24
25
КОГДА НАМ ЗА ШЕСТЬДЕСЯТЗавывая сиреной, умчалась машина «скорой помощи». Поредела толпа любопытных. На месте происшествия, возле уткнувшегося в фонарный столб грузовика, молодой водитель растерянно повторял автоинспектору: — Все люди стоят, ждут, а он огляделся — и прямо под колеса... Старик уж, себя беречь должен, а тут — все стоят, а он пошел... И ведь смотрел жевмою сторону... Итак, водитель не притормозил, уверенный, что пожилой пешеход видит приближающуюся машину, а спохватился — было уже поздно. Подобные происшествия, когда пострадавшими оказываются пожилые и преклонного возраста люди, к сожалению, далеко не редкость. Пешеходы эти составляют меньшинство в людском потоке, однако среди пострадавших вдо ­ рожных происшествиях их доля — 2 t процент. Причем именно они получают наиболее тяжкие травмы и чаще погибают. Большинство, и в первую очередь водители, считают, что пожилым людям, уже в силу их возраста и богатого жиз ­ ненного опыта, присущи особая осторожность, предусмотрительность, исключающие опрометчивые поступки. И вдруг, переходя проезжую часть, они проявляют удивительную невнимательность, нерасторопность или суетливость. В чем тут дело? Все очень просто. С возрастом постепенно нарастают нарушения биологического равновесия организма. Старение сказывается на зрении и слухе, ограничивает подвижность, замедляет психомоторные реакции. Молодым это непонятно, поэтому странным и непоследовательным им кажется поведение стариков на дороге. А уж водителям, по крайней мере, необходимо знать причины и особенности этого поведения и постоянно иметь их в виду. У людей старше 50 лет происходят необратимые и прогрессирующие изменения органов зрения. В хрусталике глаза появляется плотное ядрышко, которое, со временем все больше уплотняясь, вызывает помутнение хрусталика. Эластичность его снижается, что вместе с наблюдаемым в этом возрасте ослаблением глазных мышц понижает способность глаз приспосабливаться к видению объектов на разных расстояниях. Становится невозможной быстрая перестройка зрения для рассматривания далеких и близких предметов. Поэтому точно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, безошибочно определить его скорость пожилой человек уже не в состоянии. У лиц преклонного возраста, как правило, наблюдаются также изменения в сетчатой оболочке глаза, проявляющиеся в нарушении адаптации глаза к степени освещенности. Эта функция глаза имеет прямое отношение к процессу сумеречного зрения. Его расстройство выражается в резком понижении способности ориентироваться в пространстве в сумерках и носит название «куриная слепота». Поэтому пожилые люди, причем не только в сумерки, но и во время дождя, в туман и снегопад могут не заметить движущейся вблизи машины. Постоянным спутником надвигающейся старости является значительное сужение поля зрения, уменьшение площади пространства, которое охватывает взгляд. Это явление обусловлено, с одной стороны, закономерными изменениями в глазных яблоках, с другой — нарушением подвижности шейного отдела позвоночника. При необходимости посмотреть в сторону или оглянуться человек в преклонном возрасте вынужден поворачиваться всем туловищем, только тогда он сможет заметить приближающуюся опасность. Однако на это требуется значительно больше времени, чем на поворот головы, стало быть, опасность фиксируется позже, и это опоздание — причина повышенной уязвимости пожилого пешехода. Поэтому нет ничего удивительного, когда от старика мы слышим, что он «абсолютно не видел автомобиля». Виной всему (если это можно назвать ви ­ ной) — естественные проявления старости: ослабление остроты зрения, суме^ речная слепота, значительное ограничение поля зрения, в том числе и его дальности (в некоторых случаях до 10 метров), а также ослабление зрительных ориентировочных рефлексов. Ко всему этому следует добавить, что водители часто еще и плохо видят пешеходов преклонного возраста, потому что те, как правило, носят одежду темных или серых тонов, из-за чего в сумерки их можно заметить лишь на расстоянии 2530 метров, когда тормозить зачастую поздно. Человек в светлой одежде хорошо виден за 40—45 метров, а специальные отсвечивающие знаки на одежде — за 130—140 метров. Поэтому весьма по ­ лезным было бы, особенно в сумерки и при неблагоприятных метеорологических условиях, пожилым людям иметь на одежде такие отсвечивающие предохранительные знаки. Их применение оправдало себя в Польше, в ГДР, в наших прибалтийских республиках.ЩщК то виноват?