Песни вечером, в девять часов. Толпы людей, выстроившихся вдоль канатов, ограждавших начало трассы, провожали спортсменов в трудный двухтысячекилометровый путь, занимавший по графику ночь, полдня и еще ночь. И на каждом KB, на отдельных участках трассы собирались болельщики, жертвуя сном ради волшебных мгновений, когда после томительного ожидания мимо тебя одна за другой проносятся яркие машины со спортивными номерами 1 эмблемами, когда на финише И этапа, если это не очень трудный этап, они собираются у предупреждающего знака KB и можно подойти совсем близко н даже потрогать капот, под которым остывают после гонки десятки лошадиных сил, и заглянуть в лицо отважным и неутомимым людям, почти фокусникам, кому послушно подчиняются эти силы. Казалось бы, парадоксально: автомобиль становится в нашем обиходе столь же обычным продуктом технической мысли и промышленности, как, с кажем , телевизор, холодильник, радиоприемник,— и такой всеобщий интерес. Дело, очевидно, не в зрелищности. хотя, например, ночью ралли представляет собой картину просто феерическую — и з темноты вырываются и растут с каждой секундой снопы света, излучаемые ярчайшими фарами, они завораживают тебя, только их в это время и видишь. Дело, скорее всего, в уважении к умению человека управлять созданными им могучими машинами. И гонщик с автомобилем наиболее наглядный пример того. (Никого ведь не взволнует наблюдение за человеком, крутящим ручку телевизора.) Да, ралли становятся все более популярными, к акк сам автомобиль. Вчерашнему зрителю, севшему за руль, хочется уже самому попробовать свои си ­ лы в состязаниях. Сужу по своим знакомым. Не один кз них спрашивал, к ак «записаться на ралли». Слово это, мало кому известное два десятка лет казад, прочно вошло в общий словарь. Но социальные проблемы, порожденные автомобилизацией, коснулись и ралли. Ралли — это высокие скорости на дорогах, где движение не закрывается и продолж ают действовать все его правила и люди в автомобилях и без них продолжаютнарушать эти правила. Раздаются голоса, предвещающие близкий закат ралли, а то и просто требующие их запрещения, Наверное, ралли нельзя запретить, как нельзя запретить сам автомобиль, как нельзя повернуть вспять развитие техники вообще. Устроители соревнований принимают свои меры. Уводят их с оживленных дорог, увеличивают общую протяженность скоростных участков, где на время гонок движение закрывается, отдают предпочтение ночи перед днем. Все это создает свои трудности, а их в организации ралли без того немало. Тем не менее ралли развиваются, если можнотакска ­ зать, и количественно и качественно. Они приобретают все большую популярность не только у спортсменов и болельщиков автоспорта. Они уже теснят классические кольцевые гонки в рекламных расчетах автомобильных фирм. Так появился многоэтапный чемпионат мира среди марок. Так в фирменные раллийные машины за руль садятся фирменные гонщики профессионалы. Так в оценке результатов ралли все больший вес приобретают места, занятые в абсолютном зачете, и все меньше почтения вызывают места, занятые в классе. Так, наконец, в более или менее серьезном международном ралли невозможно рассчитывать на успех без серьезной «фирменной» подготовки ;и «фирменного» обслуживания во время соревнований, на трассе. В общем, международные ралли > превращаются в подобие гигантской многоэтапной кольцевой гонки. Ралли отчасти начинают терять свое лицо, а это — у же оборотная -сторона медали. Мы видели, к ак привезли в Золотые Песни на тягачах с полуприцепами и сгружали накануне старта боевые машины ФИАТ, приземистые двухместные спортивные автомобили (штурманы уже объездили трассу на тренировочных машинах, а гонщики прибыли позднее, чтобы «стрельнуть», к ак выражаются раллисты, на некоторых участках). Мы видели на промежуточном финише между двумя турами, нак две команды механиков, прибывшие в двух микроавтобусах, словно муравьи, набросились на эти два ФИАТа и отработанными движениями, без всяких команд принялись потрошить их, заменяя один агрегат за доугим (маркированы были только карбюраторы), чуть ли не все, кроме двигателя, т ак что через час на второй тур го-34