9
10
11
Международная специализированная выставка «Автосервис-73», проходившая минувшим летом в Москве, надолго осталась в памяти. Это был крупнейший за всю историю подобных экспозиций показ достижений молодой, бурно развивающейся отрасли обслуживания. 800 фирм и организаций из 25 стран мира показали здесь свыше 6,5 тысячи экспонатов — все, чем могли гордиться их создатели. Теперь, когда праздничная суета выставки ушла в прошлое, настало время для обстоятельного разговора об ее итогах. Однако тема эта и материалы для нее настолько обширны, что на жур ­ нальных страницах возможен лишь сжатый обзор сегодняшних достижений автосервиса и основных путей, которыми он устремляется в завтра. Представляем виновника торжества Выставка показала: минуло время, когда автосервис тащился в арьергарде у породившей его автомобилизации. С ростом автомобильного парка (а общее число автомобилей в мире достигло сейчас 265 миллионов) все выше становились запросы потребителей к быстроте и качеству обслуживания и ремонта машин. Весьма строгими стали законодательные требования к безопасности автомобиля и ограничению его вредного воздействия на окружающую среду. Все это подстегивало широкое развитие автосервиса. Ныне он бурно прогрессирует и по темпам роста начинает уже обгонять породившую его автомобильную промышленность. Теперь эта многогранная отрасль состоит из широкой сети крупных фирменных предприятий, которые занимаются техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, а также фирм, производящих гаражное оборудование, приборы, инструмент и принадлежности. К ней примыкает производство и распределение запасных частей. Сейчас на каждый миллион находящихся в эксплуатации автомобилей приходится от 14 до 28 тысяч человек, работающих на станциях технического обслуживания. Основой современной системы зарубежного автосервиса является сеть крупных и средних фирменных предприятий, способных обеспечить техническое обслуживание и ремонт 2500 — 15000 автомобилей в год. К ней привязана широко разветвленная сеть более мелких станций. С ними взаимодействует система складов или центров по снабжению запасными частями. Такова организационная основа автосервиса, например, столь крупной фирмы, как ФИАТ, располагающей 93 центрами технического обслуживания и 12 тысячами пунктов обслуживания в Италии и за рубежом. По такой же системе организован автосервис в ведущих автомобильных фирмах ФРГ, США и других стран. Специализированные фирмы, производящие отдельные агрегаты и двигатели для поставки автомобильным заводам, имеют самостоятельную сеть предприятий обслуживания. Крупные базовые центры обслуживания и ремонта с централизованными складами заДинамометрический стенд на станции технического обслуживания легковых автомобилей польского предприятия «Бипромаш». Идут мощностные испытания двигателя с имитацией реальных дорожных условий, вплоть до обдува радиатора машины.АВТОСЕРВИС ШАГАЕТ В ЗАВТРА2. «За рулем» N° 12 пасных частей строятся ив Советском Союзе. Почему решительное предпочтение отдано крупным центрам, а мелкие станции низведены до положения придатков к ним? Потому что небольшими станциями решать задачи автосервиса просто невозможно. Автомобиль стал сложной машиной, и сегодняшний день технического обслуживания немыслим без сложного диагностического, регулировочного и ремонтного оборудования, специального инструмента, приборов и приспособлений, а они слишком дороги и недоступны для мелких предприятий. Непреодолима также острая нехватка достаточно квалифицированного персонала для работы со всем этим специальным оборудованием. Поэтому число мелких станций неуклонно сокращается. Управление и тенденции развития Обширная и разветвленная сеть предприятий автосервиса требует четкого руководства, координации их деятельности, своевременного обеспечения всем необходимым. Эта задача возлагается на самостоятельные управления или на управления сбыта автомобильных фирм. Они занимаются прогнозированием развития и размещения сети предприятий автосервиса, руководят их работой, координируют сбыт автомобилей с их обслуживанием, ремонтом, снабжением запасными частями. Их обязанность — сбор информации о качестве и надежности выпускаемых машин, учет требований и вкусов потребителей, тесная связь с конструкторскими отделами, разрабатывающими новые модели. В нашей стране руководство деятельностью и развитием службы автосервиса сосредо/гочено в республиканских организациях «Автотехобслуживание». Единая техническая политика в организации обслуживания и ремонта машин разных автомобильных заводов разрабатывается «Глававтотехобслуживанием» Министерства автомобильной промышленности СССР. Быстрое развитие сети предприятий автосервиса поставило в повестку дня вопрос о наиболее рентабельном их строительстве. Все более широкое распространение получают прогрессивные методы строительства из сборных металлоконструкций, с облегченными перекрытиями, с простыми и рациональными архитектурно-планировочными решениями. Характерной в этом отношении является станция технического обслуживания легковых автомобилей на 12 рабочих постов, демонстрировавшаяся польским предприятием «Бипромаш». Она была возведена на территории выставки, оборудована и пущена в ход всего за 40 дней. Это было достигнуто в результате применения готовых металлических модулей. В Польской Народной Республике подобные станции выпускаются разной мощности — от 6 до 30 рабочих постов. Эта конструкция позволяет при необходимости быстро достраивать и расширять производственные помещения. Интересный опыт строительства предприятий автосервиса из унифицированных металлических секций заводского изготовления был представлен рядом других зарубежных фирм и объединений. В Советском Союзе практически все новые станции технического обслуживания строятся по типовым проектам с применением унифицированных конструкций и деталей.