мы едем на>ЖИГУЛЯХ<<Прошел год с начала редакционных испытаний серийного ВАЗ-2101, который был предоставлен для этих целей Волжским автозаводом. За это время машина прошла 42 100 километров, причем большую часть пути по городским улицам и магистралям. По интенсивности нагрузок на двигатель и трансмиссию, на тормоза и рулевое управление эти дороги, вероятно, уступают только проселочным. В самом деле, на коротких участках от одного перекрестка до другого приходится поочередно включать все передачи, быстро увеличивать обороты двигателя почти до максимальных, а затем, пользуясь тормозами или опять же передачами, останавливать машину. Стоит принять во внимание и нередкие встречи с крышками колодцев, от которых достается и подвеске. Кроме того, частые пуски холодного мотора и короткие поездки в течение дня, когда он не успевает полностью прогреться, разумеется, не лучшие условия для эксплуатации машины. Тем не менее, сколько-нибудь серьезных неисправностей в нашем автомобиле пока не возникло (о всех обнаруженных дефектах мы рассказывали в предыдущих номерах журнала), да и признаков заметного старения «Жигулей» не видно. И все же, подводя итоги годовой эксплуатации, мы хотим отметить не только достоинства ВАЗа — о них ныне знает большинство автолюбителей, — но и то, что порой заставляло открывать крышку капота, отнюдь не в профилактических целях. Причины этого не столь уж серьезны, но о них нужно сказать. Не один раз, например, нам пришлось уделить внимание контактам прерывателя зажигания и наконец сменить их из-за преждевременного износа. Причина — проникновение паровмасла из картера в полость распределителя по его приводному валику. Попадая на контакты, масло вызывает не только перебои в искрообразовании на свечах, особенно при малых оборотах двигателя, но и интенсивное обгорание самих контактов, так как сопротивление между ними сильно возрастает. Чтобы избежать этого, мы довольно часто удаляли масло с деталей распределителя, а контакты зачищали и промывали спиртом или бензином. Некоторые специалисты советуют в подобных случаях закрывать липкой лентой или пластилином два вентиляционных отверстия в крышке распределителя. Тогда, утверждают они, вращающийся ротор не создаст разрежения, способствующего подсосу паров масла из картера. Мы воспользуемся этой рекомендацией ио результатах расскажем позже. Есть в моторе еще одно место, откуда нет-нет да и появится непрошеное масло,—стык крышки газораспределительного механизма с головкой цилиндров. Чаще всего это происходит, когда самостоятельно начинают подтягивать гайки для более плотного прилегания крышки. Чрезмерная или неравномерная подтяжка ведет к тому, что стыковочная плоскость деформируется, а отверстия в прокладке значительно увеличиваются. Для устранения течи в этом случае нужно проверить и при необходимости восстановить плоскостность крышки. Желательно одновременно заменить прокладку. Если ее нет, устранить течь иногда удается при помощи дополнительных шайб из маслобензостойкой резины, надетых на шпильки под крышку. Мы уже писали об аккумуляторной батарее. Теперь второй раз предстоит сменить в ней заливочную мастику. Как и раньше, появились трещины, и через них на поверхность выходит электролит. Смешиваясь с пылью, он образует токопроводящие мостики, способные вывести батарею из строя. Защитить ее от пыли можно крышкой, желательно прозрачной (из оргстекла), чтобы всегда было видно состояние поверхности. Как нам написал автолюбитель из Даугавпилса Ю. Гаркуль (228428, г. Даугавпилс, ул. Гоголя, 73, кв. 10),владельцы «Жигулей» в этом городе пользуются другой защитой — закрывают только пробки батареи, и выкипающий электролит не растекается по ее поверхности (рис. 1). Крышку, представляющую узкое корытце, делают из оргстекла толщиной 2—3 мм. Сначала вырезают заготовку (рис. 2), оставляя припуск по ширине, чтобы после гибки довести высоту стенок до 18 мм. Затем из двух деревянных планок и дощечки сколачивают гвоздями простейшую матрицу {рис. 3). На нее накладывают разогретую в кипятке или над плиткой заготовку и пуансоном (деревянным бруском) толщиной 28 мм формуют крышку. После ее остывания разогревают язычки и загибают их так, чтобы получились защелки, удерживающие крышку за выступ корпуса батареи. Некоторые читатели журнала просят, чтобы мы больше рассказывали о том, что случалось не только с нашим, но ис другими автомобилями, иными словами, предавали гласности опыт многих владельцев «Жигулей». «Больше всего разговоров среди автолюбителей идет о преждевременном износе кулачков распределительного вала, — пишет А. Кочкин из Астрахани. — У некоторых людей создалось даже мнение, что этим страдает чуть ли не большинство машин». Чтобы выяснить, насколько обоснованно это мнение, мы сначала опросили несколько десятков водителей «Жигулей». Наша статистика не дала ясной картины — лишь двое меняли вал: один после 16 тысяч километров пробега (то есть в гарантийный период), другой — на 147-й тысяче. За справкой мы обратились на завод. В Управлении автотехобслуживания ВАЗа нам сообщили, что, по данным, которыми оно располагает, этот дефект встречается примерно на двух из ста машин. Сама по себе эта доля невелика, но если учесть огромное количество выпускаемых автомобилей, то абсолютное число «больных» машин представляется внушительным. Завод принял меры, чтобы полностью изжить этот дефект. Кстати, ряд крупнейших зарубежных фирм дефект, встречающийся на двух процентах выпускаемых машин, считают вполне допустимым и ограничиваются гарантийным ремонтом. Распределительный вал нашего автомобиля, осмотренный после пробега 40 000 километров, заметного износа кулачков не имел. Некоторые владельцы ВАЗ-2101 интересуются возможностью замены диагональных шин радиальными, устанавливаемыми на ВАЗ-2103. В настоящее время редакция испытывает такие шины размером 165-13Р на модели «2101» (об этом будет рассказано позже). Пока же, ссылаясь на опыт наших чехословацких коллег, где радиальные шины получили широкое распространение, можем сказать: их применение вполне допустимо. Однако любые комбинации диагональных и радиальных шин ухудшают в той или иной степени устойчивость и управляемость автомобиля, поэтому их совместное применение запрещено действующими «Правилами эксплуатации автомобильных шин». Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер18