14
15
Сделать Москву образцовым коммунистическим городом — это дело чести всего советского народа.Из отчетного доклада ЦК КПСС XXIV съезду партииIФОРМУЛА АВТОУСЛУГАвтомобилизация властно влияет на облик больших современных городов, на условия жизни в них. Сотням тысяч машин, заполонивших улицы и проезды, нужны многоэтажные транспортные развязки, площадь для стоянок и гаражей. Нужна налаженная служба автосервиса. Генеральный план развития столицы учитывает масштабы автомобилизации и ее потребности на десятилетия вперед, предусматривая многие градостроительные и организационные меры, в числе которых и быстрое развитие автосервиса. Нет нужды доказывать, что исправный, хорошо отрегулированный автомобиль меньше загрязняет воздух, меньше шумит, он надежнее в эксплуатации и реже становится причиной транспортных происшествий. Обеспеченный местом для стоянки, он не мешает движению. Все это сфера деятельности автосервиса, интенсивное развитие которого определено Постановлением Совета Министров СССР от 10 октября 1968 г. «О мерах по улучшению организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств, принадлежащих гражданам». Серьезные задачи поставлены перед объединением «Мосавтотехобслуживание» Главмосавтотранса, отвечающим за этот участок работы в нашей столице, где много индивидуальных автомобилей и число их неуклонно растет. Работе объединения уделяют постоянное внимание городской комитет партии и Моссовет. Насколько важными являются эти задачи, можно судить по тому, что Мосгорисполком уже трижды принимал специальные решения по разным вопросам развития столичного автосервиса. Не секрет, что развитию автотехобслуживания в городе в течение многих лет не уделялось достаточного внимания. Это привело к крайне напряженному положению, которое ощущается и поныне. Исправить его можно лишь с помощью широкой программы, которая приведена в действие. Разработанный исполкомом Моссовета, Глввмосавтотрансом и объединением «Мосавтотехобслуживание» план развития автосервиса в столице предусматривает реконструкцию и расширение действующих станций технического обслуживания и строительство новых. Работы развернулись на всех станциях. Большая их часть представляла собой полукустарные мастерские, разместившиеся под крышами бывших гаражей и автобаз. Пришлось, по существу, заново построить станцию № 6 на Красной Пресне, № 12 на Хорошевском шоссе и № 8 в Тушино. На всех предприятиях обновляется оборудование. На четырех из них заработали камеры по окраске синтетическими эмалями, пущены Так, «по-заводскому» выглядит цех технического обслуживания автомобилей вступившего недавно в строй автоцентра на Варшавском шоссе. два цеха ремонта двигателей и жестяно-сварочный. Все большее применение находит новое диагностическое оборудование. Например, на станции № 12 работает семипостовая диагностическая линия. Введены в эксплуатацию новые станции № 1 и 3, ведется реконструкция еще трех, Расширился ассортимент услуг, значительно увеличился объем обслуживания. Как известно, в этом году в Москве проходила международная выставка «Автосервис-73». В мотеле на Минском шоссе был организован показ диагностической линии «Бош» (ФРГ), Л которая закуплена и продолжает работать. Приобретено мно- Щ го другого отечественного и зарубежного оборудования. О нынешнем состоянии столичного автосервиса дают представление такие цифры и факты. В Москве насчитывается 110 тысяч автомобилей и около 30 тысяч мотоциклов и мотороллеров, находящихся в личном пользовании. Для содержания этого парка в исправном состоянии и удовлетворения запросов авто- и мотолюбителей в городе имеется 15 станций технического обслуживания и 47 охраняемых автостоянок общей вместимостью 7000 машин. Действует станция по ремонту аккумуляторов. Для гостей столицы, путешествующих за рулем, предназначены гостиницы-мотели на Минском и Варшавском шоссе. Успешно работает консультационный отдел, где автолюбители могут получить советы специалистов по техническим вопросам. О нем уже рассказывалось в журнале («За рулем», 1972, № 6). Кроме того, этот отдел составляет калькуляции на восстановительный ремонт аварийных автомобилей, дает их оценку, что значительно упрощает в судах разбор дел о возмещении ущерба от аварий. Сейчас предприятия объединения «Мосавтотехобслуживание» выполняют все виды технического и гарантийного обслу- _.