КАК УБЕРЕЧЬ МОТОЦИКЛИСТАПредлагает читательЧитатели журнала, вероятно, помнят статью «Закономерности случайной гибели» («За рулем», 1972, № 7), в которой автор — медицинский работник привел впечатляющую статистику мотоциклетных происшествий со смертельным исходом. Анализируя их причины, он предостерег от беспечности за рулем мотоцикла. Хотелось бы продолжить этот весьма полезный для большой армии мотоциклистов разговор о безопасности, но с несколько иных позиций. Безопасность езды на мотоцикле обеспечивается, конечно, прежде всего водительским мастерством, умением избегать аварийных ситуаций, способностью сразу найти правильный выход, если такая ситуация все же возникла. Но большое значение имеет конструкция машины, ее устойчивость, маневренность, тормозные возможности, уязвимость при происшествиях. Наиболее неустойчивым, а следовательно, и опасным при езде является мотоцикл-одиночка средней кубатуры, позволяющий развивать большую скорость ив то же время слишком тяжелый, чтобы удержать его при заносах и падениях. Тут я позволю себе небольшое отступление от темы. Утверждение, что занос зачастую оканчивается опрокидыванием, не совсем справедливо. При езде без пассажира внимательный водитель гасит занос в самом начале поворотом руля. При небольшой скорости на обледенелой дороге очень часто удается удержать мотоцикл, просто опустив ноги на дорогу и обеспечивая его вертикальное положение. Если же занос устранить не удалось, а мотоцикл начинает ложиться на бок, то ив этом случае есть способ остаться невредимым. Крепко держась за руль и. не снимая ног с подножек, водитель может так регулировать наклон тела и мотоцикла, что на ровной дороге будет происходить лишь боковое скольжение без опрокидывания. Гашение скорости при этом так эффективно, что машина ляжет почти при полной остановке, без удара. Но бывают случаи, когда занос и опрокидывание возникают внезапно и почти мгновенно. Удержать мотоцикл в такой ситуации очень трудно. Опытный водитель и тут сумеет избежать больших неприятностей, отделившись от машины. Хуже, когда едут двое. К сожалению, конструкция и наших и импортных мотоциклов-одиночек не обеспечивает пассивной безопасности экипажа при резком заносе. Пассажир даже при обычном торможении, не имея никакой опоры, зачастую ударяется о водителя. Подножки и многочисленные выступающие детали не создают мотоциклу надежной опоры при боковом скольжении, а водителя и пассажира не предохраняют от травм. Положительную роль тут могли бы сыграть защитные дуги, но они ставятся пока лишь на мотоциклах ГАИ. Мотолюбители пытаются делать защитные дуги сами, хотя это и сложно. Но, оказывается, конструкция мотоциклов совершенно к этому не приспособлена. Вертикальные дуги эффективны лишь при соскальзывании машины в направлении, совпадающем с плоскостью дуг. При обычном же заносе на эти дуги действует усилие, стремящееся повернуть их вокруг вертикальной трубы рамы, к которой они прикреплены. В результате либо скручивается рама мотоцикла, либо вырываются болты крепления. А самостоятельная установка двух комплектов дуг — вертикальных и горизонтальных, к ак это, например, предлагалось в журнале «Чехословацкое мотор-ревю», слишком сложна и все равно не создает достаточной надежности, поскольку дуги между собой не связаны. Таким образом, представляется необходимым для повышения пассивной безопасности введение ряда усовершенствований в выпускаемые мотоциклы. Прежде всего в них нуждается рама. Конструкция ее должна предусматривать возможность легко и удобно крепить защитные дуги. Очень полезно выпускать некоторые модели мотоциклов-одиночек средней кубатуры уже с защитными дугами, возможно, даже со специальной, развитой рамой, выполняющей то же назначение. При этом на вертикальные дуги можно крепить щитки, а горизонтальные использовать как подножки и опору для боковых багажников. Седло у большей части мотоциклов следовало бы увеличить в длину и снабдить удобной и надежной ручкой, тогда пассажир не навалится на водителя и не упадет при боковом соскальзывании мотоцикла. Все выступающие детали должны быть переконструированы таким образом, чтобы при боковом скольжении машины на защитных дугах и колесах они не касались дороги и не повреждались. Безусловно, эти усовершенствования несколько повысят стоимость мотоцикла, но зато резко снизят травматизм, особенно при мелких, не фиксируемых в большинстве случаев происшествиях. Ведь даже очень опытный и умелый водитель не может быть застрахован от падения на раскисшем глинистом «грейдере», на щебеночной дороге с выбоинами, на- обледенелой дороге, особенно если с ним неспокойный пас-l~—BaaW ^"•"•о*P*a^afe* *о""™*о",ва—шВа. о"ишош'са-авда. *о""™о*аавааЭа. ™5™*™о*. ^ ^ О ^ М^^Ь^. "3™^™*!?* ^™*^^*aaaoaW. ч""""о*a^^EW. ™""™о*а ^ ^ ^ . «•••£>•». *о"*™о* *o™™o*аМашЕ^. "3™^™"o*ВЕНГРИЯ. С каждым годом ширятся торговые связи страны с другими государствами, а вместе с этим возрастает и роль автотранспорта в международных перевозках. Только за последние годы объем этих перевозок увеличился в три раза. Большую часть грузов, следующих за границу, составляют продукты питания (фрукты, овощи и др.), поэтому автомобильный парк, обслуживающий международные грузовые линии, состоит главным образом из рефрижераторов. Большое внимание венгерские транспортники уделяют и перевозкам грузов в контейнерах, особенно если их приходится доставлять в морские порты. ЮГОСЛАВИЯ. С увеличением числа автомобилей в стране последние пять лет наблюдается рост дорожных происшествий. Изучив их причины, специалисты пришли к выводу, что здесь виной не только низкая водительская подготовка, но и пешеходы, не признающие элементарных правил движения. Когда нарушителей стали классифицировать по возрасту, оказалось, что значительная часть происшествий приходится на водителей старше 65 лет или моложе 21 года. В проводимых сейчас исследованиях большое внимание уделяется вопросам технической оснащенности дорог и безопасности самих автомобилей. Целенаправленность и комплексный подход к решению задач в области организации движения транспорта создают предпосылки для снижения уровня дорожнотранспортных происшествий в ближайшем будущем. АНГЛИЯ. Запотевшие стекла автомобилей уменьшают видимость и могут стать причиной катастрофы. Одна английская фирма разработала пластмассу, которая впитывает влагу подобно губке. Достаточно нанести тонкий слой такой пластмассы на стекло, и оно всегда будет прозрачным: вся влага будет поглощаться микроскопическими порами покрытия. При этом оптические свойства стекла .не ухудшаются. КАНАДА. Как показали подсчеты, на дорогах страны ежегодно погибает 5 тысяч человек и свыше 150 тысяч получает ранения. Основная масса дорожно-транспортных происшествий случается на несовершенных дорогах или с неисправными автомобилями, однако много несчастных случаев отмечается и на современных магистралях при технически благополучных автомобилях. Главные причины — неоправданный риск водителей, в том числе и неправильный обгон.всего света26