19
20
подъемностью 25 тонн. М ы также приняли обязательство перевыполнить на 10 процентов годовой план выпуска модели МАЗ-516Б — 16-тонного грузовика, производство которого было освоено в нынешнем году. Что касается остальных моделей, то ведутся работы с целью повысить на 10 процентов их ресурс и довести его до 190—220 тысяч километров. По основным показателям социалистические обязательства коллектива завода в нынешнем году таковы: задание по объему производства на первые три года пятилетки выполнить досрочно, к 5 декабря, а годовой план заверши+ь к 24 декабря; всего должно быть изготовленная на развитие творческих связей с другими предприятиями. Мы соревнуемся с коллективами Белорусского и Кременчугского автомобильных заводов. Еще в 1972 году был подписан договор о научно-техническом содружестве с ярославским объединением «Автодизель», автокомбинатом № 1 Главмосавтотранса, НАМИ и Московским авторемонтным заводом № 1. Этим договором предусмотрено до конца пятилетки осуществить целый комплекс мероприятий, которые в итоге должны обеспечить повышение моторесурса двигателей до 8—10 тысяч часов и увеличение до 250 тысяч километров пробега МАЗов доГРУЗОВИКИ С МАРКОЙ „МАЗ"Основной моделью пока остается бортовой автомобиль МАЗ-500А грузоподъемностью 8 тонн, способный буксировать прицеп МАЗ-5243 грузоподъемностью 6,8 тонны. Удельный вес этой машины в общем выпуске составляет 37 процентов. Самая массовая модель (40лено сверх плана продукции на 6 миллионов рублей. Первостепенный долг коллектива — высоко держать честь заводской марки. У нас запланировано увеличить удельный вес автомобилей со Знаком качества в общем выпуске с 88 до 96 процентов. В выполнении этих обязательств все большее значение приобретает социалистическое соревнование. На Минском автомобильном соревнуются молодежь • Ветераны, отдельные работники и цеи лые коллективы — за честь заводской марки, за досрочное освоение производственных мощностей, за лучшую ор <Ф ганизацию шефства кадровых рабочих над молодыми, за почетные звания «Ударник пятилетки», «Лучший рабочий своей профессии», «Лучший рационализатор завода», «Лучший мастер завода». Кроме этих получивших признание форм внутризаводского социалистическопо соревнования, есть еще одна — и ее плоды уже ощущаются, — направ-первого капитального ремонта. Этому последнему требованию отвечают тягачи МАЗ-504В, первая партия которых сошла с конвейера в конце 1972 года. Они переданы автокомбинату № 1 Главмосавтотранса. Объединение «Автодизель» в соответствии с этим договором повышает надежность и долговечность двигателей. В последних партиях моторов, поставленных нам ярославцами, — усиленные блоки цилиндров, прокладки головок из плетеного асбополотна, коленчатые валы с шатунными щ коренными шейками увеличенных диаметров, уоиленные картеры маховика. Со своей стороны, наш коллектив принял встречный план на третий год пятилетки — поднять выпуск продукции на пять с половиной процентов против трех с половиной, установленных Министерством автомобильной промышленности. Это позволит уже в этом году достичь объема производства, запланированного на 1975 год.процентов от общего выпуска) — самосвал МАЗ-503А грузоподъемностью 8 тонн. 11 процентов составляют автомобили-тягачи МАЗ-504А, грузоподъемность которых с полуприцепом МАЗ-5245—14 тонн. На вывозку древесины в условиях бездорожья специально рассчитан лесовоз МАЗ-509 грузоподъемностью 15 тонн. Впервые в отечественной практике на заводе была разработана конструкция автомобиля повышенной грузоподъемности с дополнительной, поддерживающей осью — бортового МАЗ-516. Он лишь на 2 тонны тяжелее базовой модели, а грузоподъемность его 14,5 тонны. Одновременно завод начал уже осваивать новые модели, которые образуют целый ряд грузовиков для магистральных междугородных и международных перевозок. Точнее было бы даже сказать «ряд автопоездов», поскольку все эти модели рассчитаны на буксировку прицепов и полуприцепов.I19 Спрос на такие автопоезда грузоподъемностью 20—25 тонн все время растет. Учитывая это, мы взялись за их освоение без дополнительных производственных .