Беседы о патриотизме— Цель поражена, — докладывает Владимир. В тот раз наш взвод получил хорошую оценку по огневой подготовке. Командир объявил отличившимся благодарность. Самый что ни на есть обыкновенный день в солдатских буднях. А сколько их! Полигон, соседний танкодром, пол е — наши постоянные учебные классы. И чем ближе к реальной боевой обста. новке задачи, тем они сложнее. Ведь к чему мы себя готовим? К преодолению трудностей, которые неизбежны в несении службы по защите Родины. Можно сказать: международная обстановка разряжается, Центральный Комитет партии и Советское правительство принимают все меры к тому, чтобы не было войн, чтобы всегда был мир на земле. Зачем же сейчас говорить о бое? Отвечу, как думаю я, как думают мои товарищи по службе, миллионы людей: мир нельзя сохранить без зоркой бдительности и высокой боевой готовности Вооруженных Сил и всего народа. А. ЯЗЕВ, гвардии сержант, водитель бронетранспортера Мне хочется привести одно место из партийно-правительственного документа об итогах визита Л. И. Брежнева в Соединенные Штаты Америки: «Политбюро ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР заявляют, что Советский Союз будет и впредь последовательно идти путем, указанным XXIV съездом КПСС. Мы будем и далее укреплять отношения с нашими друзьями и союзниками — со странами социалистического содружества. Мы будем развивать связи и контакты со странами, освободившимися от колониального ига, оказывать помощь всем народам, борющимся за мир, национальное освобождение, демократию и социализм, Советский Союз, как и прежде, будет давать решительный отпор любым проискам агрессивных империалистических сил». Чтобы к такому отпору быть готовым, надо сохранять и укреплять мощь армии и флота. А она зависит от каждого гражданина, особенно от тех, кто носит военную форму. Потому-то мы, советские солдаты, не жалея сил, стараемся отлично овладеть оружием и боевой техни- Л кой. Моя боеввя машина — бронетранспортер. Сильная, выносливая, хорошо вооруженная, маневренная, всегда готовая доставить мотострелков в любое место, поддержать их в бою своим огнем. Можно себе представить, насколько ответственна, значительна роль водителя бронетранспортера! Подразделение, в котором я служу, 'завоевало звание отличного. Не день, не потребовались, чтобы заслужить л месяц столь высокую оценку. А теперь надо удержать завоеванный в поте лица рубеж. И я твердо уверен: мы удержим его, потому что в авангарде идут коммунисты, комсомольцы |— передовой отряд воинов. Часто утро встречаю в парке. Распахиваются ворота боксов, машины одна за другой выходят на асфальтированную площадку. Водители уже в комбинезса^) нах, вылезают из люков, раскладывают на брезенте инструмент. Вижу, рядовой Александр Соколов подошел к рядовому Василию Рудневу; о чем-то переговорив, оба идут к машине Соколова. Понятно: решили работать сообща. Правильно решили. Вдвоем они быстрее обслужат машины. Вот Виктору Подуш-Я твои,В осенние дни этого года воины гвардейской мотострелковой Таманской Краснознаменной, ордена Суворова дивизии имени М. И. Калинина, в которой мне выпала честь служить, готовились к очередному военному параду войск столичного гарнизона. Мы горды тем, что именно нашему прославленному соединению снова предоставлено почетное право открыть на параде в честь 56-й годовщины Великого Октября торжественный марш механизированных колонн. Мы представляли себе, как это будет. Вспыхнут алыми кострами октябрьские знамена, Москва засияет праздничными красками. По исторической брусчатке главной площади страны вслед за колоннами воинов пойдет грозная боевая техника. И каждый из тех, кто поведет боевые машины, кто примет участие в этом торжественном марше, мысли и взоры обратит к Мавзолею Ильича, представит первый в истории Советского государства военный парад, который принимал в мае 1918 года В. И. Ленин. Вождь революции не раз выступал перед воинами на Красной площади. Ленинские слова, обращенные к бойцам, командирам и политработникам, звали учиться военному делу настоящим образом, не щадить ни сил, ни самой жизни для защиты социалистической Родины. Этот ленинский завет свято выполнили наши деды и отцы. Их дело продолжаем мы — наследники боевой славы старших поколений. Участники нынешнего, 101-го парадаэто солдаты, сержанты, офицеры, отличившиеся в ратной учебе, на повседневОТЧИЗНА, ВОИН!ных полевых занятиях, в походах и маневрах. Напряженным, заполненным до предела боевой учебой был этот год и для нашего подразделения. Перебираю в памяти недавние выходы в поле. ...