К SO-летаюсоветского автомобилестроенияОднажды в редакцию пришло письмо с фотографиями. К. А. Шарапов делился своими сведениями о том, что в Иркутске и Свердловске сохранились экземпляры автомобиля НАМИ-1, сегодня представляющие собой историческую ценность и музейную редкость. Впоследствии удалось передать одну из этих машин в Научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт, где ей вернули первоначальный вид. Что же это за автомобили! И какое место занимают они в истории советского автомобилестроения! Слово — одному из конструкторов первых советских малолитражных автомобилей К. А. ШАРАПОВУ, который является представителем старшего поколения советских конструкторов. Константину Андреевичу 2 мая 1974 года исполняется 75 лет. Редакция поздравляет его с юбилеем.НАМИ-1,СОВЕТСКАЯ МАЛОЛИТРАЖКАППервое шасси малолитражки НАМИ-1 во дворе завода чСпартак» (май 1924 года). За рулем автомобиля — один из его создателей К. А. Шарапов. Чуть левее (пятый слева) стоит А. А. Липгарт, который впоследствии долгое время работал главным конструктором Горьковскбго автозавода. Готовые шасси автомобилей НАМИ-1 в цехе завода «Спартак». Четырехместная малолитражка НАМИ-1 (1928—1930 гг.): мощность — 22 л. с; вес — 700 кг; скорость — 75 км/час; расход топлива — 8—9 л/100 км. Фото из архивов К. Шарапова и редакции «За рулем»ервой советской малолитражкой была НАМИ-1, разработанная в 1925 году Научным автомоторным институтом (НАМИ) на базе дипломного проекта автора статьи, в то время молодого инженера. В небольшой коллектив конструкторов, который вел эту работу под руководством профессора Н. Р. Брилинга, входили кроме автора А. А. Липгарт, Е. В. Чарнко и другие. К 1 мая 1927 года на московском'заводе «Спартак» (бывшие каретные и авторемонтные мастерские П. П. Ильина) были изготовлены опытные образцы шасси автомобиля НАМИ-1—целиком из отечественных материалов. Три опытных экземпляра машины успешно прошли стендовые и дорожные испытания. После этого было принято решение о производстве этих автомобилей на том же заводе с планом 30 машин в месяц. За 1928—1931 годы было выпущено 512 автомобилей НАМИ-1. Кузова для них делались на заводе АМО. Советская малолитражка создавалась в годы, когда в стране почти не было дорог с твердым покрытием, специальных предприятий, ремонтирующих и обслуживающих автомобили, высококачественного бензина. Проект НАМИ-1 представлял собой попытку соединить положительные качества мотоцикла с коляской (малый вес, экономичность, динамика) с комфортабельностью автомобиля. Учитывались и климатические условия страны. По замыслу авторов, машина должна была обеспечить потребности трудящихся и народного хозяйства ив городе, и в сельской местности. Самое простое, на первый взгляд, решение сделать малолитражку уменьшенной копией обычной легковой машины классической компоновки было далеко не лучшим. Собственный вес машины получился бы чрезмерно большим. Поэтому для НАМИ-1 мы избрали сравнительно редко применявшуюся компоновочную схему. Роль рамы играла труба диаметром 130 мм, соединявшая переднюю и заднюю подвески колес. Труба обладала большой жесткостью на кручение и весила значительно меньше традиционной рамы лонжеронного типа. Для хорошей проходимости по грунтовым, проселочным дорогам (а их тогда было немало) нужно было снабдить автомобиль такой подвеской, которая обеспечивала бы малую массу неподрессоренных деталей. Поэтому у НАМИ-1 вместо довольно тяжелого ведущего заднего моста появилась независимая подвеска колес. Чтобы повысить проходимость и увеличить дорожный просвет до 260 мм, машину оснастили колесами довольно большого диаметра (700 мм). А чтобы компенсировать вызванный этим шагом некоторый прирост неподрессоренных масс, задние тормо-34