НЕСОСТОЯВШАЯСЯ МЕДАЛЬКак был разыгран финал чемпионата мира по спидвеюЯ думал, что такое бывает только на чемпионатах мира по хоккею или футболу. С утра и до вечера толпы болельщиков у отеля, где живут спортсмены, охота за автографами, тысячи зрителей на тренировках. Все это мне довелось увидеть в Катовице, куда я приехал освещать финал личного чемпионата мира по спидвею — гонкам на гаревой дорожке. Кажется, не только этот современный красивый город, центр промышленной Силезии, — вся спортивная Польша жила предстоящим чемпионатом. Видимо, есть объяснения тому, что в наш автомобильный век вновь на самый высокий гребень поднялся интерес к мотоциклетному спорту: 16 стран делегировало лучших своих гонщиков на чемпионат мира. 270 гаревиков оспаривали право быть в числе шестнадцати финалистов. Такого спидвей еще не знал. В журнале «Баншпорт актуель», издающемся в ФРГ для любителей спидвея и трековых гонок, я прочитал статью его главного редактора X. Калабиса «Последняя колея», где со знанием дела анализировались шансы участников финала. «Кто станет чемпионом? После Абенсберга (в этом западногерманском городе был разыгран европейский финал — М. Т.) речь может идти только о четырех именах. Чемпион Европы Миханек, который достиг своей лучшей формы, обладатель титула Иван Маугер, который всегда хорошо выступает в Польше, Оле Ольсен, оправившийся после травмы, и юный Зенон Плех — местный кумир и тайная надежда 100 тысяч зрителей. Может быть, в таком порядне они и займут места? Гонщики Советского Союза не имеют серьезных шансов», — заключает автор. При всей своей спортивной эрудиции Калабис все же ошибся, и прежде всего в оценке возможностей мотоспортсменов социалистических стран. ...Весьма запутанный регламент многоэтапного чемпионата мира дает право организаторам финальной встречи выставить сразу пять спортсменов без отборочных соревнований. Остальные одиннадцать определяются втак называемом европейсном финале. Он сводит победителей континентальной и скандинавскобританской зоны. Наши мастера спидвея оказались сильнейшими в континентальной зоне, и все восемь путевок на европейский финал достались им. Одну, правда, не удалось использовать — заболел лидер советсних гаревиков чемпион страны Владимир Гордеев. Но ив ослабленном составе четверым удалось пробиться в финал чемпионата мира: новосибирцу Владимиру Пазникову (в Абенсберге он был третьим), Владимиру ЗаплешноМу (Владивосток), Валерию Гордееву (Балаково) и Григорию Хлыновскому (Ровно). Как-то сложатся для них поединки со звездами мирового спидвея из Австралии и Англии, Дании и Новой Зеландии, Польши и Швеции? Ведь, честно говоря, мы уже устали ждать, когда имена наших гаревиков снова окажутся в списке призеров личного первенства мира, к ак это было в 64-м и 65-м годах. ...Первый старт в 15.00, а трибуны (места здесь не нумерованы) заполнены с утра, и народ все прибывает. Забиты все проходы, вся «галерка» — верхняя площадка для стоячих мест. На поле развертывается феерическая картина. Оркестр гурников (шахтеров) вдямеиийяажмБОЛЫРалли «Тысяча озер», или, к ак их называют, «Большие гонки Ювяскюля», ежегодно становятся самым значительным событием в автомобильном спорте Финляндии. В нынешнем году они проходили ужекак один из этапов чемпионата мира среди заводских марон. Это, естественно, вызвало еще больший интерес к ним у спортсменов многих стран и обострило борьбу на трассе. Большие гонки Ювяскюля по своей сложности значительно отличаются от других международных .ралли. «Тысяча Озер» — это тяжелейшее испытание и для водителей и для машин . При сравнительно .небольшой дистанции (1500 километров) трасса ралли включает свыше 40 скоростных участков. Их общая протяженность 500 километров. Гонщикам приходится мчатся по узким дорогам с гравнино-щебеночным покрытием, лесЮВЯ С KHJ/l яшиштвердили, что и на этот раз организаторы соревнований предложили участникам исключительно трудную трассу. Да еще один за другим, почти непрерывной цепочкой, следовали скоростные спецучастки, на которых гонщики выжимали из своих машин все, на что они способны. Таяли ряды участников. Однако, прбявляя большое мужество и мастерство, к финишу упорно продвигались три советских экипажа — С. Брундза с напарником В. Ильиным, В. Бубнов и А. Печенкин, Л. Потапчик и С. Яковлев. В итоге 'Команда СССР заняла второе место в национальном зачете, уступив только хозяевам трассы, и получила приз за лучшие результаты среди иностранных клубов. Э кипаж С. Брундза — В . Ильин завоевал первое место в девятом классе машин (до 1600 смз, группа 2). Он ока-ным участкам, то и дело встречаться с закрытыми поворотами, преодолевать многочисленные подъемы и спуски. Обзорность вперед порой не превышает 10 метров. Соревнования называют также «ралли тысячи прыжков», очень удачно подчеркивая характер дорог. Прыжки на 20 — 30 метров здесь обычное дело. Постоянными участниками ралли «Тысяча озер» являются советские гонщики , которые пользуются большой популярностью среди любителей автоспорта Финляндии. Они показывают высокое мастерство, упорство, волю к победе. Большого успеха советские спортсмены добились на соревнованиях этого года. На старт ралли вышло 109 экипажей , а финишировали и получили зачет только 55. Сходы, начавшиеся буквально с первых нилометров пути, лишний раз под-22