Раннее утро. Вдали — лес по-осеннему в багряно-желтом наряде, перед ним холмики, редкий туман над лощинками, ближе — полоска рыжих кустарников: здесь мы, солдаты, сержанты, офицеры подразделения должны разыграть наступательный бой. Старший лейтенант Николай Андреевич Лысенко проходит вдоль строя, придирчиво проверяет состояние техники, оружия. Затем следует вводная, внимательно слушаем командира, стараемся уяснить задачу. Мы, водители БТР, понимаем: от нас, нашего умения, подготовки во многом зависит успех «боя». — По машинам! — командует офицер. Я первым опускаюсь в люк. Автоматчики занимают места в десантном отделении. — Вперед! Веду бронетранспортер по заданным ориентирам. Лощина, за ней высотка. Что там мелькнуло? Мишень? И в этот миг разом ударили автоматы с левого борта, запахло пороховым дымом. По приказу командира делаю короткую остановку, солдаты спешиваются — у них своя задача. Теперь — скорее машину в укрытие, вести наблюдение, скрытно маневрировать. Наводчик рядовой Владимир Гайнов припал к окуляру — ищет цель. Веду БТР плавно, чтобы Тайное навел как можно точнее. Раздается очередь: надо мной гулко грохочет пулемет.2 jgf* щШ--_ р<9кину одному будет трудновато. Водитель он молодой, опыта и сноровки ма ­ ловато, но ему поможет рядовой Генна* дий Вдовин. Мы с ним одного призыва. Геннадий из Горьковской области, специальность шофера получил а Сергачском автомотоклубе ДОСААФ , там он хорошо учился. Теперь отличник боевой и политической подготовки, любит и знает технику. Хватка у него во всем, должно быть, наследственная. Старший Вдовин — отец Геннадия — водитель первого класса, прошел две войны, финскую и Отечественную. В последнюю был ме ­ хаником-водителем танка. Так что сыну есть с кого брать пример. Бронетранспортер, как известно, предназначен для боя. У жев первые месяцы службы мы уяснили специфику работы водителя БТР. Она резко отличается от условий работы шоферов в народном хозяйстве, да и армейских транспортников тоже. Иной раз машины по нескольку дней не выходят из парка. Кажется, достаточно времени закончить обслуживание. Но зампотех капитан Валерий Николаевич Доронченко всякий раз найдет, что и где надо подтянуть, отрегулировать, Целесообразность такой проверки он непременно подтвердит примером из жизни, учебы. Мы и сами убедились, что нерадивый или недостаточно сознательный водитель можеткрепко подвести все подразделение. Боеготовность! Какое емкое слово. О ко вобрало в себя все стороны солдатской жизни. И потому занятия в классах технической подготовки, в поле, все многообразные формы политико-воспитательной работы являются как бы составными частями главного — боеготовности. Водитель занят не только своей машиной, о н изучает средства связи, обязан владеть всеми видами стрелкового оружия, в том числе и пулеметом, который есть на бронетранспортере. Он должен с полуслова понимать команды наводчика и самостоятельно решать тактические задачи, быть находчивым, ибо промедление, как говорят, смерти подобно. В учебном бою могут быть «потери». Допустим, «вышел из строя» лишь водитель, а БТР в исправности. Кто его поведет? Во-первых, командир машины; к ро ­ м е него обучены вождению стрелок или гранатометчик. Взаимозаменяемость — т акже важный элемент боеготовности, войскового товарищества. Поэтому-то освоение смежных специальностей — одно из основных наших социалистических обязательств. Мы, водители, соревнуемся и за сбережение техники, экономию горючего. Каждый стремится повысить классность. Для этого у нас есть все условия: замечательная материально-техническая база, опытные командиры. Мы, молодежь, не знавшая войны, учимся мужеству и стойкости у старших. В нашей дивизии заведен такой порядок: солдату, отличившемуся на больших учениях, вручают листок-благодарность . с портретом и описанием подвига одного из Героев Советского Союза, участвовавших в Отечественной войне в составе соединения. Уволится солдат в запас, а листок всю жизнь будет ему напоминать о товарищах, о службе в нашей прославленной гвардейской Таманской. О дивизии написаны книги. Документы и реликвии вмузее боевой славы, в нашей ленинской комнате рассказывают о подвигах воинов-таманцев. Гордостью 1»а|$$наполняются наши сердца, когда мы узнаем на политзанятиях о стойкости солдат дивизии. А сколько было волнующих встреч с ветеранами войны, трудящимися тех городов, которые освобождала от оккупантов наша часть. Как дорогих гостей встречали мы Героев Со ­ ветского Союза бывшего командира дивизии полковника Александра Борисовича Казаева, полковника Михаила Поликарповича Епишкина, старшего сержанта Романа Алексеевича Королева. Их рассказы как бы приблизили минувшее, и в который раз ратные подвиги отцов напомнили о том, где, в какой части мы служим. Незабываемые впечатления остались у воинов и от встречи с победителями VI Московского городского слета участников похода комсомольцев и молодеж и столицы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. М не тогда выпала высокая честь — доставить на бронетранспортере зажженный от вечного огня у могилы Неизвестного солдата факел и знамя Мос ­ ковской городской организации ВЛКСМ на место слета. Что я чувствовал в те