ложение. Скорость 70 км/час Снимаю ногу с тормоза, даю «газ» и вхожу в поворот. Обе руки обязательно на руле (они ведь свободны от переключения передач), и потому имею полную свободу в управлении автомобилем. Кстати, о положении рук. Если ожидаю поворота влево, достаточно крутого, перекладываю руки на руле (рис. 2). При этом левая рука находится на верхней его части, а правая — внизу. Может случиться, что руки перекрещиваются на руле. Все же это лучше, чем отпускать его совсем. Автомобиль может иметь такое передаточное отношение, при котором для выполнения полного поворота колес нужно сделать несколько оборотов руля. Здесь, конечно, будут моменты, когда придется его отпускать. Но, повторяю, всегда нужно стремиться к тому, чтобы обе руки все время находились на руле. При таком положении вы имеете полную власть над автомобилем и можете выбрать наиболее правильную, самую короткую траекторию движения. И здесь необходимо для себя совершенно четко уяснить: в условиях обычного движения на открытых трассах нельзя срезать повороты. В исключительных случаях, при отличной видимости еще можно позволить срезку, но только тогда, когда отсутствует сплошная разделительная линия и только на поворотах, идущих вправо. На левых даже при полной видимости обязаны ехать правой стороной. Выбирая траекторию движения в езде гоночной, мы не опасаемся неожиданных встреч, так как движемся на специальных участках, закрытых для транспорта. В езде же повседневной все обязаны выбирать скорость и маневры, соответствующие общим правилам и ситуациям на дороге. Словом, траектория преодоления поворота всегда должна укладываться в отведенную для нас полосу движения. Речь идет о том, чтобы в границах этой полосы выбрать такой путь, который был бы как можно ближе к прямой линии (рис. 3). Хочу подчеркнуть: для всего, что касается управления автомобилем, никто не может выдать единственно правильных, всеобъемлющих рецептов. Это верно и по отношению к нашей теме разговора. Сколько поворотов — столько и проблем. И если я решаюсь давать некоторые советы, то стремлюсь главным образом подсказать пути поиска правильных решений. Перед нами «связка» двух поворотов — первый правый и сразу за ним левый. Типичный зигзаг. В правый лучше входить с левой стороны вашей полосы движения. Очень важно не рассматривать первый поворот как изолированный (забудем об идеальной траектории его прохождения), а подчинить свое движение одной цели — найти наилучший выход из второго, завершающего поворота, чтобы иметь возможно большую скорость. Словом, серию поворотов лучше проехать в основном по траектории, приближенной к прямой. При этом все действия подчиняются требованиям последнего поворота. То же самое на длинных, так называемых затяжных поворотах. С определенного момента их следует проходить по внутренней стороне дуги. Хотя эта траектория движения будет более крутой, но в итоге окажется самой быстрой. И только в конце кривой следует ее выпрямлять ис полным «газом» выходить из поворота. Последний участок должен быть возможно более прямым. Есть повороты, которые водители называют «тещин язык», — узкие, изменяющие направление движения на 180°. К ним подходим с внешней стороны, затем направляем автомобиль к внутренней дуге и снова потом занимаем внешнюю сторону. В своей спортивной практике много ездил по кольцевым трассам. Здесь каждый гонщик старается отыскать оптимальную траекторию движения и на всех последующих кругах стремится ехать точно по этой воображаемой линии. Трудность еще заключается в том, что на таких трассах приходится часто тормозить, совершать разгоны. Тем не менее ик ним применимы все те советы, которые давались к прохождению обычных поворотов. Стартовал как-то в кольцевой гонке, которая проводилась в рамках ралли. Никогда по этой трассе не ездил. В одном месте вдруг заметил, что стартовавшие впереди спортсмены прошли поворот по совсем иной траектории, нежели я. Кто же прав? Позже, рассматривая рисунок трассы вместе с известным шведским гонщиком Карлссоном, мы нанесли идеальную траекторию. Оказалось, что путь, выбранный мною, наиболее к ней близок, а во многих местах просто совпадает. Это дало мне много метров преимущества перед соперниками. Но ведь я не знал всего заранее, а действовал, полагаясь на чутье. Прохождение поворотов — сложный элемент в водительской практике. Суммируя все сказанное, считаю не лишним напомнить: не переключайте передачи на виражах; не входите в них слишком быстро; обязательно держите обе руки на руле, преодолевайте не менее 75% поворота с постепенным, соответствующим условиям прибавлением «газа».ТРИ РЕКОРДАподО том, что группа ведущих автоспортсменов ПНР во главе с Собеславом Засадой намеревалась побить на польском ФИАТе три мировых рекорда скорости, было известно давно — из сообщений газет, журнала «Мотор» и, конечно, передач польского телевидения, которое выступило в роли главного организатора рекордных заездов. И вот мы под Вроцлавом, на бетонной автостраде Е22. Одна полоса ее (вернее 32-километровый участок) на две с лишним недели закрыта для движения. По ней взад и вперед, «челноком» носится ФИАТ-125П, такой же, как сотни тысяч других машин этой модели, выпущенных Варшавским автозаводом. Вечереет. Мы стоим у разделительной полосы и ждем. Вдали в сумеречной мгле появляется светящаяся точка. Она с молниеносной быстротой распухает, дробится на шесть ослепительных пятен, и мимо нас проносится белый автомобиль, на бортах и крыше которого выделяются четкие буквы надписей: «Польское телевидение», «Шинный завод «Стомиль», «Парфюмерное объединение «Поллена». Это имена организаций, которые приняли самое активное участие в устройстве рекордных заездов, финансировали их, чтобы показать всему миру высокие качества автомобилей, изготовленных в народной Польше. Белый ФИАТ-125П быстро скрывается из виду. Но долго еще слышится рев его двигателя, ощущается запах «гоночного» масла «Кастроль», видится сосредоточенное лицо Засады, или, как его ласково зовут здесь, «Собека». Поздно вечером видим Засаду на экране телевизора. Он говорит о том, как нелегко перекрыть мировые рекорды скорости на дистанции 25 000 и 50 000 километров. Первый из них был установлен 21 год назад бригадой заводских гонщиков французской фирмы СИМКА. 117,61 км/час, — кажется, невелика скорость, но попытки таких заводов, как японский «Датсун» или английский филиал «Форда», в прошлом оказались безуспешными. Гонщик показывает телезрителям брошюру. Это список мировых и международных рекордов скорости на автомобиле, изданный Международной автомобильной федерацией. В нем — несколько сот рекордов, причем именно заезды на длинные дистанции, несмотря на невысокую среднюю скорость, оказываются наиболее сложными. Вместе с С. Засадой в рекордном заезде принимали участие еще семь гонщиков: Ф. Ароминьский, М. Вариселла, Е. Добжаньский, Р. Муха, Р. Новицкий, Ф. Поставка, А. Ярошевич. Они вели машину поочередно, меняясь в среднем каждые три часа. Во время этих остановок ее заправляли топливом, делали необходимые регулировки и ремонт, заменяли шины. Для этого специальная бригада механиков из 16 человек работала круглосуточно в две смены. Время,Рис. 2. Положение рук на рулевом колесе при подходе к левому и правому поворотам.Рис. 3. Правильный (красная линия) выбор траектории при прохождении поворота.37