Обнаружив неисправность, обучаемый может при помощи контрольного устройства проверить правильность своего решения. Для этого он устанавливает пакетный переключатель в положение, соответствующее номеру задачи (в данном случае № 1), — в зарядной цепи, а наконечник от контрольной лампы — в гнездо на схеме; если неисправен прибор, то наконечник устанавливают в гнездо на приборе схемы, если обрыв в цени — на линии схемы, а при замыкании на «массуя^рядом с линией. После этого включают контрольное устройство. Когда ответ верен, загорается контрольная лампа. Правильный ответ можно получить методом подбора — перестановкой наконечника в другие гнезда до загорания лампы. Для работы в режиме контроля руководитель занятия выключает блокировочное устройство. В основной стенд можно вмонтировать дополнительные тренажеры для монтажных и проверочных работ. Тренажер для монтажных работ представляет собой текстолитовую панель, на лицевой стороне которой установлены приборы, а на тыльной — часть штепсельного разъема (другая часть разъема — на контрольном устройстве). Клеммы приборов соединены со штепсельным разъемом. Причем часть проводов такой же расцветки, как и на автомобиле. Таких тренажеров у нас сделано пять: для трех соединительных панелей, центрального переключателя света и переключателя указателей поворота. В качестве примера последний показан на схеме 1 • Контрольное устройство для всех тренажеров одно (см. схему 1). Оно состоит из второй половины штепсельного разъема, пакетного переключателя на шесть положений и одиннадцати сигнальных ламп. Клеммы пакетного переключателя и сигнальные лампы соединены со штепсельным разъемом. Питание осуществляется от сети напряжением 12 в. Обучаемому выдается прибор, у которого провода отсоединены от клемм. Курсант соединяет их согласно схеме и может проверить правильность выполненной работы при помощи контрольного устройства. Для этого необходимо соединить разъем прибора и контрольного устройства и подключить контрольное-устройство в сеть. Например, для проверки правильности присоединения проводов к клеммам переключателя указателей поворота П118 рукоятку пакетного переключателя устанавливают в шесть положений. На переключателе шесть клемм, и к каждой из них подходит по одному проводу. Лампы в этом случае должны гореть так: при первом положении пакетного переключателя — лампа № 1, при втором — № 2 и т. д. Если лампы горят не в такой последовательности, значит, работа выполнена неправильно. На каждом тренажере могут одновременно заниматься пять человек. Тренажеры для проверки исправности центрального переключателя света, включателя зажигания и переключателя указателей поворота устроены в принципе одинаково: каждый состоит из приборов, панели с клеммами, переключателей для создания неисправностей (схема 2) и сигнальных ламп контрольного устройства (схема 3). Обучаемый поворачивает один из шести переключателей и проверяет исправность переключателя теми же методами, что и на автомобиле при отключенных от переключателя проводах. На каждом из этих тренажеров могут одновременно работать три человека. Подполковник А. ЕРОШЕНЯ, заслуженный рационализатор РСФСР г. РязаньВ СОЗВЕЗДИИ ГЕРОЕВ ТРУДАЧеловек, удостоенный звания Героя Социалистического Труда, — гордость любого нашего коллектива. Чувство долга перед страной, перед товарищами по профессии, горячая любовь к труду, высокое профессиональное мастерство, инициатива и новаторство — вот замечательные черты этих людей. .В золотом созвездии Героев Труда — большой отряд автотранспортников в автомобилестроителей. Свыше четверти века водит грузовики по высокогорным дорогам Киргизии Касым Кадыров, шофер Пржевальской грузовой автобазы. Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета СССР, член ВЦСПС, кавалер орденов Ленина и Октябрьской Революции, водитель первого класса, участник Великой Отечественной войны, Касым Кадыров — уважаемый в стране человек. Уважение и почет завоеваны им многолетним ударным трудом, замечательными личными качествами. И сегодня его ЗИЛ-130 с прицепом — в горах, среди строителей, у колхозных отар. Сибиряки-тюменцы хорошо знают своего земляка Василия Арбузова — Героя Социалистического Труда, шофера автоколонны 1319. Это он в числе первых стал водить ЗИЛ-150 с двумя 10-тонными прицепами, обслуживая три комбайна. Многие тысячи тонн зерна вывез Арбузов с токов. Один из тех, кто стал Героем Труда в третьем, решающем году девятой пятилетки, — Павел Полховский, бригадир шоферов автотранспортного управления Красноярскгэсстроя, удостоенный этого высокого звания за выдающиеся успехи, достигнутые при сооружении Красноярской ГЭС. Среди автомобилестроителей, чью грудь украшает звезда Героя, — фрезеровщица автозавода имени И. А. Лихачева К. А. Артамонова, кузнец Горьковского автозавода А. И. Огнев, токарь рижского завода «Автоэлектроприбор» А. Ф. Карклинь, генеральный директор Волжского автомобильного завода В. Н. Поляков и многие другие. 27 декабря этого года исполняется 35 лет со дня выхода в свет Указа Президиума Верховного Совета СССР, установившего высшую степень отличия в области хозяйственного и культурного строительства — звание Героя Социалистического Труда. Отмечая эту дату, от имени миллионов читателей журнала «За рулем» редакция поздравляет всех, кто удостоен высокого звания, и желает им новых трудовых свершений на благо Родины.-£Э0128 ф-шшПмТ аПриставка к переносной лампе для проверки цепей приборов.