недолгие минуты, пока стоял на площади 50-летия Октября? Вспомнил своего отца Ефима Емельяновича, ветерана войны, подумал о его сверстниках, земляках, не вернувшихся с фронта. Я думал о них и думал оНе ­ известном солдате, у могилы которого всплескивалось на ветру пламя вечного огня. Кто он, этот славный воин? И м мог оказаться каждый. Он — символ всех бесчисленных подвигов советских людей в годы войны, символ всех безымянных героев. Ценой своей жизни он спас свою Советскую Родину, спас от фашистской чумы все человечество. Мысли снова переносятся к моим сверстникам, сослуживцам. Что унаследовали мы от поколения отцов? Самое лучшее: любовь к Родине, уверенность в своих силах, увлеченность тем делом, которое доверила нам страна. М ногоещео чем я передумал тогда. И родительский дом вспомнился, и школа, и Собинский автомотоклуб ДОСААФ на родной Владимирщине, который открыл мне путь к освоению мо ­ тора, автомобиля. Благодаря этому и появилась возможность управлять боевой машиной, которую люблю и которой горжусь. Когда мы вернулись в подразделение, нас ждал сюрприз: в гости приехали бывшие воины сержанты запаса Владимир Блинов, Николай Канунников, рядовой Владимир Иванов — все водители. И надо было видеть, с каким радушием, вниманием их тут принимали! Расспросы, воспоминания. Ребята рассказали о своей жизни, о работе, и в разговоре нетрудно было угадать общее мнение: армия для них стала хорошей шко ­ лой. И на себе это каждый из нас испытывает. За полтора года службы я не только, выражаясь официальным языком, повысил технические знания, но и стал собраннее, крепче физически, расширился мой общий кругозор. Скоро наступит время, когда солдаты моего года призыва уйдут в запас, разъедутся по городам и селам, встанут на трудовую вахту. На смену нам придет новое пополнение. По долгу службы мне приходится заниматься с водителями-новичками. Ребята, конечно, разные. Но закономер ­ность одна: кто до призыва обучался в досаафовских автомотоклубах, получил начальную военную подготовку, приучил себя к дисциплине, у того дела идут лучше с первых же дней армейской жизни. Отсюда совет: надо готовить себя к службе до призыва, глубже изучать автомобильную технику, особенно системы питания, электрооборудования, не забывать ио физической подготовке. Старательному, дисциплинированному человеку и первые дни службы не будут в тягость. Конечно, обрести понятие о долге новобранцам помогают личным примером командиры, такие опытные офицерывоспитатели и знающие специалисты,.как наш зампотех капитан Доронченко. О н всегда среди солдат. Сколько ему пришлось повозиться ис нами, пока не довел каждого «до кондиции». Он умеет и потребовать и ободрить. Военный водитель непременно, с первого дня ощутит на себе силу армейского коллектива и товарищескую поддержку. Один за всех, все — за одного — это у нас не лозунг, а норма взаимоотношений, без солдатского товарищества нельзя. Был со мной один случай. Первый раз самостоятельно выехал на полевые учения. Зима, мороз. Двое суток стояли в обороне, машина промерзла. Поступил приказ на марш, а я ее не заведу: посадил аккумуляторы, пока пускал подогреватель. Растерялся, конечно, прямо отчаяние охватило. Спасибо опытному водителю Николаю Лукашову: подсказал, что делать. Взяли его аккумулятор, завели машину, а там уж мой сам зарядился от генератора. Примеров взаимовыручки, товарищеской заботы мог бы привести немало. Армия — это молодые граждане нашей страны, вооруженные ее защитники. Ш ирок круг интересов, смелы планы на будущее у советских солдат. Я уже говорил, что армия — школа воспитания, формирования характеров. Особенно здесь проявляется забота о политическом и духовном развитии солдат. Кино, концерты, коллективные посещения театров, лекции. Есть у нас и свои певцы, музыканты, танцоры. Мы провод им диспуты о книгах, кинофильмах. Н е забываются при этом и профессиональные интересы. Бывают у нас технические конференции. Для водителей организуются встречи с работниками Госавтоинспекции. И меем широкие возможности повышать общеобразовательный уровень. Словом, жизнь кипит. ...Вечер. Отдыхают воины. Пишут домой письма, сидят у телевизора или говорят о жизни. Бывают такие минуты, когда просто тянет на откровенный разговор. Собираются мои товарищи у казармы, а нередко ив нашем кафе «Уют». Идет непринужденная беседа. Вспоминают солдаты дом, девчат, кое-кто жен — есть среди нас и люди семейные. А когда на исходе второй год службы, м ожно подумать ио трудоустройстве. Моих коллег — водителей очень интересуют большие стройки на востоке страны, да на любом предприятии воина, ушедшего в запас, примут с распростертыми объятиями. Закаленным службой, им есть где приложить свою энергию и умение. И, прислушиваясь к беседам товарищей, я вижу благородство их помыслов, искреннее жела ­ ние посвятить свою жизнь самоотверж енному труду на благо Родины.3