12 декабря — 30 лет со дня подписания Договора о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между Советским Союзом и Чехословацкой Социалистической РеспубликойРАЗГОВОР О НОВОЙ ЯВЕРедакцию посетили гости из Чехословакии — директор завода ЯВА С. ОЛДРЖ ИХ , главный конструктор Я. К РЖИВКАи директор конторы внешнеторгового объединения «Мотоков» А. МОГИЛА. Они рассказали о совместных работах советских и чехословацких мотоциклостроителей, о достижениях мотоцинлетной промышленности ЧССР, перспективах ее развития и спортивных успехах — четыре года подряд команды на мотоциклах ЯВА завоевывали главный приз мотоолимпиады — «Всемирный трофей» и три раза — «Серебряную вазу». Когда разговор перешел к машинам, поставляемым в СССР, гости рассказали о разработке новой дорожной модели, которая должна прийти на смену популярным У нас ЯВЕ-250 и ЯВЕ 350. Поскольку наших мотолюбителей этот вопрос интересует особенно, приводим подробную запись беседы. С. Олдржих. Сегодня можно говорить уже не об опытной разработке , а о готовой машине. Она прошла все необходимые испытанияи передана на завод для серийного производства. Когда вейера? же она начнет сходить с конКак разв декабре выпускаем первую, правда небольшую, п ромышленную партию, а затем постепенно полностью перейдем на производство новой модели. Когда появятся эти машины, в СССР? А. Могила. Сразу же, к ак только будут собраны. Первые 500 штук согласно контрактус нашим партнером — «Автоэкспортом СССР» м ы отправляем в декабре, чтобы скорее получить отзывы советских мотоциклистов. Ведь они основные потребители нашихмашин . Вместе с новой моделью будем поставлять в 1974 году и мотоциклы прежней конструкции. Вы говорите об одной новой модели, тогда как старых две — ЯВА-250 и ЯВА-350. Будет ли еще одна новинка?С. Олдржих. Изучение спроса показывает, что подавляющее большинство советских мотоциклистов отдает пред3 почтение большей кубатуре — 350 см . Поэтому мы, вероятно, пока будем вып ускать только такую машину. Тем более, что она лучше приспособлена для эксплуатациис очень популярным в вашей стране боковым прицепом. Рассматривая фотографии новой машины, мы находим в ней очень мало общего с предшественницей. Чем вызвана такая основательная переделка? Я. Крживка. Вы, наверное, помните, что первые мотоциклы ЯВА-250 и ЯВА-350 начали поступать в СССР в 1955 году. С тех пор они много раз мод ернизировалисьв соответствии с требованиями времени. Если вначале их покупали в основном жители городов, поскольку ЯВА предназначена главным образом для хороших дорог, то в последние годы эта география значительно расширилась. Руководствуясь тем, чтобы мотоцикл в большей мере отвечал сегодняшним требованиям как городских, т акисельских жителей, м ы пришли к выводу, что его дальнейшая мод ернизация нецелесообразна, и поэтому создали новую модель. В ее конструкцию заложилитакиерешения , которые в первую очередь устраивали бы советских мотолюбителей и были бы провер ены практикой. Рама, например, в зята от многодневного мотоцикла. А эти как вы сформулировали требования? для себяьПримерно так . Надежность, выносливость, в ысокая проходимость, минимальный уход, простота обслуживания и ремонта. А мощность, скорость, внешний вид? Это не специфические требования. Мы не очень гнались за мощностью и скоростью и думаем, что 22 л. с. и 130 км/час вполне достаточны для маш ины , рассчитанной на среднеоктановый бензин (ваш А-76). Что же касается внешности, которой, кстати. ЯВА всегда славилась, то, надеемся, этот мотоцикл тоже будет нравиться. По фотографии наши читатели смогут познакомиться с внешним видом новой ЯВЫ. Расскажите коротко о том, чего не видно на снимке. «Велорекс». Основу мотора для этой машины мы создали довольно давно. Он с некоторыми изменениями применялся на других моделях и зарекомендовал себя с лучшей стороны. Главные его отличия — более развитые ребра цилиндров и головки, игольчатый подшипник без сепар аторавверхней головке шатунаи сеп араторный игольчатый подшипник в нижней, с мазка среднего подшипника коленчатого вала через шприц-масленку (каждые 10 000 километров), двойная цепь моторной передачи, н овая коробка передач. В электрооборудовании применен ген ератор повышенной мощности — 75 вт, реле-регулятор «переехал» с двигателя в более прохладное место, все осветительные. приборы отвечают европейским требованиям. Р ама — дуплексного типа, к акяуже говорил, почти такая же, к акна спортивн ых многодневных мотоциклах. Колеса сшинами большего диаметра — 18 дюймов. Б ак вмещает 16 литров топлива Весит мотоцикл 152 килограмма. А. Могила. Вы сможете рассказать чит ателямо новой машине подробнее, когд а познакомитесь с ней ближе. Надеемся, что вы не откажетесь провести экс ­ плуатационные испытания новой ЯВЫ. к ак делаете это обычно.ЩНовая модель «634-01» мотоцикла ЯВА-350. Мотоцикл ЯВА-350 с новым боковым прицепом30