НА ФИНИШЕ РЕШАЮЩЕГО ГОДАТретий, решающий... В летопись этого пятилетия он войдет как год вдохновенного ударного труда советских людей, год нового размаха социалистического соревнования и новых свершений на пути коммунистического строительства. Наш корреспондент обратился к руководящим работникам Министерства автомобильной промышленности, ЦК ДОСААФ СССР, ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог с просьбой рассказать о наиболее характерном, примечательном в социалистическом соревновании нынешнего года, его практических результатах и перспективах на 1974 год.Михаил Степанович ГОРЕВ, '; заместитель министра автомо* бильной промышленности СССР: — Скоро исполнится год, как Центральный Комитет КПСС, Совет Минист1 ров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ приняли постановление и обратились к работнил кам промышленности, строительства и транспорта с призывом развернуть Всег союзное социалистическое соревнование за досрочное выполнение народнохозяйственного плана 1973 года. Лозунг соревнования этого года — дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами. 1 Вместе со всем народом с удвоенной .1 энергией начали трудиться и коллективы предприятий автомобильной промышленности. В большинстве своем они не тольь ко обязались выполнить напряженные планы, но и взяли повышенные обязательства. Автомобилестроители обязались выпустить сверх плана 5840 автомобилей и 113 автобусов. Столь значительное увеличение важнейших показателей работы автомобильэ ной промышленности, разумеется, было бы невозможным без творческой органи|зации социалистического соревнования. в Наиболее характерной его чертой вя третьем, решающем стала подлинная массовость и разнообразие форм. Впервые в этом году в отрасли развернулось состязание за звание «Лучший кола лектив производственного участка й (бригады) Министерства автомобильной 'промышленности», всесоюзное соревнох вание наших научно-исследовательских институтов, СКВ, ЦКБ и КБ. Впервые такIже был заключен договор между Мини'стерством автомобильной промышленности и Министерством тракторного и сельо скохозяйственного машиностроения. ,Широкое распространение получило •соревнование между коллективами предт приятий и отдельными бригадами на дои говорных началах. Успешно проходит оно между Ликинским, Павловским ои iЛьвовским автобусными заводами, что дало возможность всем этим предприя!тиям сделать шаг вперед. |Существенно расширен круг показателей, по которым подводятся итоги. Например, он включает теперь наряду с вводом и освоением производственных х 'мощностей достижение проектной тру1доемкости по установленной номенклагтуре, экономию металла, топлива и электа роэнергии, увеличение удельного веса 4. продукции высшей категории сложности. е Стимулирует дальнейшее развитие а творческой инициативы соревнование зазвание «Лучший рабочий (по своей профессии) Министерства автомобильной промышленности». В этом году носить это высокое звание получит право тысяча пятьсот человек против ста пятидесяти в прошлом году. Значительно возрастет размер премий победителям. В нынешнем году мы узнали новые имена ударников пятилетки, инициаторов соревнования. Зиловец М. Зименский и рабочий ГАЗа Ю. Кандалов выступили с инициативой — добиться перевыполнения плановых заданий путем более полного использования оборудования и рабочего времени. Коллективы кузовного цеха АЗЛК, возглавляемые мастерами В. Харитоновым, А. Игнаткиным и А. Стрепетовым, при норме 144 кузова за смену комплектуют, как правило, по 170—180 кузовов. Хороший темп держат и сборщики главного конвейера этого предприятия: смены старших мастеров Е. Горбачева и А. Хрипкова собирают на два — три автомобиля больше, чем предусмотрено заданием. Таких примеров не счесть. Все это предопределило и общие благоприятные итоги. Правда, я могу оперировать данными лишь за девять месяцев, но и они достаточно убедительны. Плановые задания по реализации продукции, объему производства и производительности труда перекрыты. Работники автомобильной промышленности выпустили 1182,6 тысячи машин, что составляет 118 процентов к этому же периоду 1972 года. За три квартала изготовлено 467,1 тысячи грузовиков, 42,2 тысячи автобусов. Высокими темпами развивается производство легковых автомобилей673,3 тысячи за девять месяцев! Это 128 процентов к такому же периоду 1972 года. В соответствии с Директивами XXIV съезда КПСС к концу пятилетки мы должны довести годовой выпуск автомобилей до 2000—2100 тысяч. Объем промышленной продукции должен возрасти на 84,6 процента; будет идти дальнейшее наращивание мощностей