Изучаем новые Правила дорожного движенияПЕРЕВОЗКА ЛЮДЕЙ И ГРУЗОВАналогичный раздел включали в себя и прежние правила. Назывался он — «Перевозка пассажиров и грузов». В новых Правилах дорожного движения откорректировано не только само название главы, но и уточнено ее содержание. Некоторые положения улучшены редакционно или существенно изменены. Появились и новые позиции. Общая тенденция внесенных в эту главу изменений — конкретизация и повышение требований к безопасной перевозке людей и грузов. Перевозка людей — это наиболее ответственный вид перевозок в дорожном движении. Поэтому предъявляемые к ее осуществлению требования более широки и строги, чем те, которые нормируют перевозку грузов. Если в последнем случае Правила в основном регламентируют габариты грузов, их размещение и обозначение, то в отношении перевозки людей они предъявляют дополнительные требования к обустройству и состоянию транспортного средства, к мастерству водителей, к деятельности должностных лиц транспортных предприятий и организаций. Естественно, главным лицом, которое отвечает за посадку и высадку, размещение и даже в какой-то степени за поведение пассажиров, является водитель транспортного средства. Правила исходят из того, что перевозка людей должна обычно осуществляться транспортными средствами, специально предназначенными для этой цели (автобусами, троллейбусами, трамваями, легковыми автомобилями и т. п.). Они требуют от водителей трамвая, троллейбуса и автобуса начинать движение только с закрытыми дверями, а открывать их лишь при полной остановке. Скажем прямо: в часы «пик» на перегруженных городских маршрутах это дело бывает трудновыполнимо. Поэтому следует напомнить предписания, содержащиеся в главе III Правил «Общие обязанности пешеходов и пассажиров». В пункте 23 сказано, что пассажирам запрещается препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки транспортного средства. Здесь же изложен порядок посадки и высадки людей из транспортного средства. Таким образом, действия пассажиров также регламентированы, а те, кто нарушает этот порядок, несут ответственность за последствия своих неправильных действий. Однако из этого вовсе не следует, что водитель в таких случаях остается, что называется, в стороне. Даже если пассажир умышленно препятствует закрытию двери, он не должен начинать движение. Правила обязывают его прежде убедиться в том, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены. Сурово? Может быть. Но, видимо, каждый согласится, что такое требование необходимо, хотя иногда действительно выполнить его трудно, и это вызывает задержку отправления транспортного средства. И все же, как говорят, это не тот случай, когда трудности нужно преодолевать, рискуя безопасностью людей. Следует специально подчеркнуть, что данное требование Правил распространяется на водителей любых транспортных средств (в том числе и на водителей легковых автомобилей, мотоциклов и др.), независимо от числа пассажиров и от того, находятся они в салоне, кабине, кузове или в коляске транспортного средства. Водители, которым поручена перевозка групп людей в грузовом автомобиле, кроме этого, обязаны проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки и предупредить их о том, что стоять в кузове движущегося автомобиля запрещено. Перевозка людей на грузовых автомобилях должна поручаться только наиболее опытным, дисциплинированным водителям, а перед выездом они должны быть дополнительно проинструктированы о правилах перевозки лицами, ответственными за эксплуатацию транспортных средств (пункт 182 «в»). Д опу ­ скать к ней можно лишь водителей, имеющих стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее трех лет. Как видим, в тексте новых Правил появилось существенное дополнение: стаж должен быть непрерывным. Это означает, что в течение последних трех лет такой водитель должен работать за рулем постоянно (не исключая, разумеется перемену места работы), то есть трудиться по специальности, не лишаться прав на управление и т. п. Действовавшие ранее Правила устанавливали численность перевозимых в кузове людей в зависимости от типа автомобиля. Теперь жесткие нормы отсутствуют. Но это вовсе не означает, что количество находящихся в кузове грузового автомобиля людей может быть как угодно велико: оно должно не превышать числа удобных и оборудованных для сидения мест, а общий вес пассажиров не превосходить грузоподъемности автомобиля. Сохранены без изменений требования к самим сиденьям (их высоте, спинкам) в грузовом автомобиле, предназначенном для перевозки групп людей. В не оборудованном таким образом грузовом автомобиле могут находиться лишь лица, следующие за получением груза или сопровождающие его. Но и они должны быть обеспечены удобными местами ниже уровня бортов. Новые Правила повысили разрешенную скорость движения грузового автомобиля, в кузове которого находятся люди, с 50 до 60 км/час. Следует подчеркнуть, что это ограничение распространяется на все случаи, независимо от того, сколько человек находится в кузове и кто они — пассажиры или грузчики. Новым является требование Правил о том, чтобы при перевозке групп детей22