одитель втомобиль орогаОкончание. Начало — на стр. 11 в рамках системы ВАД. Одновременно она облегчает водителям переход с одной модели на другую, что немаловажно в условиях массовой автомобилизации. И то .и другое играет важную роль в деле безопасности движения. Этой же цели служит автоматизация управления (см. «За рулем» № 3). Она подсказывается всем ходом развития автомобиля, достижениями техники и коснется скорее всего таких процессов, как торможение автомобилей, идущих колонной; поддержание постоянной (заданной) скорости на том или ином участке дороги; переключение света фар при встречах; режим работы стеклоочистителя. Все это облегчит работу водителя, сделает его действия более надежными.* * *Напомним, что систему информацииуправления «водитель — автомобиль — дорога» мы подразделили на ряд звень-ев (см. «За рулем» № 3). В заканчиваемом сегодня цикле статей кратко рассмотрены только три звена: поступление информации, частично — создание условий для ее обработки водителем и отдача им «приказов» автомобилю. Но этого достаточно, чтобы сделать основные выводы. Если попытаться найти одно понятие, которое выразило бы первый вывод, то его надо назвать словом ограничение. Необходимо облегчить водителю восприятие только тех объектов, которые влияют на беспрепятственное движение автомобиля, а прочие не должны отвлекать его внимания от управления машиной. Предоставляя водителю комфорт, приходится все же ограничивать его общение с пассажирами, свободу движений, сводить к минимуму их разнообразие, продолжительность и физическую нагрузку, устанавливать научно обоснованные пределы регулировки его положения по отношению к рулю, педалям и рычагам. Все это нужно для неутомительного и точного управления автомобилем. Ограничению психофизической нагрузки водителя иногда способствует введение новых органов управления, хотя общая тенденция сводится к сокращению их числа. Приспосабливаясь к современным условиям дорожного движения, конструкторы автомобиля и водители должны считаться с необходимостью определенных ограничений. Второй вывод тоже можно выразить одним словом — взаимосвязь. Устройство автомобиля (в частности, рабочего места водителя), приемы управления находятся в тесной взаимосвязи с дорожным и условиями, количеством автомобилей, их скоростью и другими ходовыми качествами. Для каждого этапа развития характерны свои особенности. Если, например, сегодня большая часть автомобилей и дорог универсальны, то в будущем неминуема их специализация, что влияет на устройство рабочего места водителя При рассмотрении и прогнозировании взаимосвязей следует учитывать технические и экономические факторы, а также и социально-психологические. Важно установить не только закономерности их развития, но и возможные отклонения от этих закономерностей. Наконец, третье слово — безопасность. Она приобретает на нынешнем этапе автомобилизации все большее значение. На наш взгляд, всего важнее активная безопасность, то есть создание условий для безаварийного движения автомобилей. Именно по соображениям безопасности движения необходимы отмеченные выше ограничения: может быть, они отпадут, когда существенно изменятся дорожные условия, конструкция автомобиля и даже его назначение. Именно с позиций всеобщей безопасности должны прежде всего рассматриваться взаимосвязи в системе «водитель—автомобиль—дорога», как ив более общей системе «человек—автомобиль—дорога». Ю. ДОЛМАТОВСКИЙ, кандидат технических наук В этой, последней статье, к акив предыдущих, иллюстрации выполнены автором. вой колонке или под приборным щитком. «Таховару» не страшны удары с ускорением, в 10 раз превышающим ускорение силы тяжести (10 g), точность его показаний не меняется при температурах от минус 40° до плюс 50°. В этом году выпущена первая тысяча электронных тахометров. На 1974 год планируется изготовить еще три тысячи приборов. Они поступят в продажу в автомагазины страны через оптовые базы культторга. Цена комплекта, куда входят сам тахометр, детали его крепления, руководство по установке и эксплуатации и гарантийный талон, — 27 рублей. Завод непосредственно покупателям тахометров не высылает. «^. Так выглядит тахометр, установлен- •» ный под приборным щитком.Для вас и вашей машины«ТАХОВАР»Тем, кто хочет всегда точно знать, к ак работает двигатель автомобиля, полностью использовать все возможности мотора — не обойтись без тахометра. Пока среди отечественных машин этот прибор как штатное оборудование устанавливают лишь на ВАЗ-2103. Но каждый из вас сможет сам оснастить свой ВАЗ, «Москвич» или «Волгу» портативным электронным тахометром.НАКИПЬ НЕ СТРАШНАУфимские химики разработали новое высокоэффективное средство для очистки системы охлаждения автомобиля от накипи и начали его производство. Следует отметить, что этот очиститель не оказывает каких-либо побочных воздействий на металл и резину и уничтожает вредные отложения на стенках водяной рубашки двигателя ив трубках радиатора «на ходу», при нормальной эксплуатации машины. Это двухкомпонентный препарат. В аккуратной коробке помещены жидкость в специальном флаконе и полиэтиленовый запечатанный пакет с порошком. Применение очень просто: достаточно вылить жидкость, а затем высыпать порошок в горловину радиатора при работающем двигателе. Время очистки — от нескольких часов до нескольких дней, в зависимости от толщ ины слоя накипи. «Автоочиститель накипи» поступает в магазины «Росхозторга» и специализированные магазины, торгующие автомобилями.яавНяяУ1ОБЛЕГЧАЕТ ДЕМОНТАЖ ШИНВам наверняка приходилось снимать шину с колеса, и вы знаете, к ак трудно отделить край покрышки от обода. Кутаисский завод малогабаритных тракторов начинает производство специального приспособления, которое значительно облегчает эту операцию. Крючок заводят в отверстие обода, а «пятку» ставят на край покрышкиу самого диска. После этого, н ажав на рукоятку, в ы легко отделите покрышку от обода. Весит приспособление всего 1,7 кг. Ориентировочная цена — 3 рубля.1 : 1Г^^т'"'ДОЯгЭДПроизводство их начато на электротехническом заводе имени X. Пегельма на в Таллине. Прибор «Таховар» рассчитан на автомобильный четырехцилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель, к акс обычной (батарейной), так ис электронной (тиристорной) системой зажигания. Подключение весьма просто и не требует каких-либо переделок в системе электрооборудования машины, а сам индикатор со шкалой, рассчитанной на 500 — 8000 оборотов в минуту, удобно устанавливается на руле-36