34
35
К 7 5-летию первой моторной гонкиОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОМОТОСПОРТ.в секциях, кружках и учебных организациях ДОСААФ. Таким образом, спорт превратился в надежное средство подготовки молодежи к защите социалистической Родины и высокопроизводительному труду. В течение короткого времени возникли и получили развитие новые виды соревнований — ралли, авто- и мотомногоборье, мотоциклетные гонки по гаревой и ледяной дорожкам, картинг, мотобол. Только всесоюзный календарь включает свыше ста встреч, проводимых в рамках чемпионатов страны. За увлекательной борьбой автомобилистов и мотоциклистов наблюдают ныне жители Прибалтики и Дальнего Востока, Украины и Средней Азии, Белоруссии и республик Закавказья. Многие соревнования собирают свыше ста тысяч зрителей. В списках чемпионов СССР можно встретить представителей всех союзных республик — автомотоспорт пользуется популярностью всюду. С Вступлением наших спортивных организаций в международные автомобильную и мотоциклетную федерации советские гонщики получили возможность проверить свои силы в борьбе с лучшими зарубежными мастерами на мировых и европейских чемпионатах. Постоянные победы наших спортсменов во главе с Г. Кадыровым в первенствах мира по мотогонкам на льду, в Кубке Европы по мотоболу, выигрыш В. Арбековым в 1965 году звания сильнейшего мотокроссмена мира, успехи в междуна-Начальным шагам отечественного автомотоспорта были посвящены фотодокументы, опубликованные в прошлом номере журнала «За рулем». О том, как развивались автомобильные и мотоциклетные соревнования в послевоенные годы, как выглядят они сегодня, известное представление дают помещенные на этих страницах снимки и комментарии к ним. Качественные изменения во всех видах военно-технического спорта, в том числе автомобильном и мотоциклетном, произошли после того, как организация их в масштабе страны перешла к оборонному Обществу. Изучение мотора, овладение навыками в управлении машиной стали доступны миллионам наших юношей и девушек, занимающихсяЩй£;4iiit 1 ? ^ ? » ^ : = ^'УЩ^т^ш£ 5.'щ34 СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИродных авторалли, призовые места в мировых чемпионатах по спидвею укрепили авторитет советского спорта на международной арене. Сегодня наши автомобилисты и мотоциклисты имеют все необходимое для роста мастерства, достижения самых высоких результатов — отличные трассы, автодромы и треки, гоночные и спортивные машины. За их выступлениями следит огромная армия любителей спорта больших скоростей, спорта XX века. V I Всесоюзная спартакиада, в которую входят 15 военно-технических . видов спорта, — она примет старт в будущем году, — станет еще одним смотром достижений советских автомобилистов и мотоциклистов, настоящим праздником для всех, кто дружен с мотором.Фото В. Хватова, В. Ширшова, Э. Пярнаметса, В. Хухлаева, В. Горлова и из архива редакции1. В октябре 1946 года А. Пельтцер на рекордногоночном автомобиле «Звезда-1» собственной конструкции первым из советских спортсменов показал результат международного класса. В последующие годы рекорды скорости, превышающие международные, не раз устанавливали москвичи А. Амбросенков, А. Понизовкин, И. Тихомиров, харьковчане Э. Лорент, В. Никитин, И. Помогайбо. 2. Первый чемпионат СССР по автогонкам состоялся в 1950 году. С тех пор в течение десяти лет линейные шоссейные гонки имели широкое распространение. На снимке -г- момент перед стартом. Спортивные машины на Минском шоссе в 1960 году. 3. Осенью 1962 года в программу большого спортивного праздника, который проходил в Москве в «Лужниках» и посвящался Дню советской милиции, входили кольцевые автогонки вокруг стадиона. Главным судьей на этих соревнованиях был первый летчик-космонавт СССР Ю. А. Гагарин. 4. Наши раллисты дебютировали в международных соревнованиях в 1958 году - на ралли «Тысяча озер» в Финляндии. А 1968 и 1970 годы были отмечены успешными стартами советских автоспортсменов в двух ралли-марафонах. Снимок представляет советский экипаж на ралли Лондон —Сидней.5. В феврале 1960 года московские автоспортсмены преодолели казавшуюся неизбежной зимнюю «спячку». Тогда впервые состоялись зимние автогонки на ипподроме. 6. Таллинский авторемонтный завод ежегодно по заказу ЦК ДОСААФ СССР строит для спортивных клубов и секций страны по 50 гоночных автомобилей и несколько сотен картов. Первую партию из 36 гоночных машин «Эстония-3» он выпустил еще в 1961 году. На снимке — сборка машин «Эстония-16М». 7. Сороковые и пятчдесятые годы памятны многим мотоспортсменам шоссейными линейными гонками. Они входили в программу чемпионата страны и первенства ДОСАРМ (та:с называлось в те годы оборонное Общество). При яаличии только одной кольцевой трассы (в Таллине) 50- или 100-километровые участки шоссе служили пусть несовершенными, но зато общедоступными трассами для гонок. 8. Мотогонки по льду имеют у нас давнюю историю. Их начали культивировать еще до Отечественной войны, но лишь в марте 1955 года они перекочевали с ипподромов на 400-метровые дорожки стадионов. Среди наших «ледовйков» призеры чемпионатов мира — Г. Кадыров. Б. Самородов, В. Кузнецов, В. Чекушев, В. Цибров, В. Пазников и др. На снимке — эпизод гонок на московском стадионе «Динамо» в 1968 году. 9. Армеец Николай Севастьянов знаменит не только тем, что с 1952 по 1968 год 20 раз завоевывал звание чемпиона страны. Это настоящий универсал — он выступал в кроссах и многодневке, на кольце и ледяной дорожке. Наибольшего успеха Николай Петрович добился в кольцевых гонках, как всесоюзных, так и международных. 10. С 1963 года входит в состав сборной команды страны уфимский гонщик Габдрахман Кадыров. За это время он трижды становился сильнейшим в первенствах СССР и шесть раз выигрывал звание чемпиона мира по мотогонкам на льду. ' . 11. Кросс — наиболее распространенная в нашей стране разновидность мотоспорта. Он культивируется в многочисленных спортивно-технических клубах ДОСААФ, спортивных клубах и секциях на предприятиях ив учреждениях. В Якутии и Средней Азии, Заполярье и центральных областях страны ежемесячно проводятся крупные мотокроссы.35