мощностей. В предельно короткий срок удалось начать на временных площадях серийный выпуск автопоездов МАЗ-504В-5205 для международных перевозок в системе «Соатрансавто». В дальнейшем предстоит реконструкция предприятия, а также постройка первой очереди филиала МАЗа в Осиповичах (100 километров от Минска) для выпуска прицепов и полуприцепов иком ­ плектования автопоездов. Годовой эффект от внедрения этих .автопоездов в целом а народном хозяйстве превысит 60 миллионов рублей, и, таким образом, капиталовложения в реконструкцию окупятся менее чем за три года. Что же представляет собой этот ряд новых моделей? Их краткие характеристики приведены в таблице, из которой видно, что грузоподъемность автопоездов колеблется от 20 до 25 тонн, а полный вес соответственно от 32,5 до 40,7 тонны. Для высоких скоростных и тяговых качеств им нужно иметь запас мощности на тонну полного веса равный 6,5—7,0 л. с. Из этого расчета новые машины должны оснащаться двигателями мощностью от 240 до 300 л. с. В то же время, поскольку нагрузка на ось для автомобилей труппы «А» имеет определенные ограничения («За рулем», 1973, № 9), с ростом полного веса от модели к модели изменялась колесная формула тягача. Первая модификация нового ряда — автопоезд МАЗ-504В-5205, состоящий из двухосного седельного тягача МАЗ-504В («За рулем», 1972, № 10) и двухосного полуприцепа МАЗ-5205. Он рассчитан на 20 тонн груза. Его производство началось ужев прошлом году. Модель «504В» во многом по шасси унифицирована с тягачом «504». 8 таком жерод ­ стве с моделью «516А» находится 16-тонный трехосный бортовой грузовик «516Б». Он отличается от предшественника возросшей на 1,5 тонны грузоподъемностью, более мощным двигателем, усовершенствованными узлами и агрегатами. Первая промышленная партия этих машин была собрана в июне 1973 .года. МАЗ-516Б рассчитан на эксплуатацию с двухосным прицепом МАЗ-886Б грузоподъемностью 7 тонн. Следующий автопоезд — тягач МАЗ-515Б (он показан на вкладке) с двухосным полуприцепом МАЗ-941 — отличается повышенной грузоподъемностью — 25 тонн, в о второй половине этого года, на год раньше срока, установленного пятилетним планом, мы изготовили первую промышленную партию этих автопоездов. Автопоезда, о которых шла речь, уже / начало получать народное хозяйство. Сейчас готовятся еще две модели. Специалисты завода с хорошими результатами завершили сравнительные испытания (в которых участвовали и лучшие зарубежные машины) нового автопоезда грузоподъемностью 24 тонны. Он состоит из трехосного бортового автомобиля МАЗ-514, рассчитанного на 17 тонн груза, и двухосного прицепа МАЗ-886Б грузоподъемностью 7 тонн. Успешно закончены межведомственные испытания и автопоезда МАЗ-53352-8378 грузоподъемностью 23 тонны (двухосный бортовой грузовик МАЗ-53352 и двухосный прицеп МАЗ-8378). Это своего рода проРяд новых моделей автопоездов Модели автопоездов Параметры Грузоподъемность автопоезда, т Полный вес автопоезда, т Длина автопоезда, м Габаритная ширина, м Габаритная высота,- м Радиус поворота автопоезда, м Колесная формула тягача База тягача, м Колея тягача, м: передних колес задних колес Модель двигателя Мощность двигателя, л. с. Число об/мин Скорость автопоезда. км/час 504В-5205 153352-8378 1 516Б-886Б 20,0 32,5 13,20 2,5 3,5 8.5 4X2 3,4 1,97 1,86 ЯМЗ-238 240 2100 г 85 23,0 36.0 19,75 2,5 3,5 11,5 4X2 5,0 1,97 1.86 ЯМЗ-238Е 265 2100 85 23,0 36,2 16,75 2,5 3,5 12.0 6X2 3,95+1,45 1,97 1.86 ЯМЗ-238 240 2100 85|514-886Б 24.0 37,7 16,75 2,5 3,5 12,0 6X4 3,85+1,4 1,97 1,86 ЯМЗ-238Е 265 2100 85515В-941 25.0 40,7 17,00 2,5 3,5 10,5 6X4 3,50+1,4 1.97 1,86 ЯМЗ-238Н 300 2100 80Примечание. Первая группа цифр в индексе автопоезда обозначает модель автомобиля-тягача, вторая — модель прицепа или полуприцепа. межуточное звено между выпускаемой ныне серийной моделью МАЗ-500А и перспективным семейством грузовиков с новой кабиной. Новые автопоезда, имея целый ряд оригинальных