СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТАНА ПОРОГЕ ЗИМЫшие в покрышках, и удалите их. После мойки с порошком на мотоцикле могут остаться пятна. Их не будет, если вы закончите водные процедуры обильным душем и протрете все поверхности сухой ветошью. Но еще никому не удавалось с помощью ветоши полностью удалить воду между ребрами цилиндров и головки. А вот другим способом сделать это можно легко и быстро: достаточно дать двигателю поработать 10 минут. Цилиндры и головки прогреются, и вода бесследно испарится. Часто между мотоциклистами возникает спор: нужно ли осенью снимать нагар? Не берусь ответить на вопрос однозначно, дело во вкусе ив условиях хранения. Но если водитель зимой ни разу не намерен подходить к мотоциклу и не собирается использовать это время для ремонта, то осень — самое подходящее время для удаления нагара. Весной очень хочется - быстрее выехать, и не у каждого хватает самообладания заниматься «грязными делами» на пороге сезона. Значит, решено — удаляем нагар осенью. С головки цилиндра и поршня лучше снимать его специально заточенным скребком или шабером. А после того, как твердая «чешуя» будет ликвидирована, можно пройтись по поверхностям мелкозернистой шкуркой. Из выпускных окон цилиндров нагар удаляют тем же способом. А вот очистку выпускных труб и глушителей можно механизировать. Нагар в них поддается проволочному ершу, стержень которого вращается при помощи дрели. Если нет готового ерша, его с успехом заменит стальной трос, у которого расплетен конец. С разборными глушителями дело обстоит просто: достаточно вынуть акустический фильтр и прожечь его пламенем. А неразборные (которых сейчас, кстати говоря, очень мало) тоже прожигают, но иным способом. Снятый с мотоцикла глушитель располагают так, чтобы узкий (задний) его конец находился вверху, под вытяжкой или вентилятором, а к более широкому концу можно было подвести пламя паяльной лампы или смоченной бензином горящей тряпки. В глушителе создается хорошая тяга, и уже через 2—3 минуты лампу можно убрать — нагар выгорит сам. При этом не нужно опасаться, что глушитель прогорит или посинеет — этого не случится. Теперь снова поставьте цилиндр (или цилиндры) на место — при этом постарайтесь не поломать поршневые кольца! — подтяните головку, установите выпускную трубу и глушитель. Убедитесь, что двигатель работает нормально, и после прогрева приступайте к его консервации. У мотоциклистов в ходу два способа. Первый приводится почти во всех инструкциях. Суть его в следующем. Выворачивают свечи ив 3каждый цилиндр заливают 25—30 см масла. Затем для смазывания стенок цилиндров несколько раз медленно проворачивают коленчатый вал. При этом способе у двухтактных двигателей большая часть масла бесполезно уходит в перепускные окна, а нижняя головка шатуна и коренные подшипники совсем (или почти совсем) не смазываются. 'Поэтому предподчителен другой способ, гораздо более надежный и эффективный. Двигатель прогревают до рабочей температуры, как в первом случае. Затем (при работающем двигателе) отсоединяют от карбюратора патрубок воздушного фильтра и во входное отверстие карбюратора масленкой или по-иному, скажем, резиновой грушей, впрыскивают постепенно, малыми дозами примерно 100—150 г масла МС-20. При этом следует поддерживать повышенные обороты двигателя, не давая ему заглохнуть от замасливания -£-=свечей. Густой темный дым из глуши- ' Я телей служит сигналом, что в картер двигателя попало достаточное количество масла. В это время следует закрыть бенаокраник и полностью выработать топливо из поплавковой камеры. Остается плотно закрыть промасленной бумагой или пленкой патрубок карбюратора и отверстия глушителей — и за двигатель можно быть спокойным. Он благополучно перезимует при любых, самых неблагоприятных условиях. По поводу хранения бензобака также существуют разные мнения. Одни уверяют, что лучше на зиму заправлять бак «под пробку», и приводят резонные доводы: в нем не скапливается конденсат, он не подвергается коррозии. Другие говорят, что хранить полный бак бензина в течение не- ^ скольких месяцев в гараже — большой риск: могут скопиться пары бензина — недалеко и до беды. Да и качество хранящегося таким образом бензина падает с каждым днем, что может стать причиной затрудненного пуска двигателя весной. И та и другая точки зрения, как видим, не лишены оснований, но все же последние доводы убедительнее. Поэтому на зиму лучше бензин из бака слить, бак ополоснуть изнутри маслом, закрыть пробкой, а отверстие в ней заклеить липкой лентой. Вы установили мотоцикл на центральную подставку? Правильно! Теперь измерьте давление в шинах. Нормальное? Хорошо! Но нет нужды подвергать нити корда бесцельному растяжению в течение нескольких месяцев. Давление следует уменьшить до 0,7—лм 0,8 атм. Этим заканчивается забота cF' w колесах. Следующий, весьма важный объект внимания — тросы управления. Не один мотоциклист поплатился за легкомысленное отношение к ним, а между тем их консервация очень проста. Самый легкий способ — снять все тросы и уложить их кольцом в просторную посуду со смесью из равныхС каким нетерпением ждем мы весны! Кажется, конца «рая нет морозам, да снегопадам, тянутся дни длинныепредлинные (всего-то 7—8 часов!),: а про ночи и говорить не приходится. Но весна приходит — и закрутило, понесло, захлестнуло половодье буйных ликующих дней. Не успели порадоваться — а весна уже кончилась. Только стали обретать настоящую «форму» — лето промелькнуло! И вот уже осень властно и настойчиво напоминает: кончается сезон. Все чаще мы просыпаемся утром под тихий шелест дождя и убеждаемся, что и сегодня двухколесному другу придется остаться дома, а на работу — повезет общественный транспорт. Наконец, наступает и такой день, когда того я гляди полетят «белые мухи», и мы решаем, что мотоцикл пора ставить на консервацию до весны. В энциклопедии читаем: «консервация» — от латинского conservatio — сохранение. Итак, задача консервации — обеспечить сохранность всех деталей в течение того промежутка времени, когда мотоциклом не пользуются. Если гараж теплый — вопрос практически отпадает. В таком гараже мотоцикл может простоять три-четыре месяца, и на нем после этого можно сразу ехать. Он ие нуждается в дополнительном уходе (исключение составляет аккумуляторная батарея — но о ней особый разговор). Если же гараж неотапливаемый или, что еще хуже, вместо крыши у железного друга — только неласковое осенне-зимнее небо, то придется последний раз в сезоне влезть в свой ремонтный комбинезон и подарить мотоциклу один выходной день в обмен на счастливые минуты, которые он доставил прошедшим летом и еще доставит в будущем. Переодевшись, нужно запастись для начала ведром, щеткой, керосином, теплой водой, ветошью и стиральным порошком (которым допускается мыть машины) или автошампунем. Начинать лучше, пожалуй, с керосина. В содружестве со щеткой он быстро справится с отложениями маслянистой грязи под двигателем, у «маятника», в углублениях и закруглениях картера, под карбюратором. Убедившись, что основные напластования удалены, можно перейти к следующему этапу — мойке. На 10 литров воды достаточно двухтрех столовых ложек порошка, например «Дарья». Название приводим специально, не любой годится, некоторые порошки разъедают верхний слой краски. В процессе купания время от времени полезно вспоминать, что оно последнее в сезоне, и не жалеть сил к времени на удаление засохшей грязи из труднодоступных мест. Промыть следует и ступицы колес, и шины, и глушители. Когда будете проворачивать колеса' — обратите внимание на камешки, осколки стекла и другие острые и мелкие предметы, застряв-18