Развитие автосервиса идет, конечно, не только путем укрупнения и расширения сети действующих предприятий. -Более совершенной, качественно новой становится их техническая оснащенность. Она призвана решать одну из главнейших задач автосервиса — снижение его трудоемкости. За последние два десятилетия трудоемкость технического обслуживания автомобилей сократилась почти в пять раз, но она продолжает оставаться высокой. Четко определилось несколько путей снижения трудоемкости обслуживания и ремонта автомобилей. Это дальнейшее совершенствование конструкции выпускаемых машин, увеличение ресурса работы всех их агрегатов и систем, сокращение количества необходимых смазочных, крепежных, регулировочных операций и увеличение их периодичности, механизация и автоматизация процессов обслуживания. Все очевиднее становится необходимость для удобства обслуживания" иметь в конструкции автомобиля системы бортовых датчиков и штекерные разъемы для быстрого присоединения диагностической аппаратуры. В нашей стране в течение девятой пятилетки трудоемкость технического обслуживания намечено снизить на 20—30 процентов. Вместе с тем в 1,3—1,5 раза должна быть увеличена долговечность автомобильных двигателей, что наряду с общим повышением надежности и выносливости автомобилей, улучшением качества эксплуатационных изделий и материалов существенно уменьшит затраты труда и средств на обслуживание и ремонт. Первое звено Мы говорили о некоторых сторонах общей стратегии развития автосервиса. А что представляет собой его первичное звено — современная СТО? Сейчас основой организации производства на станциях технического обслуживания является единая технологическая схема. Ей подчинена структура и деятельность предприятия. Она предусматривает: приемку автомобиля, определение объема работ; оформление документации с указанием необходимых операций и их стоимости; выполнение работ; контроль качества обслуживания и ремонта и выдачу машины заказчику. Соответственно с этим, в состав подразделений станции входят участки приемки и выдачи автомобилей, технического обслуживания, ремонта, склад запасных частей и материалов. Конечно, в зависимости от размера станции все эти участки могут сильно отличаться один от другого. В одном случае обслуживание, например, производится в весьма скромных условиях на небольшом количестве рабочих постое, а в другом для этого служит поточный метод с широким применением напольных конвейеров, высокопроизводительного специального оборудования и инструментов, даже вычислительные машины. Скажем, центр обслуживания фирмы ФИАТ в Турине располагает оборудованием, позволяющим строить работу по системе, программируемой электронно-вычислительной машиной. В Советском Союзе первая такая электронно-вычислительная система применена в столичном Центре технического обслуживания.Ее величество диагностика Современное состояние автосервиса характерно широким распространением технической диагностики, отличающейся многими преимуществами. Она позволяет проверить техническое состояние автомобиля, его агрегатов и систем без разборки и определить необходимые операции по регулировке и ремонту. Насколько важное значение придается ей во всем мире, можно судить хотя бы по тому, что наибольшее количество экспонатов выставки представляло собой диагностическое оборудование и приборы или целые комплексы. Развитие диагностики достигло такого высокого уровня, что ряд ведущих зарубежных фирмсчитает, что пришло время отказаться от традиционной системы планового периодического технического обслуживания автомобилей с регламентируемым объемом работ, выполняемых независимо от фактической необходимости в них. Гораздо более перспективной представ-ляется плановая периодическая диагностика с последующим устранением отмеченных неисправностей. Фирма «Даймлер-Бенц», например, рассчитывает, применив такую систему для одной из моделей своих автомобилей, увеличить сроки между техническим обслуживанием в три раза, вдвое сократив объем работ. Техническая диагностика стала официальной основой периодической проверки безопасности автомобилей, введенной в обязательном порядке в ряде стран. Итак, диагностика стала непременной составляющей в оснащении каждой мало-мальски солидной станции технического обслуживания. Какие же задачи и какими средствами она решает? Общей диагностической проверке подвергаются четыре основные группы узлов автомобиля: двигатель, электро- ' оборудование, трансмиссия и ходовая часть, кузов. Для всестороннего исследования самого сложного агрегата — двигателя создано много универсальных мотор-тестеров с широкой гаммой приборов. Они позволяют быстро проверить компрессию, герметичность камеры его-10 рання, напряжение на свечах зажигания, состояние контактов прерывателя, момент зажигания, давление топливного насоса, состояние воздушного фильтра и карбюратора или системы впрыска, мощность двигателя и расход топлива. Такие установки демонстрировались на выставке большинством ведущих зарубежных фирм. Как