10
11
Автосервис — отрасльиндустриальнаяТЕХНИЧЕСКИЙ UEHTP:На фото (слева направо): , ф Все техническое обслуживание автомобилей проводится вот на таких конвейерных линиях. Новое в организации технического ф обслуживания — отдел технического контроля. Это гарантирует высокое качество работы СТО. Оставляя автомобиль в ремонте или Л • для технического обслуживания, вы можете поместить свои личные вещи в автоматическую камеру хранения. ф Цех окраски автомобилей. Как видите, камер окраски и сушки машин здесь достаточно, чтобы оперативно выполнять заказы. ф При новых масштабах производства необходимым стал и свой вычислительный центр. ф Бригадир слесарей Н. Бессонов регулирует установку фар. Фото В. Ширшова Совсем, вроде бы, недавно с обслуживанием автомобиля каждый автолюбитель устраивался как мог, Волей-неволей все становились специалистами и должны были знать свои машины назубок. Для работы годилась любая ровная площадка, а осмотровая канава была пределом мечтаний. И вдруг все изменилось. Несомненно, решающим образом на создании широкой сети предприятий автотехобслуживания сказалось появление автомобилей более совершенных, но вместе с тем и более сложных. Таких, как «Жигули» — массовый автомобиль, удовлетворяющий своими эксплуатационными качествами и внешним видом любым вкусам. Владельцы их сразу почувствовали, что к требованиям и рекомендациям Волжского автомобильного завода надо относиться серьезно и уважительно, а необходимость целого ряда специальных материалов, инструментов и приспособлений убедили основную массу автолюбителей в том, что разумнее доверить сложные и тонкие работы по обслуживанию и ремонту специальной службе. Возросшая техническая, инженерная культура современного автомобиля потребовала не только высокой квалификации ремонтников, но и солидного технического оснащения станций автосервиса. Общее представление об его уровне дает фоторепортаж, который редакция предлагает здесь читателям. Что и говорить, по сравнению со старыми станциями технического обслуживания наш автоцентр выглядит впечатляюще. Предприятий такого масштаба в этой отрасли мы еще не знали, В огромном, 700-метровой длины корпусе, что вырос у пересечения Московской кольцевой автомобильной дороги с Варшавским шоссе, станция технического обслуживания занимает площадь в 30 000 м2 . Здесь свыше 400 рабочих постов, а оснащение позволяет выполнять любые виды обслуживания, устранить любую неисправность. Не зря автоцентр отмечен специальным дипломом международной выставки «Автосервис-73». У каждого цеха станции, а их семь, определенные функции. В цехе туристического обслуживания, диагностики и срочного ремонта, например, высокопроизводительные моечные установки способны пропустить 600—800 автомобилей в смену, а комплекс диагностического оборудования устанавливает состояние практически всех основных агрегатов без их разборки. Цех по ремонту кузовов имеет такие приспособления, устройства и специальные кондуктора-стапели для вытяжки и правки особо важных, базовых плоскостей, которые делают аварийный автомобиль почти новым. Добрую славу у московских автолюбителей и гостей столицы уже успел завоевать цех окраски. Комплекс окрасочного и сушильного оборудования обеспечивает высокое качество окраски автомобиля любой марки и отдельных его узлов синтетическими эмалями всех цветов и оттенков. Начал работать цех ремонта двигателей, коробок передач, задних мостов. Автомобиль «Жигули» и его агрегаты еще молоды, надежны, но готовиться к таким работам надо. Отлаживаются моечные установки, стенды для сборки агрегатов и их обкатки, разрабатывается технология операций. В самое ближайшее время вступят в строй действующих наш небольшой вычислительный центр и пневмопочта, в обязанности которых входит обработка сопроводительных документов и транспортировка их по технологическому маршруту. Однако новые масштабы поставили и новые проблемы. Сказанное выше — взгляд на наш технический центр как бы снаружи. Таким он предстает внешне. А вот что видно изнутри. Анализируя итоги первого года деятельности станции, убеждаешься, что она порой превращается в ремонтное предприятие, выполняющее очень слож-ф Зона приемки автомобилей. У этих пюпитров владелец машины и работник СТО определяют объем работы и тут же оформляют заказ. 