узлов и агрегатов, в то же время в высокой степени обладают подетальной и поузловой унификацией с автомобилями семейства МАЗ-500А. Например, МАЗ-514 унифицирован с ними на 94,4 процента, а МАЗ-516Б — даже на 99 процентов. Все пять новых моделей снабжаются V-образными восьмицилиндровыми дизелями ЯМЗ (см. таблицу) — причем на седельном тягаче МАЗ-515Б установлен 300-сильный двигатель с турбонаддувом — и восьмиступенчатыми трансмиссиями. Исключение составляет МАЗ-504В, на котором сохранена пятиступенчатая коробка передач. Интересной конструктивной особенностью трехосных автомобилей •МАЗ-5155 и МАЗ-514 является привод задних ведущих мостов. Он выполнен по схеме с «проходным» средним мо ­ стом. В этом случае передача крутящего момента на задние мосты осуществляется не двумя независимыми карданными валами, а одним, проходящим через средний мост к заднему. Преимущество. такой схемы заключается в меньшем количестве карданных шарниров и отсутствии раздаточной коробки. Для уменьшения углов промежуточного (межмостового) карданного вала задний мост, так же как и оредний, оснащен так называемым приставочным редуктором. У среднего ведущего моста в такой редуктор встроен межосевой конический дифференциал. В сложных дорожных условиях, когда надо улучшить проходимость автопоезда, водитель мо ­ жет блокировать дифференциал при помощи электропневматического привода. Важным нововведением на МАЗ-515Б и МАЗ-514 являются пятисателлитный (на моделях МАЗ-500А и МАЗ-5046 он сделан трехоателлитным) планетарный редуктор, встроенный в ступицы задних ведущих колес, и шестерни дифференциалов главных передач с увеличенным модулем зубьев. В результате удалось намного продлить срок службы (до 250 тысяч километров) ведущих мостов и их способность к восприятию больших нагрузок. Говоря о повышении прочности и долговечности, надо отметить усиленную раму — основной несущий элемент автомобиля. Намечено довести срок ее службы до капитального ремонта до 230—300 тысяч километров. В то ж * время на всех новых машинах конструктивно рамы выполнены таким образом, что при использовании шин размером 300—508 (11,00—20) и более широких 320—508 (12,00—20) обеспечивается соблюдение требования ГОСТ 9314—59, ограничивающего ширину автомобилей величиной 2500 мм. Среди других конструктивных особенностей новых МАЗов — удлиненные рессоры, которые мягче прежних, чем обеспечивается улучшение плавности хода автомобилей на 30—40 процентов. Тормозная система с пневматическим приводом в максимальной. степени учитывает требования безопасности движения: она обеспечивает раздельный привод тормозов передней и задней осей и оснащена аварийным автоматическим тормозом (на случай, если упадет давление воздуха в системе). Большое внимание уделяют наши конструкторы улучшению условий труда водителя. Значительно усовершенствован интерьер кабины. Новая панель приборов, подрессоренные, с регулировкой по высоте сиденья, мягкая внутренняя обивка с термошумоизоляцией, . мягкие противосолнечные козырьки, обеденный столик, шторы на окнах, спальные места с индивидуальными плафонами освещения, эффективный отопитель, удобные поручни и другие до деталей продуманные нововведения обеспечивают водителю то, что мы называем комфортом. Для улучшения питания двигателя свеж им воздухом и снижения шума в кабине воздушные заборник и фильтр двигателя вынесены из подкапотного пространства и установлены позади кабины. Платформы бортовых автомобилей, прицепов и полуприцепов сделаны металлическими с деревянным полом. Они оборудуются тентом и выполняются с учетом требований международных и междугородных перевозок грузов. Применение топливных баков оригинальной формы и (увеличенной емкости обеспечивает автопоездам запас хода по топливу примерно на 1000 километров. Заканчивается третий, решающий год пятилетки. Накопленный коллективом опыт в разработке и освоении новых образцов автомобильной техники создает уверенность в том, что задания, определенные Директивами XXIV съезда КПСС, будут успешно выполнены.20