АВТОГОНКИДесять месяцев (с января по октябрь) шла борьба за почетный титул чемпиона мира 1973 года по кольцевым гонкам. Право стать его обладателем в 1973 году оспаривали три с лишним десятка лучших автогонщиков мира в 15 этапах. Они соревновались на автомобилях формулы 1 (рабочий объем двига3 теля не более 3000 см и вес заправленной машины не менее 575 кг), представленных двенадцатью марками. На машинах «Феррари». ВРМ и «Текно» стояли двенадцатицилиндровые моторы мощностью 480—465 л. с. (12 000 об/мин), а на остальных — восьмицилиндровые мощностью 470—460 л. с. (10 000 об/мин). Это означает, что на длинных прямых участках отдельных трасс скорость доходила до 320 км/час, а разгон с места до 100 км/час занимал немногим меньше трех секунд. Автомобили образца 1973 года характеризовались применением спереди и сзади антикрыльев внушительных размеров, бортовыми радиаторами, лобовыми обтекателями, охватывающими передние колеса, и высоко поднятыми над машиной воздухозаборниками для использования скоростного напора воздуха. Применялись шины с посадочным диаметром 13 дюймов (330 мм). Новинка минувшего года — специальные покрышки «Гудьир» из рчень мягкой резины, лишенные рисунка протектора. Они отличались тоже большими шириной профиля (394 мм) и наружным диаметром (685 мм). Несмотря на конструктивные меры безопасности, предписанные ФИА, соревнования этого года не обошлись без трагических последствий. На трассе «Зандвоорт» в Голландии разбился англичанин Р. Вильяме, а на последнем этапе («Большой приз США») погиб во время тренировки талантливый французский спортсмен Ф. Север. Ассоциация гонщиков «Гран-при» (своего рода профсоюз спортсменов экстра-класса) и его глава Деннис Хьюм неоднократно требовали от организаторов соревнований принять необходимые меры по обеспечению безопасности трасс. Но далеко не всегда к их голосам прислушивались. Смерть Севера настолько подействовала на известного гонщика Джека Стюарта, его коллегу по команде «Тайрелл», что он бросил спорт. Об этом решении шотландский спортсмен объявил 14 октября на пресс-конференции перед 200 спортивными журналистами. Стюарт, выступавший в гонках 10 лет, выиграл 27 соревнований на «Большой приз» и трижды (1969, 1971 и 1973 гг.) был чемпионом мира. На последнем этапе чемпионата мира победил Р. Петерссон. Последующие места в шестерке сильнейших заняли: 2. Д. Хант; 3. К. Рейтеманн; 4. Д. Хьюм; 5. П. Ревсон; 6. Э. Фиттипальди. Окончательный итог первенства мира 973 года: 1. Д. Стюарт (возраст 34 года), .нглия, «Тайрелл—Форд-006» — 71 очко; 2. Э. Фиттипальди (27), Бразилия, «Джон Плейере Спешел» («Лотос-72Д») — 55; 3. Р. Петерссон (29), Швеция. «Джон Плейере Спешел» — 52; 4. Ф. Север (29), Франция. «Тайрелл—Форд-006» — 47; 5. П. Ревсон (34), Канада, «Мак-ЛаренМ23» — 38; 6. Д. Хьюм (37), Новая Зеландия, «Мак-Ларен-М23» — 26. Перёд началом чемпионата мира 1974 года по гонкам на машинах формулы 1 произошла традиционная перестановка сил В командах фирм. (Теперь, к ак правило, первые слова в наименовании команды относятся к фирме-покровителю, финансирующей участие в гонках, а последнее слово — к названию автомобильной фирмы, построившей гоночные автомобили.) Вот их состав: БРМ — Ж. Бельтуаз, П. Гетин и А. Мерцарио; «Джон Плейере—Лотос» — Ж. Икс и Р. Петерссон; «ИПФ—Врэбхэм» — К. Рейтеманн; ОСИ — К. Амон и Э. Брамбилла; «Марлборо—Мак-Л арен» — Э. Фиттипальди и Д. Хьюм; «СТП—Марч» — Ж. Жаррье; «УОП—Шэдоу» — П. Ревсон; «Феррари»—К. Регаццони, Н. Лауда; «ФинаСертисс» — И. Масс и К. Паче; «ХескетМарч» — Д. Хант; «Эльф—Тайрелл» — И. Шехтер и П. Депэллье. Что касается известных спортсменов Г. Хилла, М. Хэйлвуда и В. Фиттипальди, то они пока еще не связаны контрактами на нынешний год.