10 Автосервис — отрасльиндустриальнаяные работы. Не имея необходимой рабочей и контрольной оснастки, по сути дела, на капитальный ремонт, мы затрачиваем на него уйму времени ив результате резко снижаем пропускную способность. Загрузка цеха ремонта кузовов очень велика. Виной тому многочисленные объективные и субъективные факторы. Так, за период деятельности СТО Технического центра у нас побывало около 50 000 автомобилей, и почти 2000 требовали сложного ремонта кузовов. А скольким пострадавшим было отказано! Опыт работы подсказывает, что, видимо, было бы целесообразным, особенно в больших городах, создать специализированные предприятия, которые занимались бы только крупными, капитальными ремонтами кузовов, двигателей. Наличие таких предприятий позволило бы использовать обменные агрегаты, специальную сложную рабочую и контрольную оснастку. Все это значительно сократило бы время ремонта и затраты труда, повысило качество и, главное, способствовало резкому увеличению пропускной способности станций технического обслуживания. Второе. К службе автосервиса должны, что называется, повернуться лицом автозаводы. Продолжительный срок службы автомобиля, его хороший внешний вид на протяжении всей «жизни» (а роль станций техобслуживания в этом и состоит) — самая лучшая реклама изготовителю. Мы не теряем надежды, что автозаводы обеспечат нас не только запчастями и новыми материалами, но и обширной технической документацией, опытными консультантами. В последнее время возрос интерес к диагностике. Мы ждем от заводов квалифицированных рекомендаций: что проверять и какие показатели принимать за основу. Опыт многих стран весьма убедительно подтверждает значение диагностического контроля. Это единственно надежный способ обнаружения неисправностей. 2*Очень важно помнить, что успех диагностики, как и успех всего обслуживания и ремонта современного автомобиля, зависит в значительной степени от профессиональной подготовки кадров. Высокий уровень знаний — объективная закономерность нашего времени, и с первых же дней персонал Технического центра вынужден был сесть за парту. Учатся все — рабочие и инженеры, техники и служащие. Конструктивные особенности «Жигулей», технологические процессы обслуживания и ремонта, новая техника и вычислительные машины, новые материалы и документооборот — далеко не полный перечень «дисциплин», которыми должен владеть работник современного предприятия автотехобслуживания. В нашем автоцентре каждый мастер имеет среднее специальное, а каждый начальник цеха инженерное образование. Нам представляется, что для лучшей организации дела было бы весьма целесообразно закрепить автомобили за той или иной станцией по территориальному принципу. Сейчас это уже не кажется фантазией. Перспектива строительства сети крупных центров и станций технического обслуживания вполне реальна. Постоянство закрепленной за станцией клиентуры открывает большие возможности для накопления статистического материала об основных дефектах автомобиля, методах устранения их, для введения своего рода истории болезни на каждый приписанный к станции автомобиль. Значимость таких «личных дел» трудно переоценить, это, несомненно, повысит качество определения неисправностей, а следовательно, эффективность обслуживания и ремонта. Разумеется, территориальную приписку трудно осуществить на 10—25-постовой станции, но когда речь идет о таких станциях, как наша, ясно, что за ними можно закреплять 10—20 тысяч автомобилей, тем более что в этом случае на помощь придут ЭВМ.Скажем, при первом посещении станции на автомобиль заводят и выдают владельцу перфорированную карточку, в которой запрограммированы марка, тип, номер, время выпуска и пробег автомобиля, фамилия, инициалы и адрес владельца, а также группа и место расположения «дела» автомобиля. А ЭВМ мгновенно даст объективную информацию об имеющихся запасных частях, загрузке постов всех производственных подразделений и т. д. Все это непременное условие четкой работы станции, а на нашей СТО это уже делается. «Хороший автосервис» — понятие емкое. Наметившаяся в последнее время тенденция совмещать территориально и организационно продажу автомобиля и запасных частей с высокооснащенной станцией технического обслуживания создает большие удобства для клиентуры. Но можно смотреть и дальше: пока выбранный вами автомобиль проходит предпродажную подготовку в специальном цехе, почему бы не иметь возможность зарегистрировать его в ГАИ, оформить у нотариуса доверенность, застраховать себя и машину и даже сшить чехлы соответствующего окраске автомобиля цвета. В технических центрах все эти службы, на наш взгляд, надо иметь. Конечно, первый год работы — это во многом еще поиски, трудности роста, когда на практике выковывается стратегия и тактика нашего дела. Но думаем, что опыт этот, суммированный с последующим опытом, поможет поднять службу автосервиса в стране до уровня поставленных перед ней задач. Е. КОТОВ, генеральный директор Технического центра Главмосавтотранса; Я. ВАЙСМАН, начальник технического отдела 11