«Скорая» мчалась на вызов. Включив сирену, водитель миновал один перекресток, другой... К третьему подъехал при красном сигнале светофора, Впоследствии он писал в объяснении, что «видел, как остановился автобус, движущийся на зеленый сигнал по пересекающей улице, а потому продолжал движение на красный свет». Однако в правом ряду за автобусом шел троллейбус. С ним и столкнулся автомобиль скорой помощи. Как оказалось, водитель троллейбуса его не видел (да и не мог видеть из-за стоящего автобуса), а сигнала сирены не слышал. Случилось это в Черкассах на пересечении улицы Энгельса с Октябрьской. Работники ГАИ усмотрели в происшествии вину и водителя «скорой». «Как же так? — пишут его коллеги. — В чем же роль сигналов типа «Сирена»? Зачем же тогда в правилах движения есть особая оговорка и льготы, которыми пользуются автомобили со специальным сигналом?»Для вас и вашей машины«СИГНАЛ-372»Темной ночью в машине случилась неисправность. Вы вынуждены оставить ее на обочине дороги, отправившись за помощью. Или автомобилю пришлось зано чевать на проезжей части неосвещенного переулка. В таких случаях владельца беспокоит опасение, как бы машину не зацепил другой водитель, слишком позд но заметив при свете фар ее темный си луэт. В этой ситуации вам поможет «Сигнал-372» — световой сигнализатор. выпускаемый Павлово-Посадским заводом «Экситон». Это легкая пластмассе вая коробочка размером с пачку сига рет. Резиновой присоской она крепится изнутри к заднему стеклу машины. Включается электроника, и встроенный в сигнализатор фотоэлемент начинает свою вахту. Уловив свет фар приближающегося автомобиля, он включает мигалку, предупреждающую оранжевыми вспышками о стоящей машине. Фары промчались мимо, и вспышки прекраща ются до следующей засветки. Питается прибор от двух малогабаритных элемен тов «316» и в выключенном состоянии энергии не расходует. Цена «Сигна ла-372» — 7 рублей.Ктовиноват?СПЕШИ НЕТОРОПЯСЬНу что ж, давайте перечитаем пункт 13 Правил дорожного движения и вникнем в его суть. «Водитель транспортного средства, оборудованного специальными звуковыми и световыми сигналами (сигналы типа «Сирена», проблесковый маячок и другие), при выполнении служебного задания может отступать от предписаний глав IV, V (исключая сигналы регулировщиков), VI, VII и VIII настоящих Правил при условии обеспечения безопасности движения». Что из этого следует? Во-первых, то, что водителям оговоренных здесь транспортных средств дозволены отступления не от любых вообще предписаний Правил. Как и все, они должны управлять исправными машинами, быть трезвыми и выполнять все прочие общие обязанности водителей. Как и все, они должны подчиняться сигналам регулировщиков, следовать установленному порядку движения в особых условиях, правилам перевозки пассажиров. Во-вторых, и это в данном случае главное, все разрешенные им отступления от Правил допустимы при условии обеспечения безопасности движения. Так что водителям спецмашин приходится принимать решения не только за себя, но и за других водителей, учитывать их возможности, их условия движения. Вернемся к аварии, о которой идет речь. Водитель «скорой помощи», включив сирену, заметил, что автомобили, идущие слева наперерез, остановились. Притормозил, пропуская его, и автобус, подъехавший справа. Но при многорядном движении надо было быть предельно осторожным. Хотя ЛиАЗ и крупная машина, штанги троллейбуса над крышей автобуса заметить можно было. К тому же, по-видимому, шофер «скорой помощи» хорошо знал, что на этом перекрестке проходит троллейбусный маршрут, я должен 'был все это учесть. Почему водитель троллейбуса не слышал сигнал сирены и не видел автомобиля скорой помощи, понять нетрудно. Он двигался в первом ряду справа от автобуса, и тот закрывал ему обзор влево, откуда приближался автомобиль скорой помощи. Работающий рядом двигатель автобуса, шум в кабине (а может быть, в это время работал и компрессор троллейбуса) не позволили ему услышать сирену и принять соответствующие меры для пропуска «скорой помощи». Вот почему только на подачу сигнала водителю «скорой» полагаться было нельзя. Роль «Сирены» — привлечь внимание участников движения, помочь обнаружить оборудованный спецсигналом автомобиль. А сумели ли они это сделать и есть ли у них возможность уступить ему дорогу, надо решать, в каждом конкретном случае самостоятельно. Это ответ на первый вопрос авторов письма. Теперь по поводу второго вопроса. Отступления от Правил дорожного движения, которыми могут пользоваться водители автомобилей с сигналом «Сирена», конечно, необходимы. Ведь эти автомобили — скорой медицинской помощи, пожарные, органов милиции, аварийные коммунальных служб и другие, выполняя оперативные задания, должны прибыть к месту вызова как можно быстрее. Им можно обгонять другие даже в зоне действия запрещающих знаков, им можно и повернуть там, где всем остальным поворот запрещен, и т. д. Им можно, наконец, пересечь перекресток и при запрещающем сигнале светофора, но не «на авось», а только тогда, когда водители их убеждены, что это не скажется, повторяем, на безопасности движения. В этом смысле мы и применили (несколько перефразировав) в заголовке наших заметок поговорку — «Спеши неторопясь» — «е торопясь в оценке обстановки на дороге. На этом можно было бы поставить точку. Но есть в письме в редакцию еще один вопрос. «Может быть, данный случай, — пишут водители, — следствие недоработки инженеров по безопасности движения тех автотранспортных предприятий, где есть аатомобили с сигналами типа «Сирена»?» Что ж, ответить на него утвердительно в связи с разбираемой аварией у нас нет оснований. Однако тот факт, что случаи, подобные рассмотренному, увы, нередки ив других городах, допускает и такое предположение. Конечно, было бы очень хорошо, если бы инженеры по безопасности движения таких особых автотранспортных предприятий время от времени проводили специальные занятия, на которых подробно рассматривали права и обязанности водителей специальных автомобилей, разъясняли им во всех тонкостях смысл пункта 13 Правил, а главное, показывали на примерах, как обеспечивать безопасность движения при выполнении оперативных заданий. Самим же водителям мы хотим в заключение сказать следующее. Естественно, надо стремиться как можно быстрее приехать к месту бедствия. Но лучше прибыть туда на одну минуту позже, чем не доехать совсем. А. ШУМОВ. заведующий лабораторией автотехнических экспертиз ВНИИСЭ[Д[Щ[Д|^^^у||ЩДЦ^ЦЩЦ|' • ^^•мШ&&^щWjSsgg^щ^•ДР!*ДЙй*>-,',.•ЗИП-73В обстановке напряженного уличного движения водители нередко забывают выключить указатель поворота после завершения маневра. А это сбивает с толку остальных участников движения и может стать причиной больших непри ятностей. Забыть о включенных мигающих лампочках указателей поворота не даст миниатюрный электронный звуковой индикатор поворота ЗИП-73, выпускаемый тем же Павлово-Посадским заводом «Экситон». Подключенный параллельно с контрольной лампочкой, он в такт с ее миганием будет подавать негромкие гудки-напоминания. Питается прибор от аккумуляторной батареи автомобиля при любой полярности ее включения. Тембр звучания регулируется. Цена ЗИП-73 — 5 рублей.25