спортивныйiтрассе «Монца», катастрофами на кольце «Турист Трофи». Многие деятели мотоспорта и гонщики справедливо указывали на недостаточную активность Международной мотоциклетной федерации в борьбе за безопасность трасс. Благодар я их настойчивости трасса «Монца» теперь закрыта для мотогонок, но «Турист Трофи», где за всю историю до конца 1973 года погибло 102 спортсмена, снова внесена в календарь чемпионата мира, Более жесткий контроль за обеспечением безопасности на трассах тем более необходим, что во всех классах машин в минувшем году наблюдался заметный рост средних и максимальных скоростей. Вот параметры лучших машин 1973 года (мощность, снаряженный вес, максималь3 ная скорость): 50 см — 18—19 лс3 55 кг, 190—200 км/час; 125 см — 353 36 л. с , 75—85 кг, 220 км/час; 250 см — 60 л. 0 с л, 110 кг, 240 км/час; 350 емз — 7 f £ ; r 3 - £• 1Ю—140 кг, 255 км/час; 500 см — 85-=95 л. с , 140—150 кг, 270280 км/час. Результаты чемпионата 1973 года: 50 см 3 : 1. Я. де Фрис (Голландия) — «Крайдлер»; 2. Б. Кнейбюлер (Швейцария) — «Крайдлер»; 3. Т. Тиммер (Голландия) — «Ямати»; 4. Г. Туров (ФРГ)5. X. ван Керсель (Голландия); 6. Я. Хубертс (Голландия) — все «Крайдлер». 125 см 3 : 1. К. Андерссон (Швеция) — «Ямаха»: 2. Ч. Мортимер (Англия) — «Ямаха»; 3. И. Шургерс (Голландия) — «Бриджстон»; 4. Б. Янссон (Швеция) — «Манко»; 5. Э. Лаццарини (Италия) — «Пиоватиччи»; 6. О. Бускерини (Италия) — «Маланка». 250 см 3 : 1. Д. Браун (ФРГ); 2. Т. Лянсивуори (Финляндия);' 3. Д. Доддс (Австралия); 4. Я. Сааринен (Финляндия) — все «Ямаха»; • 5. М. Ружьери (Франция) — «Харлей-Давидсон»; 6. Ч. Мортимер (Англия) —C M«Ямаха». 3J ,Й?°. 1- Д- Агостини (Италия) — «МВ-Агуста»; 2. Т. Лянсивуори (Финлянд и $ Г~ «Ямаха»; 3. Ф. Рийд (Англия) — «МВ-Агуста»; 4. Д. Доддс (Австралия); Б. У. Нельсон (Англия); 6. К. Андерссон (Швеция)3 — все «Ямаха». 500 см : 1. Ф. Рийд (Англия) — «МВАгуста»; 2. К. Нькжомб (Австралия) — «Кениг»; 3. Д. Агостини (Италия) — «МВ-Агуста»; 4. В. Гигер (Швейцария) — «Ямаха»; 5. Д. Финдлей (Франция) — «Сузуки»; 6. Б. Кнейбюлер (Швейцария) — «Ямаха». 500 см 3с коляской: 1. У. Эндерс и Р. Энгельгардт (ФРГ) — БМВ; 2. В. Швэрцель и К. Кляйс (ФРГ) — «Кениг»; 3. 3. Шауцу и В. Калауш (ФРГ); 4. М. Ваннесте и С. Ваннесте (Бельгия) — все ВМВ; 5. Д. Гоули и П. Сейлс (Англия); 6. Р. Штайнхаузен и Э. Шойрейр (ФРГ)— все «Кениг».время соревнований «Гран-при» в Голландии он прекратил гонку, чтобы оказать помощь Р. Вильямсу, автомобиль которого потерпел аварию и был охвачен пламенем. В 1974 году решено присудить две таких медали. Союзу болгарских автомобилистов н Ассоциации американских автомобили стов присужден специальный приз за активную и результативную работу по безопасности движения. Спортивная комиссия утвердила положение и календарь проведения мировых, европейских и международных чемпионатов, розыгрышей кубков и первенств. Одним из наиболее интересных международных автомобильных соревнований будет ралли-марафон по маршруту Лондон (Уэмбли) — Мюнхен. Трасса его протяженностью более 20 тысяч километров пройдет по дорогам Европы, Африки и Азии. Финиш состоится в Мюнхене в день открытия чемпионата мира по футболу. В календарь вошли также крупные ралли «Тур Европы» и «ЛьежМосква—Льеж». Запланировано много «внедорожных» соревнований (автокроссы и ралли-кроссы) с участием «багги». Однако чемпионатов и кубков но ним в этом году разыгрывать не предполагается. Эта комиссия занималась также вопросами безопасности в автомобильном спорте. На трассах «Харама», «Монлери», «Спа», «Брно» и ряде других запрещено проведение соревнований. Многие клубы предупреждены, что будут отстранены от проведения гонок, если не сделают реконструкцию трасс. В конструкции автомобилей особое внимание уделено пожаробезопасным бензобакам. средствам пожаротушения, отключения аккумуляторных батарей от электрических цепей, жесткости кузова (дуги и стойки безопасности) и, обзорности. «Незагораемые» костюмы гонщиков и интегральные шлемы становятся обязательными для многих соревнований. Техническая комиссия обсуждала проблемы токсичности выхлопных газов, улучшения видимости во всех ее аспектах (освещение, сигнализация, обзорность), а также наиболее рационального применения шипованных шин.НА КОНГРЕССЕ ФИМВыборы руководящих органов — один из первых вопросов, которые решались на очередном конгрессе Международной мотоциклетной федерации, состоявшемся в Мадриде. В соответствии с новым уставом увеличено число постоянных комиссий. Теперь их семь. Вместо спортивной образовано три комиссии: шоссейных, трековых гонок, мотокроссов и триалов. Создана комиссия развития, в функции которой входят проблемные вопросы, информация и пропаганда, проведение фотоконкурсов и др. Почти во все комиссии избраны представители социалистических стран. Генеральным советом утвержден как временный, на 1974 год новый Спортивный кодекс ФИМ. Окончательно он будет принят на очередном осеннем конгрессе. Объявлены спортивный календарь, трассы чемпионатов мира и международных соревнований на 1974 год. Комиссией мотокросса и трековых гонок отложено решение вопроса о проведении многодневных соревнований в 1974 году в связи с тем, что ни одна национальная организация, кроме федерации мотоспорта Италии, не изъявила желания быть их организатором, а итальянская федерация пока тоже не дала гарантий.3 В классах мотоциклов 125 и 750 см с коляской, как известно, до сих пор разыгрывался Кубок ФИМ по мотокроссу. Намечено эти соревнования в 1974 или 1975 году перевести в ранг чемпионата мира. Срок первого чемпионата такж е предстоит еще определить. Повышены и конкретизированы требования к кроссовой трассе. Ширина ее должна быть не менее 5 метров, причем обязательным является двойное ограждение с нейтральной полосой, обеспечивающей безопасность и гонщиков и зрителей. Спортсменам разрешается теперь между заездами менять мотоциклы. Техническая комиссия установила нормы уровня шума. В частности, для кроссовых мотоциклов это не больше 92 децибел. Принято также решение, что для гонок по льду мотоциклы должны обязательно иметь устройство, обеспечивающее автоматическое выключение зажигания при падении спортсмена.НА КОНГРЕССЕ ФИАОчередной конгресс Международной автомобильной федерации состоялся в Париже. Новыми членами ФИА стали автомобильные ассоциации Бангладеш и Западной Индии, федерации французских автомобильных клубов и автомобильного спорта Берега Слоновой Кости, ассоциации автомотоспорта Мальты и автомобильного спорта Новой Зеландии. Активно работали все комиссии. Прошли выборы рабочих и руководящих органов. В состав всех комиссий (одна треть его обновляется ежегодно) вошли представители социалистических стран. Особое внимание было уделено вопросу о борьбе с загрязнением биосферы. Заниматься им будет созданная на конгрессе специальная комиссия из представителей спортивной, технической, картинговой, туристической комиссий и комиссии движения. Ранее ФИА была учреждена награда «За проявление благородства в спорте». В торжественной обстановке она вручена английскому гонщику Д. Перлею. ВомотогонкиПервенство мира в минувшем сезоне было омрачено трагическим случаем на