по производству 'и легковых автомобилей для населения и столь необходимых народному хозяйству грузовых автомобилей, в том числе большой грузоподъемности. Наши планы, рост производства автомобилей ив следующем году будут подкреплены новыми социалистическими обязательствами коллективов, новой инициативой автомобилестроителей. Сейчас министерство, все его предприятия разработали комплекс мероприятии на четвертый год пятилетки, куда органически войдут и встречные планы коллективов.1 Александр Николаевич СКВОРЦОВ, генерал-майор, заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР: Инициаторами нынешнего этапа социалистического соревнования в оборонном Обществе выступили победители соревнования в честь 50-летия образования СССР — организации ДОСААФ Москвы и Еревана, Волгоградской, Крымской и Тульской областей, удостоенные Юбилейного почетного знака. Взяв повышенные обязателыства, они обратились ко всем оборонным коллективам с призывом последовать их примеру. Эти обязательства охватывают буквально все стороны нашей деятельности: повышение качества подготовки специалистов для Вооруженных Сил, улучшение военно-патриотического воспитания и начального военного обучения молодежи, развертывание новой сети спортивно-технических клубов, технических кружков, 'курсов, развитие военно-технических видов спорта, привлечение призывников к сдаче нормативов ГТО, дальнейшее улучшение и расширение учебной и спортивной базы. Инициатива передовиков была одобрена Президиумом ЦК ДОСААФ СССР и подхвачена повсеместно. Одними из первых на нее откликнулись отличники учебных организаций ДОСААФ Татарии, которые, в свою очередь, призвали всех своих сверстников отлично готовиться к воинской службе. Активисты Общества города Шуи Ивановской области и Славянского района Краснодарского края выступили с призывом: «Превратим каждую первичную организацию в центр оборонно-массовой работы!». «Каждый член ДОСААФ должен внести личный вклад в укрепление обороноспособности страны» — такой девиз выдвинули досаафовцы Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина. Истекший год дал много других форм социалистического соревнования. Итоги его радуют. В любом городе, районе есть организации, которые достигли намеченных рубежей и могут гордиться своими успехами. Недавно .мы обобщили опыт работы по выполнению социалистических обязательств в организациях ДОСААФ Волгоградской области. Они подготовили для армии и народного хозяйства на 30 процентов специалистов больше, чем < прошлом году. Почти на в 50 процентов увеличилось здесь число спортсменов-разрядников. Введены в строй новые учебные здания, гаражи, спортивные сооружения. Успеху в немалой степени способствовало умелое руководство соревнованием < конти роль — систематические проверки и взаимопроверки между райкомами, автомотоклубами, первичными организациями по выполнению обязательств. Для показа передовиков широко использовались средства наглядной агитации, местная печать, радиовещание. Хорошим стимулом стало награждение передовиков переходящими Красными знаменами райкомов КПСС и райисполкомов. Наиболее успешно выполнили взятые обязательства Волгоградский образцовый автомотоклуб, Камышинская образцовая школа технической подготовки, Волжский автомотоклуб. В нынешнем году в число передовых выдвинулись десятки автомотоклубов ДОСААФ страны, из стен которых выходят технически грамотные, физически крепкие, морально стойкие будущие воины-водители. В большинстве автомотоклубов Общества общий балл успеваемости сейчас достигает 4,3—4,5. Это хороший показатель. Передовым коллективам свойственно чувство нового, широкое участие в рационализаторстве, изобретательстве, стремление внедрить в учебную практику передовую методику. Только на недавних сборах руководящих работников ДОСААФ Украины в городе Хмельницком было представлено 246 экспонатов: тренажеров, обучающих, контролирующих приборов, электрифицированных стендов — и все это сделано руками работников клубов и курсантов. 