Поиски, идеи, разработкиУважаемая редакция! Просим напечатать в журнале «За рулем», постоянными подписчиками которого мы являемся, материалы о разрабатываемой нами системе зажигания для двигателей внутреннего сгорания. На наш взгляд, она может представить практический интерес для автомотолюбителей и спортсменов. С благодарностью примем советы, замечания и сообщения от всех, кто будет участвовать в дальнейших поисках. Просим писать по адресу; 400007, Волгоград-7, пос. Металлургов, 28, кв. 2. Володину О. П.Строки из писемНедавно мне довелось встретиться с моим старым знакомым — Александром Ивановичем Козловым. Разговорились. Естественно, первые вопросы — «как живешь», «как здоровье». — Не жалуюсь . — с улыбкой ответил он. И тут я обратил внимание на золотой значок ГТО, который был прикреплен к пиджаку Козлова. — Да, представьте себе, сдал недавно нормы ГТО, — сказал Александр Иванович. — Это подарок себе к восьмидесятилетию. Никогда не скажешь, что этому человеку столько лет. Он стоял передо мной стройный и подтянутый, лицо без морщин. Когда мы расстались, у меня появилось желание написать о нем. ибо его занятия физкультурой и спортом — достойный пример для подражания, убедительное свидетельство неоценимой их роли в нашей жизни. Вот несколько штрихов из спортивной биографии А. Козлова. В 1922 году ол стал призером велосипедной гонки по маршруту Москва—Тверь—Москва, чемпионом республики в соревнованиях на треке, а в следующем — призером марафонского пробега, впервые организованного в нашей стране. Через год он возглавил дальний велотур — Севастополь—Москва, который проводился с целью пропаганды велоспорта и испытаний велосипедов отечественного производства. Александр Иванович — участник первой Всесоюзной спартакиады 1928 года, рекордсмен столицы в часовом беге и на 20 километров. В его активе большая работа по развитию автомотоспорта в стране. В течение девяти лет он был секретарем автомотовелосекции Всесоюзного совета физкультуры. Его помнят икак одного из организаторов Московского автоклуба им. Садовского, и как заместителя председателя мотоеекцни Центрального сонета Автодора. В тридцатые годы А. Козлов участвует в аэросанном пробеге Ленинград — Москва, испытаниях вездеходов в Каракумской пустыне. Многие любители спорта, наверное. помнят фамилию Козлова как победителя одного из Всесоюзных кроссов на приз газеты «Правда» в группе ветеранов. И вот еще одна его серьезная победа — золотой значок ГТО. Нет. такого не назовешь стариком! К 80-летию А. И. Козлов был награжден Почетным знаком ДОСААФ СССР. г. Москва Г. МОИСЕЕВЗАЖИГАНИЕ БЕЗ ПРЕРЫВАТЕЛЯПринципиальная схема системы зажигания представлена на рис. 1. Работает она следующим образом. Источник 1 тока низкого напряжения (аккумуляторная батарея 6 или 12 в) питает блок 2, который подает постоянное или высокочастотное переменное напряжение 6—20 кв на поджигающий электрод 4, изолированный от массы. При ходе поршня к верхней мертвой точке, когда расстояние между электродами 4и6 станет достаточно малым, произойдет искровой разряд, воспламеняющий смесь в цилиндре (в четырехтактном двигателе при ходе поршня вверх в такте выпуска возникающая искра не влияет на работу двигателя). Электроды никогда в непосредственный контакт не вступают. Отметим основные положительные свойства такой системы зажигания. Вопервых, момент возникновения искры существенно зависит от напряжения, приложенного к поджигающему электроду, — чем оно выше, тем раньше воспламенится смесь. Это дает возможность автоматизировать регулировку опережения зажигания (в зависимости от режима работы двигателя) изменением величины напряжения. Во-вторых, обеспечивается легкость пуска двигателя благодаря тому, что