Как вы поступите?КАНИКУЛзано на рисунке, и лишь после этого начать обгон. Хуже положения для начала обгона не придумаешь: и впереди ничего не видно и для разгона места нет. Гораздо лучше и безопаснее в такой ситуации уменьшить скорость, отстать от грузовика и уйти немного влево, чтобы получить широкое поле обзора впереди себя. Вот теперь можно начинать обгон. При этом следует иметь в виду,-что скорость надо начать набирать тогда, когда последний идущий навстречу автомобиль еще только приближается. Этот прием дает возможность быстро совершить обгон. Часто водители, следуя в потоке, стараются не пропустить никого впереди себя и держатся поближе к идущей впереди машине, опасаясь потерять свое место в ряду. Этим они могут создать аварийную обстановку. Водитель, начавший обгон и вынужденный от него отказаться из-за возникшего препятствия, не сможет занять безопасное место в правом ряду. Кроме того, двигаясь «на хвосте», водитель, по сути дела, ничего впереди себя не видит. При внезапном торможении идущего впереди времени на реагирование не остается. В результате — разбитые багажники и капоты. Если не хуже. лительную линию, создавая тем самым аварийную обстановку: навстречу идет автомобиль, а его по осевой обгоняет мотороллер. Удастся ли с ним разойтись — это вопрос, и вопрос жизни. Поэтому запомним: при объезде стоящих автобусов соблюдаем те же правила и проявляем не меньше осторожности, чем при обгоне! 6ИСПЫТАНИЕ НА ТРЕЗВОСТЬО том, что нетрезвый водитель опасен не только для себя самого, но и для окружающих его людей, написано немало. К счастью, бдительность работников ГАИ помогает предотвратить множество трагедий на дороге, и дело заканчивается лишением пьяницы водительских прав. Но тот факт, что число водителей, питающих слабость к спиртному, уменьшается очень и очень медленно, тревожит и настораживает. Вряд ли можно предполагать, что кому-то еще не известны те строгие меры наказания, которые предусмотрены законом для этих нарушителей Правил. Я думаю, рискующих сесть за руль под хмельком в надежде, будто все обойдется, много потому, что не все водители знают, какое действие могут оказать на них даже малые дозы алкоголя. Известно, например, что алкогольные напитки влияют на скорость реакций и координацию движений, и это может послужить причиной серьезной катастрофы. Установлено, что под действием даже небольших доз спиртного замедляются зрительная и слуховая реакция, то есть способность ответить тем или иным движением на световой или звуковой сигнал. И все-таки находятся люди, которые полагают, будто у них этого не бывает. Так, возможно, их убедят конкретные примеры. Американские ученые обследовали знаменитого автогонщика Тони Ветенгаузена. Высокочувствительными приборами определяли скорость перевода ноги с акселератора на педаль тормоза. Когда Ветенгаузен был трезв, у него на эту манипуляцию уходило в среднем 0,4 секунды. После 60 граммов виски даже через полчаса гонщику потребовалось уже 0,5 секунды. Таким образом, скорость реакции снизилась примерно на 25 процентов! И это — у очень хорошо тренированного спортсмена, водителя высшего класса! И это — лишь после однократного приема такого небольшого количества алкоголя1 Как установлено многочисленными экспериментами, алкоголь резко нарушает цветоощущение, особенно восприятие красного цвета. Всем понятно, что значит для водителя притупление чувства цвета. Ошибка в оценке сигнала светофора может оказаться роковой. Под влиянием даже минимальных доз алкоголя изменяется глубинное зрение — способность различать отдаленность предметов от наблюдателя, определять пространственные соотношения между видимыми объектами. Советские исследователи, например, давали испытуемым всего лишь по 5 миллилитров спирта. Спустя 10—15 минут их просили закрыть глаза и коснуться пальцем заранее намеченного предмета. Оказывалось, что способность к ориентации понижалась на 20—50 процентов. Этов экспериментальных условиях. А ведь напряженные ритмы автомагистрали совсем не то, что спокойная обстановка кабинета экспериментатора. Нетрезвый шофер, попадая в тоннель, не успевает хотя бы минимально адаптироваться к полумраку, а когда выезжает из тоннеля, даже мягкий дневной свет может ослепить его. Если полная адаптация к изменению освещенности у трезвого наступает через 15 минут, то у человека даже в легкой степени опьянения — примерно через 25 минут. Трудно спорить со статистикой. Да и нужно ли? Ведь в этом споре проигрывает прежде всего сам водитель. И проигрывает порой по самому крупному счету, платя собственной жизнью или жизнью других людей. Нет, водительская профессия — это поистине испытание, испытание на трезвость!Г. БЛИНОВ, врач-психиатрНекоторые водители ошибочно полагают, что объезд стоящего автобуса менее опасен, чем обгон, и не проявляют при этом достаточной осмотрительности. Водитель легковой машины, с точки зрения которого представлена дорожная ситуация на рисунке, слишком близко следовал за автобусом. Тот внезапно затормозил, причем не у самого бортика тротуара, и оставил слева недостаточное расстояние до разделительной ЛИНИИ. У водителя' легкового автомобиля не было иного выхода, как резко вывернуть руль влево. Если бы он обгонял автобус, находящийся в движении, то сначала посмотрел бы в зеркало заднего вида, подал сигнал поворота, затем, уйдя налево, проверил бы, нет ли помех впереди, и только после этого приступил бы к обгону. А теперь ему уже не до предосторожностей. И он резко выезжает на раздеИногда аварии случаются потому, что водитель не увидел, как к нему приближается другой автомобиль. Еще хуже, если он даже не посмотрел. На рисунке показана типичная ситуация: водитель «Запорожца» ожидал на Т-образном перекрестке возможности повернуть налево на главную дорогу. Слева приближался автобус, а справа, пока еще далеко, показался УАЗ. Водитель «Запорожца» пропустил автобус и сразу двинулся на главную дорогу, чтобы завершить поворот до подхода УАЗа, не подозревая, что его настигает для обгона «Волга». Но автобус прошел перекресток несколько позже, чем ожидал водитель «Запорожца», а УАЗ и уже обогнавшая его «Волга» совсем рядом. Водитель УАЗа (с точки зрения которого представлена 'ситуация) видит сквозь стекла автобуса, что «Запорожец» выехал на перекресток прямо под носом у идущей на большой скорости «Волги». Водитель «Запорожца» не учел, что его оценка дорожной ситуации уже устарела. В результате — почти неизбежная ава рия.В аварии, как правило, попадают две категории водителей: те, кто не проявил осмотрительности сам, совершая какой-либо маневр, и те, кто не предусмотрел, что в создавшихся критических условиях другой водитель может совершить ошибку. С водителями, подобными шоферу «Запорожца», ничего не поделаешь — они были, есть и, к сожалению, будут. Поэтому нужно уметь предвидеть и чужие ошибки, а для этого знать о типичных ситуациях, когда они чаще всего возникают. М. НИКИТИН27