еще один ГАЗ-52 и надвигается прямо на него. Между автомобилями оставалось метров семьдесят. Что делать? Бобров решил прибавить скорость и все-таки закончить поворот. Но влево начал уходить и другой водитель, пытаясь, вероятно, объехать УАЗ. Тогда Бобров остановился. Затормозил и водитель грузовика, но машину, как и следовало ожидать, на заснеженной дороге занесло, и она потеряла управление. Бобров попытался избежать столкновения, но резко сдвинуть автомобиль с места тоже не смог... Так описаны события в письме Василия Ивановича Боброва в редакцию журнала. Он не согласен с тем, что в нарушении правил обвинили именно его, найдя, что у другого водителя — Писарева — не оставалось никакой возможности предотвратить аварию. «Прошу помочь мне разобраться. Что я делал не так?» — спрашивает Бобров. Как нам представляется, он прежде всего был недостаточно внимателен на дороге. А обстановка обязывала к особой бдительности, и полагаться на мимолетный. взгляд было рискованно. Выжди водитель секунду-другую, и он увидел бы идущий по главной дороге грузовик намного раньше, чем это случилось. Предполагать, что за стоящимВ МЕТЕЛЬВ то январское утро шел сильный снег. Ветер наметал его на дорогу, швырял в стекла машин. В ста метрах впереди и по сторонам уже ничего не различишь. Но Василий Бобров за рулем семнадцатый год и, как говорят, не такое видывал. К тому же как-никак водитель первого класса, да и трасса знакомая. Мелькнул справа треугольник знака «Пересечение с главной дорогой». Санитарный УАЗ, который вел Бобров, приближался к перекрестку. Вот и шоссе Вологда—Кириллов. Бобров глянул вправо — никого, влево — метрах в тридцати стоит груженный какими-то ящиками ГАЗ-52. Он включил указатель левого поворота и двинулся к центру перекрестка... Потихоньку, со скоростью около 10 км/час. Но когда машина выехала на середину дороги, Бобров вдруг обнаружил, что из-за стоявшего грузовика показалсягрузовиком может скрываться другая машина, Бобров был обязан. Кроме того, его действия не отвечали требованиям пункта 110 Правил ~i| дорожного движения, по которому все водители обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по главной магистрали. При наличии знака «Пересечение с главной дорогой» он должен был вести автомобиль таким образом ис такой скоростью, чтобы иметь возможность полностью контролировать ситуацию и остановиться тотчас, если к перекрестку по главной дороге приблизился автомобиль или любое другое транспортное средство. Он же, как мы знаем, при появлении автомобиля слева тормозить не стал. А зря. В этом случае он оставил бы Писареву реальные шансы на объезд его машины. К сожалению, подобные просчеты допускают многие водители, и этот факт заслуживает более обстоятельного разговора. Просчеты эти, к ак нам представляет^ ся, — следствие того, что не все еще 4|f водители разобрались до конца в новых правилах движения. И в частности, в существе термина «уступить дорогу». К ак его понимать? Если мы обратимся к пункту 9 Правил, то увидим, что это означает не заставлять другого водителя внезапно изменять направле-24 Органы слуха и вестибулярный аппарат на протяжении жизни также подвергаются биологическим, биофизическим, структурным и функциональным изменениям, что приводит к старческому ослаблению слуха, понижению верхней границы диапазона слышимости, когда человек не воспринимает высоких тонов. Поэтому старики могут не слышать даже визг колес резко затормозившего автомобиля, не слышат или поздно осознают сигналы опасности. Изменения вестибулярного аппарата могут вызвать иногда внезапную потерю координации и равновесия, привести к падению, особенно опасному при переходе улицы или дороги, так как в связи с нарушениями мышечного тонуса старик часто не способен подняться без посторонней помощи. Центры координации в головном мозге человека преклонного возраста значительно истощаются, что приводит к удлинению времени реакции, требуемого для приема и оценки сигнала об опасности, принятия решения и его исполнения. Поэтому, в противоположность молодым, старики при виде приближающегося к ним автомобиля зачастую не убегают с проезжей части, а топчутся на одном месте. Такое поведение сбивает с толку водителя, усугубляя опасность ситуации. Нельзя также забывать, что с возрастом в поведении людей все больше проявляется рассеянность, поглощенность мыслями о различных недугах; пожилые люди могут, не отдавая себе отчета в надвигающейся опасности, попасть под колеса приближающейся у