32
33
Собеслав ЗАСАДАБЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬмого скольжения: для наиболее быстрого прохождения поворотов; для выравнивания автомобиля в случае заноса на прямолинейном участке дороги; для управления автомобилем при неожиданных заносах, прежде всего на поворотах. Теперь представим себе такую картину. Автомобиль входит в поворот. Вызвать боковое скольжение нетрудно — достаточно резко прибавить «газ». Но если сразу же не противодействовать рулем, то задняя часть автомобиля, повинуясь центробежной силе, будет все больше уходить в сторону, как говорят у нас, — багажник догоняет нос машины. Чтобы предотвратить опрокидывание или вылет с полотна дороги, нужно одновременно с началом скольжения повернуть руль в сторону, противоположную повороту, — как бы навстречу скользящей задней части автомобиля, не уменьшая при этом подачи «газа». Тогда уход задней части машины будет практически остановлен, а скорость (не снятый «газ») по-прежнему потащит вас вперед. Искусстшо управления здесь заключается в синхронных манипуляциях рулем и акселератором, цель которых — провести автомобиль на повороте по самой короткой и экономичной траектории. Такова вкратце техника управляемого скольжения. Она пригодна только для преодоления длинных поворотов. Вообще, в зависимости от дорожных условий, типа автомобиля можно выделить целую гамму различных управляемых скольжений. Но все они, повторяю, пригодны в спорте, выполняются только на дорогах, закрытых для общего пользования.Движение с заносомПрактически вся техника спортивной езды состоит в умении пользоваться боковым заносом. На извилистых участках во время ралли автомобиль несколько секунд движется так, что его продольная ось не параллельна оси дороги. И тем не менее машина не улетает в кювет. Действуя рулем и педалью «газа», водитель не теряет контроль над автомобилем, иными словами, он управляет заносом. Самый опасный и часто встречающийся . враг рядовых водителей занос для раллистов — союзник, помогающий быстрее преодолевать повороты и не снижать скорость на скользких участках дороги. Поэтому каждый, кто хочет ездить быстро и, главное, безопасно, должен учиться ездить с заносом. Разумеется, я не для того намерен рассказывать о технике управляемого заноса, чтобы все как можно чаще 'им пользовались. Это была бы езда сумасшедших. Сам я прибегаю к таким приемам в повседневной нормальной езде лишь в исключительных случаях. Однако владеть этим приемом должны уметь все. Тогда неожиданно возникший занос не будет кончаться трагически. Перед водителем не встанет вопрос, что делать, как спасаться. Его действия, предварительно оттренированные и опробованные, станут в таких ситуациях почти инстинктивными.. Скольжение само по себе прямо не ведет к аварии. Она случается уже по вине шофера, не привыкшего к заносам автомобиля и потому совершенно беспомощного. Подсознательный страх тут же парализует его движения: машина, которая так изучена и совершенно послушна, вдруг стала чужой, неуправляемой. Инстинкт спасения подсказывает — скорей тормози. А за этим, как правило, следует авария. Поэтому главная цель нашего разговора — научиться приемам управления автомобилем, попавшим в занос, умению не терять власти над ним и, значит, преодолеть страх перед неожиданно возникшим скольжением. Прежде чем перейти к разговору о тренировках, нужно уяснить существо самого заноса. Хочу только подчеркнуть: все изложенное далее — не строки из учебника высшей школы езды. Это советы практика, что-то вроде «Сделай сам».Тренировка заносовЕе цель — выработать максимальную чувствительность к скольжению. Первые тренировки следует начинать на просторной площадке со скользким покрытием. Какими-либо ограничителями (жестяными банками, например) размечаем проезжую часть поворота. Лучше всего сделать его крутым, близким к прямому углу (см. рис. 1, основные фазы обозначены на нем буквами). Подъезжаем к повороту со скоростью 40 км/час, передача вторая. Чтобы ввести автомобиль в управляемый занос, нам нужно изменить направление равнодействующей (она до момента входа в поворот совпадает с направлением прямого участка дороги). Поэтому поворачиваем руль влево, но, что чрезвычайно важно, раньше уменьшаем " Ч «газ» — загружаем передние колеса (А). Автомобиль уже находится на грани потери сцепления. И тут наступает момент, казалось бы, парадоксальный: несмотря на то, что нависла угроза вылететь с дороги (после уменьшенияРис. 1. Схема преодоления поворота с управляемым скольжением. Фаза А — подготовка для создания искусственного заноса («газ» минимальный, энергичный поворот руля влево). Фаза Б — срыв сцепления задних колес (резкое прибавление «газа», поворот руля в сторону заноса). Фаза В — корректирование величины заноса (действия педалью дросселя и рулем навстречу скольжению). Фаза Гвыход из заноса (выравнивание передних колес, прибавление «газа»).\сила сопроти ления колес результирующая сила угловая скорость вращенияТри вида управляемых заносовКолеса автомобиля имеют наибольшее сцепление с дорогой тогда, когда на них не действует ни сила торможения, ни сила тяги. Если на скользком покрытии резко затормозить или нажать педаль акселератора, то сцепление с дорогой колес легко срывается — машина начинает скользить. По назначению я разделяю три вида управляеОкончание. Первый, второй, третий, четвертый, пятый отрывки из книги — в журнале «За рулем», 1973 J* 2, 4, 6, 8, 10.Рис. 2. Выход из заноса на прямых участках («газ» минимальный, повороты руля навстречу скольжению с уменьшением амплитуды его вращения).32 «газа» и поворота руля влево), прибавляем «газ», срываем сцепление задних колес. Хвост автомобиля начинает уходить вправо, к внешнему краю поворота, одновременно создавая тормозное усилие (задние колеса передают крутящий момент двигателя, толкают машину вперед ив скольжении тормозят). Ставим руль в положение прямо и не уменьшаем подачу «газа» i(B). Хвост автомобиля продолжает уходить вправо. В следующей фазе (В) корректируЙЩ ем величину заноса поворотом передних колес навстречу скольжению. Здесь же нужно начать выравнивание колес автомобиля и, действуя педалью дросселя, удерживать автомобиль в нужной величине заноса. В последней фазе (Г) устанавливаем передние колеса прямо. Очень важным в управляемом заносе является то, что называют работой рулем. Колеса, повернутые в сторону, противоположную повороту, создают сопротивление, которое предотвращает вращение автомобиля. Теперь назову ошибки, которые могут быть допущены. Фаза А — задняя часть автомобиля не ушла вправо: слишком рано или мало нажата педаль акселератора; слишком малый поворот руля влево; не уменьшили «газ» перед поворотом руля. Фаза Б — задняя часть автомобиля излишне ушЩь ла вправо: поздно или сильно нажата ** педаль акселератора; поздно повернут руль для установки колее прямо. Фаза В — задняя часть автомобиля также слишком ушла вправо: поздно повернут руль вправо; излишне сильно нажата педаль акселератора. Тренировки нужно продолжать до тех пор, пока поворот в заносе будете преодолевать плавно. Затем повторите все применительно к правому повороту. Важно при этом выработать у себя автоматические действия (занос" — руль), полностью исключающие чувство испуга, необходимость в размышлении как поступить. Вначале могут быть трудности. Но это закономерно. Уверен, что в скором времени вы точно будете чувствовать момент начала маневра и выработаете координацию дви'*gf? жений. ШШ- Затем можно попробовать свои силы в прохождении поворотов затяжных, с хорошей сцепной характеристикой. Здесь нужны более высокие скорости. Словом, призываю к тренировкам.речислить всех ситуаций, когда автомобиль, движущийся прямо, вдруг становится неуправляемым. Огромное количество аварий связано с неожиданным заносом. И по крайней мере, в большей части случаев сам водитель виноват в том, что автомобиль вообще попал в боковое скольжение. Хороший шофер не доводит дело до трудных ситуаций, а своим умением старается их не допустить. В этой связи закономерен вопрос: для кого опаснее занос — для начинающего или опытного водителя? Ответ здесь не может быть однозначным. Новичок, скорее всего, раньше почувствует скольжение. Чувство страха, самозащиты даже при скорости в 40 км/час заставит его предпринимать какие-то действия. Если они неправильны, неизбежна авария. Опытный водитель может и не обратить внимания на первые признаки заноса, и, как это ни парадоксально, автомобиль пройдет прямо и на скорости, скажем, в 60 км/час. Потому что барьер страха у такого шофера отодвинут. Но именно поэтому он, в отличие от новичков, может легкомысленно отнестись к резкому изменению погодных условий на дороге. И поплатится затем, как говорят злословы, знакомством с пейзажем. Отсюда вывод: даже опытные, хорошие водители не в состоянии тут же приспособиться к внезапно изменившейся обстановке. Проблема заносов на прямых участках и реакция водителя на возникающую ситуацию представляются мне очень важными. Наверное, все встречали автомобили, которые, вылетев с дороги, оказывались развернутыми полностью или частично к направлению прежнего движения. Почему это произошло? При заносе каждый водитель, защищаясь перед нависшей опасностью, не задумывается над действиями, которые следует выполнить. Если автомобиль забросило и перед его уходит влево, подсознательно поворачиваем руль вправо. Почти сразу же направляется