„ живания, а также регулировочные, арматурные, обойные, же- т!!> стяно-сварочные работы, осуществляют замену узлов и агрегатов, гарантийный ремонт мотоколясок инвалидов, мотоциклов и мотороллеров венгерского и чехословацкого производства, оказывают другие услуги. О возросших технических возможностях фирмы свидетельствует тот факт, что в этом году СТО впервые участвовали в проведении годового технического осмотра. Произведя необходимые работы и убедившись в исправности автомобиля, станция свидетельствует это справ-14 кой, которая служит в Госавтоинспекции основанием для отметки о прохождении годового техосмотра. В первой половине текущего года предприятия объединения обслужили на 20 тысяч автомобилей больше, чем за тот же период в 1972 году. Сравнение это — показатель роста. И всетаки до благополучия в сфере автосервиса еще далеко. Причиной тому недостаток производственных мощностей, которы ми располагает объединение. Обратимся снова к цифрам. По расчетным нормам на каждые 150 автомобилей требуется один пост технического обслуживания. Таким образом, только для машин индивидуальных владельцев в Москве сегодня нужно *й- почти 750 постов, а имелось их к началу нынешнего года втрое Щ. меньше — 250. Кроме того, 60 процентов автомобилей московские владельцы эксплуатируют уже свыше пяти лет, а машины с таким стажем требуют крупнообъемного ремонта кузовов, капитальной окраски, они чаще выходят из строя и нуждаются в повышенном внимании. И еще: подавляющее боль шинство москвичей пользуется своими машинами лишь в теплое время года и обращается на станции технического обслуживания в мае—сентябре. Именно в эти пять месяцев предприятия объединения выполняют две трети годового объема работ и, естественно, не могут удовлетворить всех. Перечисленным и объясняются длительные очереди на станциях обслуживания и другие недостатки, вызывающие справедливые нарекания клиентуры и критику в печати. В чем же выход из положения? Конечно, нужно строить новые станции. Это предусмотрено (и об этом речь пойдет ни же). А пока объединение старается совершенствовать организацию обслуживания, максимально использовать существующие возможности. Для этого разработаны и утверждены новые правила пользования услугами станций технического обслуживания, в которых установлены предельные сроки выполнения работ. Введены технические условия приема и ремонта ь автомобилей. Организована предварительная запись на сог Щ пасованное с заказчиком время. Большинство станций работа ет с8 часов утра до 9 часов вечера без выходных дней, а остальные — с одним выходным. Столы заказов и моечные отделения открываются на полчаса раньше, чем начинается смена в цехах. Организована информация об имеющихся в продаже запчастях, из тех, которыми станции обеспечены в доста точном количестве. А на СТО № 12 открыт магазин, продающий запчасти к автомобилям Горьковского автозавода. Скоро такой же магазин для владельцев «москвичей» откроется на станции № 6. Повышается требовательность ко всем работникам объединения, общающимся с клиентами. Через газеты, радио и телевидение мы приглашаем автолюбителей готовить свои машины к летней эксплуатации в осенне-зимний период, когда станции меньше загружены. Кстати, зимой мы даже снижали цены на 20 процентов, но пока ощутимых результатов это не дало. Между тем, если бы удалось ликвидировать «мертвый сезон» и добиться равномерного распределения годовой нагрузки, мы даже в нынешних условиях смогли бы удовлетворить практически значительную часть запросов столичных автолюЙ« бителей. В этой связи большие надежды мы возлагаем на Щ недавно созданное