между электродами идет искровой разряд все время, пока поршень находится в зоне «пробоя». В-третьих, в системе отсутствуют движущиеся детали и механически замыкающиеся контакты, подверженные износу. И наконец, в многоцилиндровых двигателях не нужно коммутировать высокое напряжение по цилиндрам, так как оно подается на их электроды постоянно. Мы провели испытания такой системы зажигания на двигателе мотороллера ВП-150. Поджигающий электрод был изготовлен из свечи зажигания М12У (резьба диаметром 18 мм). Корпус ее проточили, укоротили и нарезали новую резьбу — 20X1 мм (рис. 2). Соответственно обработали и отверстие в головке. Вторым электродом служило днище поршня. Регулируемый источник высоковольтного напряжения был сделан по типу, применяемому в транзисторных телэвизорах. Вот некоторые результаты. Двигатель легко и надежно пускался как в холодном, так ив горячем состоянии. Для этого достаточно было повернуть коленчатый вал со скоростью всего 1 об/сек. Зажигание устойчиво работало при любых оборотах двигателя. Слой нагара толщиной 0,5—0,8 мм на днище поршня практически на искрообразование не влиял.Рис. 2. Головка цилиндра и поджигающий электрод. Угол опережения зажигания удавалось регулировать в пределах 20—30 градусов изменением высокого напряжения и перемещением поджигающего электрода. В общем, результаты испытаний оказались вполне обнадеживающими, хотя мы понимаем, что предстоит сделать еще многое: усовершенствовать конструкцию источника высоковольтного напряжения и поджигающего электрода, подобрать более подходящие материалы для электродов и изоляции и другое. Надеемся, что совместными усилиями автомотолюбителей и специалистов удастся найти новые интересные решения. О. ВОЛОДИН, Ю. КОНЦЕВОЙ, Ю. КРАВЕЦ, Ю. УКРАИНСКИЙ, инженеры-радиоэлектроники г. Волгоград От редакции. М ы познакомили с этой работой сотрудников НИИАвтоприборов. Нам сообщили, что идея ее не нова, но предлагаемая авторами оригинальная схема заслуживает внимания. Пока предсказывать ее широкое распространение преждевременно. Необходимо провести кропотливые исследования и всесторонние испытания.ВОТ ЭТА УЛИЦА, ВОТ ЭТОТ ДОМ !Даже опытному водителю столичного такси не запомнить расположение всех пяти тысяч улиц, переулков и проездов среди многотысячного моря названий. И нередко водители попадают в затруднительное положение. В самом деле, где, например, находится улица с красивым таежным названием Бирюсинка? А пассажир. к ак правило, имеет с собой почтовый адрес. По нему за считанные секунды можно определить местонахождение улицы. Достаточно раскрыть небольшую книжку «Спутник водителя легкового автомобиля-такси» * и узнать: улица Бирюсинка находится неподалеку от станции метро «Щелковская». «Спутник» создан сотрудниками управления легкового автомобильного транспорта Мосгорисполкома, ими же предложен метод определения месторасположения адресата по номеру городского отделения связи. В справочнике помещены также образцы всей необходимой эксплуатационной документации. Есть здесь советы иуказания по профессиональной этике водителя и культуре обслуживания пассажиров, адреса и телефоны музеев, выставок, театров, кинотеатров. гостиниц, больниц, клиник, родильных домов, — в общем, всего, что может оказаться нужным пассажиру и водителю такси. «Спутник» вполне может служить примером пособия для водителей в любом большом городе. ,„__ А. ДЫМОВ * Издательство «Реклама». Москва, 1973, т ираж 50 000 экз., цена 37 коп.Рис. 1. Схема системы зажигания: 1 — источник низкого напряжения (аккумулятор); 2 — регулируемый источник высокого напряжения ; 3 — изолятор; 4 — поджигающий электрод: 5 — камера сгорания; 6 — подвижный электрод (закреплен на поршне); 7 — поршень.21