в эту сторону и нос машины. И здесь наступает наиболее щекотливая ситуация. Чтобы правильно выполнить маневр возвращения автомобиля на надлежащую траекторию движения, следует поступить, казалось бы, вопреки логике: раньше, чем он достигнет положения прямо, когда он находится еще в заносе, уже нужно начать поворот руля влево. Водитель, желающий выйти из грозящей опасности, обязан неоднократно выполнять действия, которые с первого взгляда кажутся не вполне правильными и логичными. Психологический барьер, наступающий в эти доли секунды, чрезвычайно силен, и не каждый сразу сумеет его преодолеть. Однако при кажущейся нелогичности такие действия вполне обоснованны. Взгляните на рис. 2. После того, как перед автомобиля забросило влево и руль повернут вправо, машина начинает выравниваться. Если сразу же не поставить колеса прямо, она успеет уйти вправо. Вы будете вынуждены теперь поворачивать руль влево. Это приведет только к раскачиванию автомобиля, увеличению боковых заносов ик очень скорой аварии. Подобная нелогичность в действиях водителя проявляется не только во время заносов на прямой. Это касается всех видов скольжения, в том числе ина поворотах, когда нужно удержать автомобиль на желаемой траектории движения. Если приложить, немного труда, можно довольно быстро освоить технику вождения с заносом. Только помните: здесь необходимо действовать рулем и педалью дросселя.Внезапный занос на поворотахНикто не застрахован от внезапного заноса автомобиля при прохождении поворота. Важно сразу же уловить этот момент и принять необходимые меры. Самое опасное, как я уже говорил, когда в таких ситуациях водитель под действием страха изо всей силы жмет на тормоз. Вот примеры, показывающие возникновение заноса на поворотах. Вход со слишком большой скоростью. Для каждого автомобиля и конкретного водителя существует теоретически верхняя граница скорости, с которой безопасно можно пройти данный поворот. Однако часто, находясь еще далеко до этого максимума, некоторые теряются. Как следует поступать? Первое — немедленно отпустить тормоз и сразу же снова притормозить (не блокируя колес!), но чуть раньше энергичным движением повернуть руль в сторону поворота. Автомобиль должен пойти боком — нажимайте педаль «газа» и тут же—поворот руля в сторону от поворота. Последнее движение не должно быть продолжительным, потому что немедленно следует поворот руля в обратную сторону. Все эти движения необходимо делать легко, энергично, с короткими амплитудами. Не забудьте: нога все время на педали «газа», но расчетливо, в зависимости от степени скольжения. Автомобиль входит в закрытый поворот и встречается с насыпанным на дорогу щебнем. Нос машины начинает «юзить». Немедленно снимайте «газ»! Энергично поворачивайте руль в сторону поворота и резко прибавляйте «газ», чтобы вызвать скольжение и поставить автомобиль боком. Остальные действия такие же, как в первом примере. Хочу обратить особое внимание на то, чего следует избегать в нормальной езде при подходе к повороту, с тем чтобы не наступил занос. Не въезжайте в вираж, если он не просматривается, на слишком большой скорости, думайте лучше о скорости выхода из него. Не тормозите, когда уже вошли в поворот. И конечно, помните о правильной посадке, обеспечивающей свободу движений рук. И последнее: никогда не забывайте, что вы не одни на дороге. Даже в совершенстве овладев техникой управляемого заноса, вы своей бравадной ездой можете испугать других, менее опытных водителей. Сам я никогда не позволю срезать повороты, идти в скольжении на автомобиль, двигающийся с противоположной стороны. И хотя могу проехать поворот значительно быстрее, не хочу, чтобы другие в страхе прыгали по кюветам. С этой же целью убеждаю всех учиться ездить со скольжением. Тогда случайные, внезапные заносы будут сведены до минимума. И вы станете лучшими водителями для собственной безопасности и безопасности других.Занос на прямом участкеПри кажущейся простоте езда на прямых участках нередко вызывает трудные и даже опасные ситуации. Между тем многие водители полагают, что на таких дорогах различные сложности очень редки, вот на поворотах, мол, другое дело. При этом забывается, что на прямых участках мы ездим, как правило, с большими скоростями, привыкаем к ним и не чувствуем их. А когда появится неожиданное препятствие, вынуждены резко тормозить, ме# н ять направление движения и, как следствие, бороться с заносом. Да мало ли причин его возникновения! Вы не учли, что выехали на скользкий участок дороги и резко прибавили «газ», или выскочили на большой скорости из-за стены леса, или только что обогнали громоздкий автобус и встретили удар сильного бокового ветра... Не пе33