Всероссийское общество автолюбителей. По-видимому, в организованном коллективе легче будет убедить владельцев машин помочь наладить цикличность обслуживания, равномерную в течение года. В нынешнем году объединение готовится начать прием заказов по открыткам на замену кузовов и агрегатов, а также абонементное обслуживание автомобилей, приемку машин в ремонт на дому и доставку их на станции. Создается передвижной пункт технического обслуживания, оснащенный всем необходимым оборудованием, который по вызовам будет обслуживать автомобили по месту их стоянки. Вводятся в действие новые посты самообслуживания и антикоррозионного покрытия днища кузова специальными мастиками. Увеличивается количество машин технической помощи на линии. Намечается ряд других организационных мер и нововведений. А теперь вернемся к плану дальнейшего развития автосервиса в столице. Намечена широкая программа строительства новых, современных станций, мотелей, центров технического обслуживания. В перспективе, за 10—15 лет предстоит ввести в действие 22 крупных, оснащенных новейшим оборудован ием предприятия. Семь вошли и войдут в строй в течение ны"-(ейшей пятилетки. Какое солидное пополнение получит столичная служба автосервиса к концу пятилетки, можно судить по характеристике центра на Варшавском шоссе, предназначенного для технического обслуживания и ремонта «жигулей». В его комплекс входят СТО на 250 рабочих постов, на которых могут пройти обслуживание и ремонт свыше 500 машин за день, магазины для продажи новых и комиссионных автомобилей и запасных я-СХЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ СТАНЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В МОСКВЕчастей к ним, автодром, демонстрационный зал «Автоэкспор та», стоянка на 1000 машин. Производственная часть этого центра уже сдана в эксплуатацию, а на 1975 год намечено ввести в строй такой же по мощности центр технического обслуживания возле пересечения Московской кольцевой дороги с Минским шоссе. Всего к концу пятилетки проектируется увеличить производственную базу столичного автосервиса на 1098 рабочих постов, то есть более чем в пять раз, что обеспечит полное удовлетворение запросов владельцев машин. Уже в текущем году ввод новых предприятий позволил более чем вдвое увеличить имеющиеся производственные мощности. Сдана в эксплуатацию станция № 3 на ул. Зорге для автомобилей ЗАЗ. Это решает проблему обслуживания «запорожцев» на ближайшие годы. Особенно остро стоит вопрос о хранении индивидуальных автомобилей. Большая часть из них ночует на улицах, 6 процентов хранится на открытых платных стоянках, и лишь одна из каждых десяти машин обеспечена местом в гараже. Строительство гаражей и стоянок ведется крайне медленно и неорганизованно. Тормозом, в частности, являются и такие обстоятельства, как отсутствие проектной документации на гаражи-стоянки, особенно повышенной этажности, отсутствие специальной организации для такого строительства. Помехой служат и устаревшие завышенные нормы санитарных ч противопожарных разрывов между жилыми домами и стоянками, в результате чего оказывается немозможным использовать подходящие площадки. Между тем неблагоустроенность автомобилей ложится дополнительным грузом на техническую службу автосервиса, поскольку не имеющие пристанища машины быстрее стареют, чаще выходят из строя, Поэтому в плане развития столичного автосервиса значительное внимание уделяется и проблеме хранения машин. До конца пятилетки в разных районах Москвы будет оборудовано 14 новых охраняемых стоянок на 3120 мест. Вот адреса некоторых из них: на Лихачевском шоссе, возле станции метро «Кутузовская», а Текстильщиках, около телецентра в Останкино, на улице Лобачевского. В девятой пятилетке объединению предстоит увеличить объем работ по бытовому обслуживанию в 3, 2 раза и по объему продукции в 2,1 раза. Этот план успешно претворяется в жизнь и, безусловно, будет выполнен. В. СЛОБОДЧИКОВ, начальник объединения «Мосавтотехобслуживание»15