«...ЛОШАДИ ПРИ ВСТРЕЧЕ ПУГАЮТСЯ...»Одним из первых автомобилей, появившихся на улицах Москвы, был этот «Де-Дион-Бутон» модели 1901 года с мотором мощностью 3,5 л. с. Сегодня необычная по внешнему виду машина экспонируется в Политехническом музее столицы. Семьдесят лет назад население матушки-Москвы обслуживали 19 454 легковых извозчика и 20 014 ломовых. Автомобилей же было всего* несколько десятков. Появление представителя нового вида транспорта встретили в штыки извозчики, скептически смотрели на него и отцы города. Тогда в городской думе обсуждался вопрос, как ограничить использование «автоматических экипажей». Вот что говорил на специальном заседании ее депутат П. Столповский: «Автомобили — дело новое, и очень многие городские лошади при встрече пугаются, бросаются, прижимаются к земле, вот-вот готовы броситься и не только разбить седоков и кучера, но и броситься на проходящих детей, женщин и причинить массу увечий...» Тогда рутинеры выдвигали немало «веских» доводов против автомобиля. Тем не менее, как сообщала газета «Голос Москвы» в сентябре 1907 года, «...в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «ольдсмобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливаясь на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие «седоков». В том же году открылось автобусное сообщение. Между Марьиной рощей и Останкином начал курсировать «автомобиль для общественного пользования» — двенадцатиместный «Мерседес» с цепной передачей. И все-таки извозчик и трамвай продолжали оставаться для москвича основными средствами сообщения. Сегодня, не говоря о метро, троллейбусе, быстроходном трамвае, жителей столицы обслуживают 3000 автобусов и около 14 000 такой. Да еще 110 тысяч легковых автомобилей находятся в индивидуальном пользовании. Большинство наших читателей достаточно хорошо представляют себе современные грузовики, автобусы, легковые машины. А вот модели, ставшие достоянием истории, пока известны немногим. С некоторыми из них можно познакомиться, посетив автомобильный отдел Политехнического музея. О других машинах, построенных отечественными заводами («Руссобалт», «Фрезе», «Пузырев», АМО, «Спартак», ЯАЗ и другими), мы расскажем в нашем разделе «Музей «За рулем». Фото М. РуноваЕще одна свадьба: товарищи по работе поздравляют водителя МАЗа из АТХ-6 Анатолия Жана и Любу Елисееву, повара столовой № 12, со счастливым браком. С этой транспортной развязки начинается основная магистраль — проспект Мусы Джалиля.ПЕРВАЯ РУССКАЯ КНИГА ОБ АВТОМОБИЛЯХ«Не так давно разрешенный удовлетворительно вопрос о самодвижущихся экипажах принадлежит несомненно к одним из самых интересных и важных современных вопросов, и уже теперь не трудно предвидеть ту великую будущность, какая предстоит этим экипажам...» Такими словами начинается первая вышедшая в России книга об автомобилях. Слова, сказанные в 1898 году, оказались пророческими, хотя :в то время у многих вызывали иронию. Книга называлась «Самодвижущиеся экипажи с паровыми, бенаиновыми и электрическими двигателями; экипажи с педалями». Ее автор Н. Песоцкий был одним из распространителей автомобильной техники в России. Он возглавлял в Петербурге «Контору по заказу заграничных автомобилей и доставке их покупателям». Песоцкий верил в будущее автомобиля и стремился заинтересовать этой новинкой в России возможно больше людей. Хотя в предисловии и сказано, что «...будут рассмотрены только лучшие типы современных наиболее употребительных самодвижущихся экипажей», в книге есть глава, которая называется «Описание некоторых бензиновых и паровых двигателей, пригодных для самодвижущихся экипажей». К самым необычным конструкциям автор отнес, как он их называет, «вращательные двигатели». По описанию яоно, что это газовая турбина и роторный двигатель. Интересно, что упоминание о возможности применения этих типов моторов на автомобилях встречается затем в книге Петра Орловского «Автомобильные двигатели». В конце прошлого столетия появились пневматичеокие шины, которые вначале были встречены автомобилестроителями пренебрежительно из-за их ненадежности. Н. Песоцкий в своей книге посвящает целую главу описанию опытов француза Мишлена. Агвтор отмечает, что эти шины, «кроме очевидных преимуществ, которые они представляют по отношению к обыкновенным железным шинам в виде приятности езды, уничтожения шума, обладают еще и способностью уменьшать сопротивление при езде», то есть сопротивление качению, как это принято называть теперь.В. БЕЛЯЕВрасположатся Дом Советов, Д ом связи, крупные торговые здания, музыкальнодраматический театр, Дворец культуры, городская библиотека. Набережные Челны — город романтиков, можно сказать, молодежный город. Средний возраст его жителей чуть больше 25 лет. И не удивительно, что в нем все больше счастливых супружеских пар. Свадебный кортеж автомобилей на улицах — обыденное явление. Подрастающему поколению будет где учиться, отдыхать, творчески развиваться. Скоро начнется строительство Дворца пионеров, музыкальной и спортивной детской школ, намечено заложить центральный городской парк, благоустроить Л^рибрежный лесопарк. В перспективе > строительство учебно-спортивного комплекса ДОСААФ. Проектировщики считают высокой честью трудиться в содружестве со строителями и транспортниками, чтобы совместными усилиями в кратчайший срок воздвигнуть для камазовцев город, достойный коммунистической эпохи.