ПОЧТА «ЗЕЛЕНОЙВОЛНЫ»ОБЫКНОВЕННОЕ МУЖЕСТВОВ зной и распутицу, мороз и метель, днем и ночью бегут по дорогам страны автомобили. За рулем — целая армия шоферов. С какими только неожиданностями не приходится сталкиваться им в пути. Профессия водителя — одна из тех, что вырабатывает в человеке мужество, решительность, ловкость. Не случайно среди добровольных помощников милиции в наведении порядка так много шоферов. Мы хотим рассказать здесь о некоторых из них. СХВАТКА В КАБИНЕ Шофер Горьковского автопредприятия по перегону автомобилей А. Телицын вел новый грузовик в Вильнюс. К ночи он добрался до Москвы и решил передохнуть. На кольцевой дороге свернул к площадке для стоянки и, закрывшись в кабине, уснул. Среди ночи дверь кабины распахнулась и виска шофера коснулось дуло охотничьего ружья. Угрожал оружием верзила лет двадцати пяти. — Поехали, — скомандовал он, — если жить хочешь. Сон как рукой сняло. Что делать? Вокруг ни души. До ближайшего поста милиции далеко. — Куда ехать-то? — пытался потянуть время шофер. — В Киев... и побыстрее. Вздумаешь где затормозить — пристрелю. Решил ехать. С кольцевой дороги машина свернула на Симферопольское шоссе, а в районе Подольска — на Брестское. Впереди показался пост ГАИ. Инспектор дорожного надзора старший лейтенант милиции К. Зенин по бешеной пляске лучей фар определил, что грузовик идет на очень высокой скорости, и взмахом жезла приказал водителю остановиться. И тут, немолодой уже человек, Телицын понял, что можно действовать: оставив руль и притормозив, он обеими руками схватился за ствол ружья и отвел его в сторону. Сразу же прогремел выстрел. ...Неуправляемая машина оказалась на обочине и уткнулась в столб. На помощь шоферу подоспел инспектор ГАИ. Вдвоем они обезоружили и задержали преступника, которым оказался некий Е. Зубарев, судимый в прошлом за вооруженное ограбление. Выяснилось, что ружье с патронами он украл в ту ночь в подмосковном совхозе «Белая дача». ГРАБИТЕЛИ НЕ УШЛИ События разворачивались как в детективном фильме. Средь бела дня в магазин № 172 города Шахты Ростовской области ворвались двое в черных масках. Угрожая ножом перепуганному продавцу и покупателям, забрали из кассы выручку. Все произошло в считанные мгновения. Едва преступники вышли, к"ак следом за ними с криком о помощи выбежал продавец. Неподалеку находился водитель автобуса автоколонны № 1422 Николай Сазонов. Поняв, что произошло, он кинулся в погоню за грабителями. Одного из них он настиг. Тот отчаянно сопротивлялся, но шофер оказался посильнее. Ему удалось скрутить руки задержанному и связать его. Тем временем подъехала оперативная группа милиции. Сазонов передал ей преступника, у которого при обыске изъяли награбленные деньги и маску. В тот же день поймали и его сообщника. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за смелость и находчивость, проявленные при задержании вооруженного преступника, Сазонов Николай Георгиевич награжден медалью «За отличную службу по охране общественного порядка». ИМЕННЫЕ ЧАСЫ ШОФЕРА ЧЕРВОНОГО В автотранспортное предприятие М° 09102 Киева приехал необычный гость — начальник Управления внутренних дел Киевского горисполкома комиссар милиции III ранга В. Захаров. В торжественной обстановке он вручил водителю такси Владимиру Елисеевичу Червоному именные часы. Этой наградой он удостоился за смелость и отвагу при задержании опасного преступника. ...