правило, они представляют собой передвижные стенды с быстро устанавливаемыми датчиками, программными устройствами проверки зажигания, большими экранами осциллографов и крупными шкалами приборов, позволяющими с высокой точностью наблюдать их показания. Более сложные конструкции мотор-тестеров комплектуются еще и приборамиБезопасность движения и эксплуатация автомобиля зависит главным образом от эффективности и технической исправности тормозной системы. Ее проверка и периодическое диагностирование на роликовых стендах становится просто обязательной. Поэтому такое оборудование было широко представлено на выставке многими фирмами. В основном оно рассчитано на проверку тормозов при скорости вращения колес 3,5—7 км/час. Некоторые конструкции помимо традиционных приборов, фиксирующих усилия торможения и время срабатывания, оборудованы самописцами. Прогрессирует и оборудование для проверки состояния ходовой части. Пред-линией благодаря хорошо продуманной системе накопителя информации производится перфокартами. Результаты испытаний цифровой компаратор сопоставляет с допусками параметров, внесенными в перфокарты, и выдает их на бланке протокола отметкой «годен — негоден» или в цифровой форме. Перфокарты задают оборудованию программу последовательных операций или дают инструкции оператору. Об эффективности этой линии можно судить по тому, что на испытания двигателя, тормозов, проверку фар и углов установки передних колес тратится в общей сложности лишь 10 минут. Полученные данные анализирует приемщик. Дальнейшее усовершенствование этой системы с под-Со стендов выставки: слева — автоматизированный стеллажно-тарный склад для запасных частей (Югославия), в центре — диагностический стенд для проверки параллельности мостов автомобиля (СССР), справа — передвижная камера для инфракрасной сушки окрашенных автомобилей (Англия). Фото В. Ширшова и К. Голиковадля проверки генератора с регулятором, аккумуляторной батареи, стартера, оптических и акустических сигнальных устройств. Полученные с помощью мотортестеров данные ясно показывают, чем «болен» двигатель, в каких регулировках он нуждается. Более обстоятельные мощностные испытания двигателей производятся на динамометрических стендах, также широко представленных на выставке разными фирмами. Эти, в прошлом громоздкие устройства стали более совершенными и компактными в результате уменьшения диаметра барабанов и применения нагружателей гидравлического, электрического или электровихревого типа. Они развивают тормозную мощность свыше 200 л. с. при имитируемой скорости движения автомобиля до 200 км/час. Для воспроизведения наиболее близкого к реальным дорожным условиям режима некоторые конструкции стендов комплектуются вращающимися инерционными массами, связанными с барабанами и вентиляторами, имитиj рующими обдув радиатора машины. Д и ­ намометрические стенды позволяют проверить при рабочих нагрузках не только двигатель, но и установить состояние коробки передач, сцепления, карданного вала, заднего моста, выявить источники шумов, вибраций, дисбаланса, оценить токсичность выхлопа в «ездовом» режиме.ставленные на выставке многими фирмами устройства позволяют быстро проверить углы установки колес и даже параллельность осей и действующие на них боковые силы, установить состояние амортизаторов. Большим разнообразием отличались приборы для проверки и регулировки фар. Помимо известного оптического способа определения направления светового потока по расположению светового пятна в них уже находят применение фотометры и электроника. Обилие разнообразного диагностического оборудования на современной станции технического обслуживания породило отчетливо видимую тенденцию объединения его в универсальные единые автоматические и полуавтоматические системы с использованием разных методов проверки и логических устройств анализа результатов. К их числу относится экспонировавшаяся фирмой «Криптон» линия диагностики с электронным устройством «Седрик». О ее возможностях дает представление даже краткий перечень осуществляемых проверок. Это — диагностика двигателя и определение его мощности с помощью динамометра, испытания тормозов, проверка фар, проверка углов установки и балансировка колес, исследование системы электрооборудования, анализ выхлопных газов. Управление этой автоматическойключением к ней электронно-вычислительной машины, запрограммированной соответствующими оценками, позволит выдавать в печатном виде рекомендации о способах устранения обнаруженных неисправностей. Внимание специалистов привлекла и демонстрировавшаяся в действии в советском разделе выставки передвижная станция диагностики легковых автомобилей, о которой уже сообщалось в сентябрьском номере журнала «За рулем». В считанные минуты она исследует десятки параметров проверяемого автомобиля и может оказаться весьма полезной при решении проблемы диагностики на мелких станциях обслуживания. Мы рассказали об основных тенденциях развития автосервиса, технической диагностики. Современные станции технического обслуживания получают теперь не только диагностическое, но и сложное ремонтное оборудование, специальный инструмент и приспособления и многое другое. Они тоже эволюционируют, становятся более совершенными, помогают повышать производительность труда. Но это уже особая тема для разговора. В. АНУФРИЕВ, директор Центрального научно-исследовательского автомобильного полигона НАМИ11шЯЯВЯВЯШ^шИШВЮЯвШЯШВШ•OTHMHLMHHI