всех на глазах машины. Все это водители обязаны знать, учитывать и всегда соблюдать осторожность там, где на дороге появляется человек преклонного возраста. Касается это, конечно, не только водителей. Гражданский и моральный долг каждого изФото С. Ветрованас — оказывать помощь старикам на проезжей части, предупреждать об опасности, помогать перейти улицу. Стареют, естественно, не только пешеходы, но и водители. И наступающие у них биологические изменения организма имеют еще большее значение в обеспечении безопасности движения. Снижение остроты и поля зрения, старческая сумеречная слепота, ухудшение слуха, замедление реакции у водителя опасны не только для него самого, но и для остальных участников движения, могутстать причиной происшествия с тяжелыми последствиями. Поэтому водители, которым пошел шестой десяток, должны более самокритично относиться к своим возможностям за рулем, быть более осторожными, не полагаться на присущую им а молодости мгновенную реакцию и почаще обращаться к врачам для проверки своей пригодности к профессии. И. ЯЗВИНСКИЙ, судебномедицинский эксперт г. Минскние движения или скорость, иными словами, не создавать ему помех для движения. Таким образом, дело не только в том, чтобы не поставить себя под удар, но ив том, чтобы своими действиями не вынудить водителя, имеющего преимущество, тормозить или маневрировать на дороге. Ведь аварии случаются и тогда, когда самого столкновения машин не происходит. Анализируя обстоятельства происшествия, описанного Бобровым, можно предположить, что он не остановился, увидев приближающийся слева автомобиль Писарева, просто потому, что не мог этого сделать на той скорости, которую выбрал перед перекрестком. Если это так, то, значит, он нарушил пункт 73 Правил, а то, что он «должен был и мог предвидеть» ситуацию, в которой очутился, не вызывает сомнений. И предупреждающий знак, и плохая видимость обязывали к особой осторожности и внимательности. Еще одна ошибка Боброва состоит в -том, что он поспешил занять «свою» половину проезжей части, полагая, будто Правила в этом случае им не будут нарушены. Но обгон на дороге, являющейся главной, разрешен ив зоне перекрестка. Стало быть, ГАЗ-52 Писарева находился на левой стороне дороги на законных основаниях, а вот Бобровдействовал вразрез с Правилами, перегораживая ему путь. Мы полагаем, что он находился еще в плену старых правил движения, по которым обгон с выездом на полосу встречного направления на перекрестке был запрещен. Вот и попал впросак. Бобров своими неосторожными действиями поставил Писарева в критическое положение. Ведь, как он сам признает, расстояние между ними составляло чуть больше семидесяти метров. На скорости 60—70 км/час автомобиль покроет его за каких-нибудь 3—4 секунды, а при видимости около 100 метров, даже на скользком покрытии, Писарев мог держать такую скорость. Ширина дороги Вологда—Кириллов на этом перекрестке, как явствует из схемы, приложенной к письму Боброва, составляет 8 метров. Так что все сходится: за те 3—4 секунды, что разделяли водителей, он как раз и преодолел расстояние до точки пересечения их путей. Между тем, если бы Бобров затормозил, все было бы в порядке: ведь даже на укатанном снегу при такой скорости, что у него была, тормозной путь составляет всего 2—3 метра. Бобров же в своем письме пытается поставить все, что называется, с ног на голову и представить дело таким образом, будто нарушил пункт 73 Правил не он, а Писарев. С этим согласиться нельзя. Писарев двигался по дороге, главной по отношению ко всем остальным, и, пользуясь преимуществом в проезде перекрестков, мог выбирать любую скорость, обеспечивающую ему остановку в границах зоны видимости. Почему же он должен был снижать скорость? В расчете на водителей, которые не выполняют правил движения? Но в таком случае ездить вообще станет невозможно, придется опасаться каждого куста. И еще одно замечание. Уже из области водительского ремесла. Вы помните, что в последний момент Бобров попытался вывести машину из опасной зоны, но у него ничего не получилось. На сухой дороге это ему, может быть, и удалось бы. Но зима — коварное для водителей время года. Снег под колесами не только затрудняет остановку машины, но и мешает при необходимости быстро набрать скорость или изменить направление движения. Об этом надо помнить всегда и не рассчитывать на то, что удастся устранить опасность быстрым маневром. А. ШУМОВ, сотрудник ВНИИ судебной экспертизы, кандидат технических наук25