Рабочий день близился к концу. Вечером, когда Червоный уже собирался возвращаться в парк, машину остановил молодой человек лет двадцати. Попросил доставить его в другой район города. Когда прибыли на место, незнакомец, сидевший рядом с водителем, попросил свернуть на тихую улицу. «Приехали!» — сказал он. Едва Червоный успел затормозить, как перед «им блеснуло дуло револьвера. «А ну выходи!» — скомандовал бандит. Сердце шофера лихорадочно забилось, в горле пересохло. Отдать машину? Она же станет помощницей преступника. Делая вид, будто собирается покинуть такси, Червоный что есть силы ударил по руке, державшей оружие, а затем навалился на преступника, обезоружил его и скрутил руки. В это время в кабину заглянул случайный прохожий, шофер попросил его вызвать милицию. Благодаря смелости и отваге водителя такси были задержаны опасные преступники Н. Жук и В. Дорошенко. Выяснилось, что незадолго до этого они напали на работника охраны шахты № 116 Киевметростроя Ф. Лютого и отобрали у него револьвер. Тот самый, под угрозой которого Жук пытался завладеть автомобилем. Е. ПОПОКСчитаю secb.Mct полезной серию материалов «Пока не подоспела 03» о первой доврачебной медицинской помощи в водительской практике. И прежде всего рекомендацию укомплектовать простенькую аптечку автомобилиста, которая всегда может понадобиться и самому владельцу. Насколько это правильно, я испытал на себе. Случилось так, что, открывая багажник «Запорожца», я поцарапал руку. Будь в машине аптечка, можно было бы заклеить ранку пластырем или перевязать ее, и никаких хлопот она мне больше не доставила бы. А получилось по-другому. Вскоре, заправляясь. я неосторожно облил царапину бензином. Спустя шесть часов рука сильно воспалилась. Когда приехал в медпункт, воспаление достигло плеча. Мне сделали блокаду, уколы, наложили шину. Я вышел из строя почти на две недели, причем первые пять дней болезни мне не оплачивались, поскольку травма не производственная. Вот чем обернулось отсутствие в машине аптечки. Теперь считаю своим долгом настоятельно рекомендовать всем водителям: укомплектуйте аптечку и всегда возите ее с собой.Эстонская ССР, Тартуский район, дер. Хааге В. Б АБУШКИНВряд ли сейчас есть необходимость кого-либо убеждать в пользе защитного шлема. Он спас жизнь многим людям, уберег от серьезных травм. И все-таки бывают случаи, когда в больницу доставляют мотоциклиста со смертельной травмой головы и... разбитым шлемом. Вот почему важно иметь представление об амортизационных свойствах и прочности различных типов шлемов, изготовленных из разных материалов, о значении внутренней экипировки шлемов. Этими и другими вопросами, связанными с черепно-мозговыми травмами мотоциклистов, занимаются медики исследовательской лаборатории нейротравматологии при Рижском медицинском институте. Мотошлемы у нас делают в основном из стеклопластика и полиэтилена. Какие из них предпочтительнее? Результаты исследований, подкрепленные клинической практикой, говорят о явном преимуществе стеклопластика. Он прочнее полиэтилена и. главное, мягче, а потому при ударе деформируется, не растрескиваясь. надежнее защищая голову. Полиэтилен, уступая по механическим показателям стеклопластику почти на 17 процентов, имеет еще один серьезный недостаток: от времени он стареет, становится хрупким, и тогда шлем при ударе легко разрушается, образуя острые осколки, ранящие голову. Амортизационные свойства шлема в большой степени зависят от устройства и качества его внутренней экипировки, ременной подвески, материала и состояния прокладок, в особенности на лобной и теменной частях — на них чаще всего приходятся удары при падениях. Эксперименты показали, что со временем в результате старения амортизационные качества внутренней отделки шлема значительно ухудшаются. Из этих соображений через каждые пять лет шлем лучше сменять на новый. Специалисты продолжают исследования. Они помогут совершенствовать конструкцию шлема для мотоциклистов, сделать его абсолютно надежным и долговечным.И. г. Рига ПУРИНЬШ, Я. К УПИ28