1973 год характерен дальнейшим повышением массовости военно-технических видов спорта, широким привлечением молодежи к юдаче нормативов ГТО, ростом спортивных достижений. В целом оборонное Общество в третьем, решающем выросло численно, окрепло организационно, поднялся уровень всей многогранной деятельности ДОСААФ , в том числе качество обучения и воспитания призывной молодежи. Многое сделано для укрепления материально-технической базы. Если за два первых года пятилетки было построено и введено в эксплуатацию 320 учебных и спортивных сооружений стоимостью 55 миллионов рублей, то только за этот год предстоит ввести в строй 211 объектов. Подведение итогов соревнования еще раз убеждает: успели налицо там, где его умеют хорошо организовать, где нет шумихи, формализма, где за каждым пунктом обязательства видят живых людей, помогают им раскрыть свои творческие возможности. Именно это направление в развитии соревнования будем мы всячески поддерживать и в, 1974 году. Владимир Кузьмич КОННОВ, председатель ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог: В самом начале года IV пленум ЦК нашего профсоюза определил конкретные задачи автотранспортников и дорожников по развертыванию социалистического соревнования за досрочное выполнение народнохозяйственного плана. Ему предшествовало широкое обсуждение обязательств, поиски неиспользованных резервов, рождение" новых трудовых починов. Одним из самых массовых стало движение за досрочное выполнение личных пятилетних планов, начатое автотранспортниками Москвы и Ленинграда. В Горьковской области по инициативе Героя Социалистического Труда А. И. Заморошкина более 2,5 тысячи водителей соревнуются под девизом «Пятилетку — за 3,5 года!». Девиз автотранспортников Воронежской области: «Пятидневное задание — за четыре дня, пятилетку — за четыре года». Люди не бросают слов на ветер. Уже тысячи шоферов давно завершили планы нынешней пятилетки и трудятся, внося свой вклад в фонд будущей. Резко повысить эффективность использования подвижного состава — с такой инициативой выступили коллективы Донецкого областного управления автомобильного транспорта. Они добились высоких показателей. За девять месяцев средняя продолжительность работы автомобилей на линии доведена до 10,73 часа, коэффициент использованияпарка равен 0,754, грузоподъемности — 1,139. Перевыполнен план по объему перевозок и грузообороту. За счет чего? Благодаря организации двухсменной работы, доставки грузов по часовым графикам, расширению сети постов попутной загрузки и сокращению нулевых пробегов, применению ЭВМ для планирования перевозок по рациональным маршрутам. Почин донецких автотранспортников подхвачен в Российской Федерации, на Украине, в Казахстане, Азербайджане, 'Щ Белоруссии, Молдавии, в других pegggjjgj ггубликах. И повсюду он дает положи ^ З ! тельные результаты. В этом году еще более широкого размаха достигло движение за внедрение бригадного метода работы водителей, начатое по инициативе коллективов Верхне-Волжского территориального транспортного управления. Теперь этот прогрессивный метод применяется большинством автотранспортных предприятий общего пользования страны. Только в РСФСР действует почти 16 тысяч бригад. Бригадный метод обеспечивает коллективную ответственность, взаимопомощь, передачу опыта, укрепляет дисциплину. В результате увеличивается пребывание машин на линии, растет выработка на списочную тонну грузоподъемности ив целом производительность труда шоферов. Продолжают развиваться ранее заре- 4 командовавшие себя прогрессивные формы эксплуатации транспортных средств. Так, на предприятиях ЮжноУральского территориального транспортного управления более 80 процентов перевозок грузов осуществляется в централизованном порядке. Широко применяются контейнеры, пакеты на поддонах. Примеры эффективного использования 'подвижного состава можно продолжить. 'Передовые водители Главмосавтотранса развернули движение за прюдление пробега автомобиля ЗИЛ-130 без капитального ремонта до 300 000 километров. Между объединением АвтоЗИЛ, Главмосавтотрансом и Научноисследовательским автомобильным и автомоторным институтом заключен договор на пять лет. Его цель: добиваться ^ дальнейшего повышения качества, на- °Щ дежности и долговечности автомобилей. Решено к 1978 году довести пробег ЗИЛ-130 без капитального ремонта до 350 000 километров. Осуществление всех мероприятий, предусмотренных договором, позволит к 1975 году достичь экономического эффекта в 80—100 миллионов рублей. Аналогичные содружества производственников и ученых уже возникли в Белоруссии, Армении, Узбекистане, на Украине.Популярны также (договоры о содружестве между автотранспортниками и дорожниками, с (коллективами железнодорожников, водников. Формула содружества: «Взаимопомощь — взаимовыгода». Помимо чисто экономических результатов, налицо большой социальный, воспитательный смысл. Коллективы автотранспортных предприятий принимают сейчас напряженные jSk встречные планы на 1974 год. Мы ви - ^ » дим в этом успешное продолжение ударной вахты третьего, решающего, и в будущем, четвертом, году пятилетки стремление огромного отряда нашего рабочего класса — шоферов выполнить задания партии досрочно.2