30
31
МИРЕ,Ш 5 ^MQTO-ЮБИЛЕЙНАЯ «ШКОДА?В 10 часов утра 29 августа 1973 года с главного конвейера завода «Шкода» в г. Млада-Болеслав (ЧССР) сошел легковой автомобиль модели «110ЛС». Над его темно-красным кузовом белые цифры — 1 000 000. Столько «шкод» семейства «1000МБ/Ш100» выпущено на этом заводе со дня начала их производства — с 1апреля 1964 года. Тогда освоение новой модели началось на современном предприятии, которое выросло рядом со старым заводом, где еще в 1907 году были построены первые автомобили марки «Лаурин-Клемент» (предшественницы «Шкоды»). Новый завод позволил резко увеличить выпуск легковых машин. В первый год работы он дал 18,6 тысячи машин. Затем постоянно наращивал темп: 1965 год — 63,6; 1966 год — 79,2; 1967 год — 97V4: 1968 год — 111,9; 1969 год — 118,4; 1970 год — 123,1; 1971 год134,2 тысячи. А за прошлый год коллектив предприятия, насчитывающий 15 тысяч рабочих, техников, инженеров, изготовил 150 тысяч «шкод», и зкоторых 59 процентов поступило на экспорт в 60 стран мира.гДУМПЕР N16Миллион легковых машин за девять лет выпустили заводы «Шкода». А всего завремя своего существования они изготовили 1 645 тысяч автомобилей разного назначения.Строительные материалы — к амень , щебень, песок — удобнее всего транспортировать непосредственно из карьера , Венгерский думпер «Дутра» Г-116 какразн предназначен для этих целей. «Дутра» — мощный и маневренный автомобиль с хорошей проходимостью благодаря приводу на все четыре колеса. У него шестицилиндровый четырехтактный предкамерный дизель с водяным охлаждением. Мощность этого мотора — 125 л. с. при 2300 об/мин. Трансмиссия с раздаточной коробкой обеспечивает восемь передач вперед с двойным диапазоном. Скорость от 4 до 41 км/час. Задний мост снабжен двойной передачей с планетарными редукторами в ступицах колес и блокировкой дифференциала. Рулевой механизм оснащен гидравлическим усилителем. В тормозной системе двухконтурный пневматический ножной тормоз, действующий на четыре колеса. Механизм опрокидывания у думпера — гидравлический с двумя телескопическими рабочими цилиндрами. Угол опрокидывания кузова составляет около 62 . Пневматические шины имеют размеры 14.00—24. Р азмеры машины: база 2600 мм, колеи передних колес 1990 мм, задних колес — 2040 мм. Низшая точка под главной передачей 420 мм. Вес думпера в снаряженном состоянии составляет 9500 кг, грузоподъемность — 10 000 кг, емкость ковша — 6 мЗ. Кабина водителя закрытая, рассчитана на одного человека.ПРИЦЕПЫ МАРКИ ИФАЛПрицеп ХВ60.11 с опрокидывающимся на две стороны кузовом. волило создать необходимые условия для разработки типовых моделей прицепов и последующего улучшения их качества, в том числе повышения сроков службы. Среди прицепного состава ИФА наибольший интерес представляют два образца. Первый — п олуприцеп типа ХЛС 200.78/Т грузоподъемностью 22,3 т предназначен для доставки контейнеров с грузом от перевалочной базы до заказчика при помощи двухосного седельного тягача. Двухосная тележка полуприцепа снабжена рессорной зависимой подвеской. Другой — прицеп-самосвал с двухсторонней разгрузой ХВ 60.11 имеет грузоподъемность 5,3 тонны. Он используется с грузовыми автомобилями, тягачами и тракторами при перевозках сыпучих грузов в строительстве и сельском хозяйстве. Эта модель оборудована тормозами на все колеса с пневматическим приводом. Контейнерный полуприцеп 200.78/Т, буксируемый седельным чом МАЗ-504. ХЛС тягаМарка ИФА пользуется известностью у советских транспортников. Каждый год увеличиваются поставки в СССР грузовиков, самосвалов, прицепов, в ыпускаемых предприятиями фирмы ИФА. В этом одна из примет углубляющейся экономической интеграции, з нак сотрудничества двух дружественных стран. ИФА сейчас располагает высокоразвитой индустриальной базой для производства автомобильных прицепов, которая складывалась в течение многих лет. Изготовлением их занимается специализированный комбинат, состоящий из четыр ех предприятий. Такое объединение поз-КОРОТКО• • •А вторемонтный завод вАнтонинке под Познанью (ПНР) начал производство груз о - п ассажирских автомобилей «Тарпан» для сельского хозяйства. В 1973 году намечено выпустить около 500 машин . На будущий год планируется постройка 3000 автомобилей. Л егковые автомобили с двухцилиндровыми двигателями в настоящее время выпускаютсяв довольно больших масштабах. Их строят в ГДР («Трабант»), во Франции («Ситроен-диана»), в Италии (ФИАТ-126), Голландии (ДАФ-44), Японии («Дайхацу», «Мазда», «Мицубиси», «Субару», «Хонда»). В США на легковых автомобилях все большее распространение получают ши ­ ны с радиальным расположением нитей корда. Тание покрышнив 1973 году составят почти половину от всех шин , с монтированных на новых машинах .•••30 гАВТОМОБИЛИ «МИЦУБИСИ»Машиностроительный концерн «Мицубиси» в Японии начал строить первые легковые машины в 1917 году по лицензии ФИАТа. Объединив в 1968 году свой капитал с другой японской фирмой — «Исудзу», концерн стал крупнейшим в стране поставщиком грузовиков. «Мицубиси» строит и легковые автомобили,3 микролитражки «Минина» (359 см , 30 л. с , 675 кг, 100 км/час), а также модель «Кольт-галант»(880 кг), которая выпускается в двух вариантах — с 3 двигателями рабочим объемом 1439 см 3 (92 л. с.) и 1597 см .(100 л. с ) . Кроме того, фирма освоила производство машин среднего класса «Дебонэйр» 3 (1994 см , 120 л. с , 160 км/час) н «джипов» с 95-сильным двигателем по американской лицензии. В год «Мицубиси» выпускает около 300 тысяч легковых автомобилей. из которых примерно половину составляют микролитражки «Минина». Одной из новинок является купе типа «2+2» «Кольт-галант-М2». Этот автомобиль снабжен форсированным двигателем от модели «Кольт» и выпускается в трех вариантах: 100, 110 и 125 л. с.*\КОРОТКО• • •Летом 1913 года на улицах Будапешта появились первые такси . В настоящее время столица народной Венгрии располагает 1700 таксомоторами, а к концу 1975 года их число достигнет 2300.•••«Кольт-галант-ГТО-М2» 110 л, с , 170 км/час).(1597 смЗКомпания «Дженерал Моторс» (США) намерена создать в своем техническом центре в г. Уоррене аэродинамическую трубу для испытания автомобилей и изучения расхода топлива, возникновения шума и помех при встречном потоке воздуха во время движения транспорта с повышенной скоростью . Эта аэродинамическая труба явится первой установкой , предназначенной исключительно для испытания автомобилей. Поперечник испытательной секции трубы в 24 раза превышает поперечное сечение стандартного автомобиля. Длина трубы — 21,3 метра. Скорость потока воздуха в ней достигает 257 км час; при необходимости она может быть увеличена до 322 км/час.~\гУНИМОГ»КОба ведущих моста автомобиля снабжены кулачковыми муфтами 1 для блокировки дифференциала и колесными редукторами 2 для повышения дорожного просвета. В приводе переднего, управляемого моста применен не шариковый шарнир равных угловых скоростей, а двойной кардан 3. Двухтонный тягач «Унимог 406/121» отличается компактными размерами, очень низким (несмотря на дорожный просвет в 390 мм) расположением центра тяжести и малыми углами свеса спереди и сзади.В переводе это означает «универсальные возможности». Так названо фирмой «Даймлер-Бенц» (ФРГ) семейство тягачей повышенной проходимости. Машины этого семейства используются в сельском хозяйстве, на строительстве, геологоразведочными партиями. Снабженный дополнительным оборудованием, «Унимог» может работать как бульдозер, снегоуборщик, тягач для железнодорожных вагонов, а также в качестве стационарного двигателя. Наиболее распространена модель «406/121». Она рассчитана на перевозку 2 тонн груза. У нее короткая—2380 мм — база и сравнительно небольшая — 4100 мм — длина. (У ГАЗ-69, например, эти параметры соответственно равны 2300 и 3850 мм.) Колея «Унимога» сделана довольно широкой (1602 мм), и колеса оснащены шинами размером 10,50—20, примерно такими же, к ак на ЗИЛ-130. Короткая база позволяет «Уиимогу» легко перекатываться через неровности, не задевая за них рамой. Шины большого диаметра также способствуют повышению проходимости — машина способна преодолеть вертикальный уступ высотой 0,5 метра. За счет шин большого диаметра и колесных редукторов удалось увеличить дорожный просвет до 390 мм. Наконец, большое значение для повышения проходимости имеют и блокируемые дифференциалы обоих ведущих мостов. «Унимог 406/121» оборудован шестицилиндровым (5675 смЗ) дизелем мощностью 84 л. с. при 2550 об/мин, которыйобъединен в блок с трансмиссией, состоящей из полностью синхронизированной коробки передач (шесть передач вперед и две назад) и одноступенчатой раздаточной коробки. Диапазон передаточных чисел в трансмиссии выбран с расчетом, чтобы автомобиль мог двигаться со скоростью от 65 до 3 км/час. Тяговые качества машины таковы, что она способна преодолевать подъемы крутизной 31 градус. На «Унимоге» установлен гидроусилитель руля и гидропневматический привод тормозов. Подвеска передних и задних колес — зависимая, но не на рессорах, а на цилиндрических пружинах с телескопическими амортизаторами. Однако тягач в снаряженном состоянии имеет очень большой вес — 3,8 тонны, а с грузом — 5,8 тонны, что ограничивает его применение. «Унимоги» выпускаются в сравнительно малых количествах почти 15 лет и применяются в основном в сельских районах страны как универсальная фермерская машина.31