Четырехосный тягач МАЗ 537Среди отечественных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-537 занимает особое место. Эта четырехосная машина с приводом на все колеса предназначается для перевозки тяжелых неделимых грузов до 50 тонн и получила применение как в народном хозяйстве, так ив Вооруженных Силах. Она рассчитана на буксировку по дорогам с твердым покрытием полуприцепа, например ЧМЗАП-5247Г, общим весом до 65 тонн. Такой автопоезд можно кратковременно эксплуатировать на грунтовых дорогах с достаточно высокой несущей способностью. В этом случае максимальная скорость движения не будет превышать 20—25 км/час. Грузы, которые способен транспортировать этот автопоезд, — самые разнообразные. Это перевозка танков, буксировка артсистем, доставка специального оборудования. Седельный тягач МАЗ-537, как и его модификации, по техническим параметрам намного превосходит выпускавшиеся прежде тягачи МАЗ-535 («За рулем», 1968, № 7) и находится на уровне лучших конструкций этого типа. Он оснащен двенадцатицилиндровым V-образным. дизелем Д12А-525, который расположен позади четырехместной кабины. Необычными с точки зрения рядового автомобилиста являются возможность запуска двигателя двумя независимыми системами — электростартером и сжатым воздухом; двухступенчатая фильтрация поступающего в цилиндры воздуха; система охлаждения с предпусковым подогревателем для холодного времени. Две аварийные системы защищают двигатель от поломок: одна останавливает его при падении давления масла ниже 2,5 кг/см 2 , вторая — при работе' «в разнос» или в случае невозможности заглушить его прекращением подачи топлива. Крутящий момент от двигателя к колесам передается без сцепления, через гидромеханическую трансмиссию (гидротрансформатор и планетарную коробку передач). Для облегчения пуска двигателя зимой предусмотрена муфта, отключающая его от трансмиссии. Гидротрансформатор при установившемся движении по хорошей дороге можно блокировать (на третьей и второй передачах) посредством специального устройства, и в таком случае он работает в режиме гидромуфты. При увеличении сопротивления движению выключают блокировку гидротрансформатора и, в случае необходимости, переходят на низшую передачу. Установленная позади коробки передач двухступенчатая раздаточная коробка позволяет получить в общем шесть передач. Ее нейтральную передачу включают только при работе лебедки, а понижающую — только остановив машину и заглушив двигатель — перед началом движения в тяжелых дорожных условиях. От раздаточной коробки крутящий момент передается к межосевым редукторам со встроенными в них межосевыми дифференциалами, а от них — через редукторы главных передач со встроенными в них межколесными дифференциалами и далее — посредством карданных валов — к планетарным передачам, имеющимся во всех восьми колесах. Для повышения проходимости четыре дифференциала из шести сделаны самоблокирующими (по принципу муфты свободного хода), два — работают на принципе повышенного трения. Независимую подвеску имеют две передние пары колес, а задние, объединенные балансирами попарно в тележку, шарнирно связаны с рамой без какоголибо упругого элемента, Высокий дорожный просвет, шины большого сечения,' привод на все колеса, блокировка дифференциалов обеспечивают тягачу хорошие тягово-динамические показатели в тяжелых дорожных условиях. Автомобили МАЗ-537 как в обслуживании, так ив управлении имеют немало отличий от широко распространенных машин повышенной проходимости. Поэтому люди, эксплуатирующие их, проходят специальную подготовку. В. КОНДРАТЬЕВ, инженерТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Двигатель. Число цилиндров — 12; раный с механическим приводом. бочий объем — 38,88 л; мощность — Подвеска. У передних колес — незави525 л. с. при 2100 об/мин; максимальный симая на поперечных рычагах и торсиокрутящий момент — 220 кгм при 1200нах; у задних — балансирная безрессор1400 об/мин; подача топлива — плунжерная; амортизаторы — телескопические ным насосом НК-10; система смазки — гидравлические (только для первой пециркуляционная с сухим картером. редней пары колес); шины — 24-слойные, размером 18,00—24; давление в шиТрансмиссия. Гидротрансформатор и нах — 4,5 кг/см2. планетарная трехступенчатая коробка передач с механизмом плавного троганья Размеры и весовые показатели. Габана первой передаче и заднем ходу; двухрит: длина — 8960 мм, ширина — 2885 мм, ступенчатая раздаточная коробка; дифвысота (без нагрузки на седло)—3100 мм; ференциалы редукторов первого и второбаза (по наружным парам колес) — го ведущих мостов — повышенного тре6050 мм; колея — 2200 мм; дорожный ния; межосевые дифференциалы привопросвет — 500 мм; наименьший радиус да к передней и задней паре мостов и поворота по колее наружного переднего межколесные дифференциалы третьего и колеса — 15,5 м; вес в снаряженном сочетвертого ведущих мостов — самоблокистоянии — 21,6 тонны; вес буксируемого рующие; редукторы главной передачи — полуприцепа — 65 т; грузоподъемность конические с передаточным числом 1,92; полуприцепа — 50 т; нагрузка на седлоколесные редукторы — планетарные с 25 т. передаточным числом 5,625. Эксплуатационные данные. МаксимальУправление. Рулевой механизм с гидная скорость (с полной нагрузкой) — роусилителем действует на первую и вто55 км/час; контрольный расход топлирую пары колес; тормоза всех колес — ва — 125 л/100 км; запас топлива — два колодочные с пневмогидравлнческим бака по 420 л; путь торможения со скоприводом; стояночный тормоз — ленточрости 30 км/час — 15 м.19