Выгодно мШАГИПЯТИЛЕТКИРасширить контейнерные и пакетные перевозки грузов с внедрением большегрузных контейнеров.Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годывсякий раз, когда я проезжаю по дорогам Белоруссии, а делаю это не так уж редко, вижу большегрузные автопоезда, в кузовах которых возвышаются прямоугольные коричневые контейнеры. Автомобильные контейнерные перевозки грузов у нас в республике нашли самое широкое распространение. Они стали просто необходимы с интенсивным развитием 'производственных связей между предприятиями, увеличившимся объемом кооперированных .поставок. Одновременно возросла покупательная способность населения, спрос на товары широкого потребления, а вместе с этим — потребности в быстром и непрерывном перемещении сырья, материалов, готовой продукции, полуфабрикатов. Иными словами, надо было создать постоянно действующий конвейер, способный соединить отправителей и получателей грузов. В новых условиях речь мопла идти только об автотранспорте. Как поступали раньше отправители мелких партий грузов, если следовало доставить их из одного города республики в другой? Обычно независимо от расстояния пользовались услугами железной дороги и испытывали массу неудобств. Прежде всего нужно было упаковать грузы в ящики {в. «незатаренном» виде железнодорожники не принимали их к отправке). Для этого содержали специальный штат рабочих, а иногда создавали тарные цехи и другие подразделения. Далее отправители своими силами (обычно автомобилями) доставляли грузы на железнодорожную станцию, выгружали и сдавали их там. Не меньше забот ложилось на плечи получателей, которым также все приходилось делать самим: принимать, грузить, вывозить с железной дороги и выгружать у себя предназначенные им ящики. iHo главное — растягивались сроки доставки, причем трех- и четырехкратные перевалки с одного вида транспорта на другой влекли потери. Некоторые предприятия, стремясь ускорить перемещение и обеспечить сохранность грузов, перевозили их своими автомобилями. Недостатки этого способа очевидны. Вонпервых, на расстояние 100—200 километров, а иногда и более посылали машины малой или средней грузоподъемности, что само но себе невыгодно. Они загромождали дороги, осложняли движение. И шоферов требовалось немало. Затем, в обратном направлении, как правило, машины шли порожними. В поездках обязательно участвовали экспедиторы, а нередко и грузчики. Из сферы производства тем самым отвлекались необходимые там люди. Наконец, отсутствие механизации при 'погрузке и выгрузке мешало повысить производительность труда, влекло большие простои автомобилей. Даже с натяжкой такие перевозки нельзя назвать регулярными. Поэтому получатели не могли быть уверены в том, что грузы для них поступят своевременно. Работники Минского управления автомобильных дорог и его подразделений настойчиво искали возможности улучшить использование транспорта, совершенствовать междугородные перевозки. Для мелких отправок предпочтение было отдано контейнерному методу. Давно известный на автомобильном транспорте, он в новых условиях был наполнен новым содержанием. Белорусские автотранспортники не без основания считают себя пионерами междугородных контейнерных перевозок в стране. Начало им было положено 10 лет назад. Тогда на трассе Минок — Могилев 'появились первые автомобиликонтейнеровозы. Два года экспериментов убедительно доказали: контейнер сулит большие выгоды. С 1965 года ра-. ботники автотранспорта приступили к регулярной контейнерной доставке грузов в пределах республики. Из года в год совершенствовалась ее организация, расширялись объемы. Сегодня мы с полной уверенностью говорим: создана стройная система контейнерных перевозок, четко выполняется связанный с ними комплекс работ и, как результат,— завоевано доверие клиентуры. Например, базы Главснаба при Совете Министров БССР почти полностью перешли на транспортировку грузов в автомобильных контейнерах, отказавшись от услуг железной дороги. Только в них доставляется продукция Бобруйского кожзавода Минскому обувному объединению «Луч». По графику Минский тракторный завод получает транспортируемые в контейнерах метизы из города Речицы. В контейнерах поставляются различная металлическая галантерея и ювелирные изделия, трикотаж, детали машин, строительные материалы, про дукты питания и многие другие товары О масштабах и развитии междугород ных автомобильных контейнерных перевозок в Белоруссии говорят цифры. В 1972 году объем перевозок по сравнению с 1965 годом возрос почти в 6,5 раза и составил 320 тысяч тонн. Парк контейнеров увеличился в четыре раза, а средняя выработка {в тоннах) на каждый из них — в 1,6 раза. Автоэкспедиционные комбинаты (АТЭКи) управления обслуживают по этому методу около 350 предприятий и снабженческо-сбытовых организаций почти во всех городах республики. Несколько слов о материальной основе перевозок. Контейнерный парк Минавтотранса Белоруссии насчитывает около четырех тысяч единиц. Примерно две трети из них грузоподъемностью в одну тонну, остальные — трехтонные. Изготовляет эти универсальные (пригодные практически для любых мелких отправок) контейнеры Бобруйский опытномеханический завод министерства. Они условно закреплены за автомобильными и транопортно-экопвдиционными комбинатами, числятся на их балансах, но эксплуатируются обезличенно. Обезличенно, но не бесконтрольно! Ежесуточно комбинаты представляют управлению оперативные диспетчерские донесения о местонахождении контейнеров, а два раза в год проводится их инвентаризация. Технология самих перевозок достаточно проста. Организующим началом служат контейнерные площадки, созданные во всех крупных городах при, АТЭКах. Там выполняется комплекс операций, объединяемых термином «переработка контейнеров»: их грузят и выгружают, хранят небольшое время, подбирают по направлениям и оттуда развозят клиентам. Территория каждой площадки делится на два участка, расположенные вдоль фронта тюгрузочно-вцгрузочных работ. Первый специализируется на подгруллировке по пунктам назначения и отправлении собранных от всех грузоотправителей контейнеров в другие города. Второй — на вывозке грузополучателям прибывших в данный город контейнеров. Все операции механизированы. Здесь применяются автопогрузчики, кранбалки, козловые краны. Предприятия и снабженческо-сбытовые базы, получающие и стравляющие грузы в контейнерах, организуют усебя обменные пункты, также оснащенные подъемными механизмами. На пункты шоферы АТЭКов доставляют с площадок груженые или порожние контейнеры, отсюда забирают подготовленные к отправке. Таких автомобилей — сборщиков и разборщиков контейнеров — около 100. На обменных пунктах отправители своими силами загружают контейнеры, пломбируют и сдают шоферам. А те доставляют их в автомобилях-сборщиках на контейнерную площадку, откуда, после подгруппировки по направлениям, контейнеры в большегрузных автопоездах следуют к месту назначения. Здесь выступает на первый план главное действующее лицо междугородных контейнерных перевозок — шофер автопоезда-контейнеровоза. С этого момента он несет полную ответственность за доставку грузов, совмещая, таким образом, функции экспедитора. Автопоезд-контейнеровоз обычно состоит из тягача «Колхида» или МАЗ-504 и двух прицепов и вмещает 16 однотонных контейнеров. Движение автопоездов организовано по графику. Это и определяет методы перевозок. На сравнительно коротких расстояниях, например на перегоне Минск—Борисов, применяется маятниковая система, при которой тягач работает как линейный, с заменой полуприцепа на конечных пунктах. Из столицы республики в областные центры и между ними автопоезда следуют по системе тяговых плеч. Это означает, что на трассе имеются промежуточные перецепные пункты, где заменяются тягачи. Готовят полуприцепы к очередным рейсам на этих пунктах маневровые тягачи. Среднее расстояние контейнерных перевозок в Белоруссии составляет 256 километров. Что же дает этот метод организации транспортного процесса? Его внедрение помогает успешно решать задачи, поставленные XXIV съездом партии перед автотранспортом в области производственных связей и торговли. В выигрыше, как показал анализ, оказались все: народное хозяйство республики в целом, предприятия и организации — отправители и получатели грузов, наконец, работники транспорта, и в первую очередь шоферы. Большой эффект дает четкое разграничение сфер действия железнодорож-Контейиерная площадка в Минске. Отсюда, после переработки, контейнеры с грузами доставляют в адреса клиентов. Фото В. Ширшованого и автомобильного транспорта. С железной дороги сняты не свойственные ей короткопробежные перевозки мелких партий грузов. Автомобилисты взяли на себя их доставку и сумели рационально организовать транспортный процесс. Иными словами, обе стороны остались в выигрыше. Да и внутри автомобильного транспорта произошло рациональное разделение труда. К минимуму сведено участие в^_ 1 междугородных перевозках автомобилей t? " малой и средней грузоподъемности. На ' смену им пришли большегрузные автопоезда-контейнеровозы. Они, в свою очередь, освобождены от маневровой работы и операций, связанных со сбором и раздачей контейнеров. Все это способствует увеличению производительности труда, открывает перед автомобилистами большие возможности в повышении эффективности эксплуатации каждого автомобиля. Достаточно сказать, что коэффициент использования пробега при регулярной доставке контейнеров автопоездами составляет 0,96. Это очень высокий показатель. Контейнерные перевозки принесли немалую выгоду предприятиям и организациям. Теперь им не нужны складские помещения, не требуются обслуживающий их персонал, грузчики. А какая экономия достигается за счет тары! ^ Но самое главное — выигрыш во вре-<8Ц мени. Значительно ускорилась доставка грузов, сократились расходы на транспортировку. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что применение контейнеров дает возможность организовать перевозку мелких отправок «от двери до двери» без перегрузки. Благодаря этому они лучше сохраняются, и практически исключаются потери в пути следования. Благоприятные условия созданы для шоферов, участвующих в контейнерных перевозках. Они освобождены от забот по загрузке автомобилей в обратном направлении. Время погрузки—выгрузки максимально уплотнено: ведь ручной труд практически исключен. Расписания движения автопоездов-контейнеровозов предусматривают рациональный режим труда и отдыха шоферов. Если они ока- . запись вдали от дома, к их услугам ком - А , наты отдыха при АТЭКах, насчитывающие^ 400 мест. Да и заработок водителей, занятых на междугородных контейнерных перевозках, под стать их производительности труда: высокий и стабильный — 250—300 рублей в месяц. Доставлять грузы быстро, сохранно, с наименьшими затратами — требование времени. Эту триединую задачу отлично решают контейнерные перевозки. Не случайно в девятой пятилетке они неуклонно развиваются. С железнодорожного на автомобильный транспорт переключается ряд грузов, перевозимых на расстояние 200 километров. Предприятия, получающие и отправляющие более пяти контейнеров в день, организуют обменные пункты. Расширяется сеть контейнерных площадок общего пользования. Пополняется парк — к концу пятилетки будет изготовлено 2500 трехтонных и начнется выпуск пятитонных универсальны автомобильных контейнеров. Наша задача — всемерно развивать прогрессивный метод в организации перевозок. За ним будущее. С. ТЕРЕШКО, начальник Минского управления автомобильных дорог г. МинскW