36
37
ОТ ТРЕХ ДО... ДВЕНАДЦАТИДорожные мотоциклы с двухцилиндровыми двигателями сегодня уже далеко не редкость. Даже в классе 125 смз встречаются такие конструкции. Возросший за последние годы интерес к мощным машинам классов 500—1000 см' дал толчок, к введению в производственные программы мотозаводов моделей с тремя, четырьмя и шестью цилиндрами. Трехцилиндровые мотоциклы, за исключением итальянской «Лаверды» (1000 см») и английского «Триумфа» 3 (750 см ), имеют двухтактные моторы: японские «Кавасаки» (750, 500, 350 3и3 250 см ) и «Сузуки» (750, 550 и 380 см ), 3 французские «Мотобекан» (350 см ). ВсеС МАРКОЙ «ТОМОС»Предприятие «Томос» (СФРЮ) в этом году отмечает 20-летие с начала выпуска мопедов и легких мотоциклов. До 1960 года оно строило их по лицензии австрийской фирмы «Пух», но потом перешло на модели собственной конструкции. А в настоящее время машины марки «Томос» даже производятся по лицензии в Голландии и Гане. Завод делает четыре модели Мопедов: «Аутоматик-1», «Аутоматик-3», «Аутоматик-НТ» и «Колибри-АПН». Все они оснащены автоматическим центробежным сцеплением. Мощность двигателя колеблется от 1,8 л. с. («Аутоматик-НТ») до 2,5 л. с. («Колибри-АПН»). Последний является самым быстроходным (48 км/час). Одновременно производятся четыре модели легких мотоциклов с двигателем рабочим объемом 49 см' («КолибРИ-14ТЛ». «Колибри-17ТЛС», «Колибри15ТЛ», «Колибри-15СЛ»). Мощность и скорость первого из них (наименее мощного и быстроходного) соответственно равна 4,2 л. с. и 70 км/час. Более «спортивный» по характеру «Колибри-15СЛ», оснащенный пятиступенчатой коробкой передач, отличается довольно высокими показателями. Помимо дорожных моделей Предприятие освоило недавно спортивную «Кросс-50-юниор» («За рулем», 1974, № 1).Самая последняя модификация из семейства мопедов «То3 мос» — «Аутоматик-3» (49 см ; 2 л. с; 44 кг; 45 км/час; 2 л/100 км). Легкий мотоцикл «Томос-колибри-15СЛ» 65 кг; 85 км/час; 2,8 л/100 км). (49 смЗ; 6 л. с ;•КОРОТКОэтом году на новом автозаводе в г. Бельско-Бяла (ПНР) планируется вып устить 35 тысячлегковыхмашин «Сирена-105», 10 тысяч малолитражек «Польский ФИАТ-126П» и тысячу автомобилей «Сирена-босто» для сельских районов. ВАВТОМОБИЛЬ РИНОЙ 3,3 МЕТРАЧетырехместный четырехдверный малогабаритный французский автомобиль «Пежо-104» с передними ведущими колесами и поперечным расположением двигателя является представителем класса до 1000 см3, то есть того, на который в последнее время обращено внимание крупнейших европейских фирмФИАТ, «Рено». «Ситроен». Двигатель (4 цилиндра, 954 см3, 46 л. с. при 6000 об/мин) новой машины, имеющий верхний распределительный вал с цепным приводом от пятиопорного коленчатого вала, наклонен назад под углом 72 градуса, то есть его цилиндры почти горизонтальны. Таким образом удалось заметно понизить центр тяжести, благодаря чему улучшились управляемость и устойчивость машины. Из алюминия изготовлены головка и блок цилиндров с мокрыми гильзами. Система водяного охлаждения снабжена вентилятором, приводимым во вращение электродвигателем, который включается, когда температура воды превышает 88 градусов. Двигатель оснащен карбюратором с горизонтальной смесительной камерой и работает на бензине с октановым числом 95 (степень сжатия 8,8). Все узлы двигателя, требующие регулировки и обслуживания, смонтированы сверху — это облегчает доступ к ним. Крутящий момент от двигателя через сцепление с диафрагменной пружиной и тросиковым приводом выключения передается на промежуточный редуктор, состоящий из трех косозубых шестерен, а затем — к четырехступенчатой, полностью синхронизированной коробке передач. Она вместе е главной передачей (пара цилиндрических косозубых шестерен) объединена в блок с двигателем. На передних колесах установлены дисковые тормоза, на задних —- барабанные. Рулевой механизм сделан реечным. Внутри травмобезопасной колонки проходит составной рулевой вал с карданами. Высокая плавность хода достигается •применением независимой пружинной подвески всех колес. Пружины передней образуют вместе с амортизаторами телескопические стойки. Нижние рычаги правого и левого передних колес соединяются между собой при помощи торсионного стабилизатора. Рычаги задней подвески расположены продольно. Помимо базовой модели с четырехдверный четырехместным кузовом типа «седан» в 1974 году начат выпуск «Пежо-104» с трехдверным четырехместным кузовом «купе». Последняя модификация на 280 мм короче базовой. Она предназначена прежде всего для эксплуатации в. крупных городах, где лучше проявляются особенности этой маневренной (радиус поворота — 4.5 м) и малогабаритной (длина 3,3 м) машины. Сегодня «Пежо-104-купе» является самым маленьким европейским четырехместным автомобилем. Он весит 780 кг — на 5 кг меньше седана и обладает одинаковыми с ним скоростью (135 км/час), приемистостью (разгон с места'до 100 км/час за 18,5 сек.) и расходом топлива (6,8. л/100 км). Ежедневно с конвейеров предприятий «Пежо» сходит 500 седанов и 100 купе модели «104».•••В автопромышленности Аргентины наибольшее число произведенных автомобилей (из общего количества 202 тысячив 1972 году) приходится на местный филиал ФИАТа — 60 тысяч . За ним идут заводы ИКА (38,7 тысячи), филиалы «Форда» (30,7 тысячи), «Пежо» (22,5 тысячи) и «Крайслера» (21,2 тысячи).•••Шестьдесят лет назад американским заводом «Додж» была изготовлена первая в автомобильной истории легковая машинас цельнометаллическим кузовом.•••Первый в мире мотоцикл — он назывался машиной для верховой езды — был построен Г. Даймлером в 1885 году. Его 264-кубовый мотор развивал мощность 0,5 л. с. при 700 об/мин. У машины была деревянная рама без подвески колес, деревянные колеса идвухступенчатая ременная передача. Весил мотоцикл 80 кги мог развивать скорость до 12 км/час. Ныне двигатели такого нласса на дорожн ых мотоциклах достигают мощности 25 — 30 л. с. (скорость 135 — 150 км/час).36 КОРОТКОчетырехцилиндровые модели, напротив, оснащены исключительно четырехтактными двигателями. Среди них японские 3 «Хонда» (750, 500 и 350 см ) и «Каваса3 ки» (900 см ), итальянские «МВ-Агуста» 3 3 (750 см ) и «Мото-Гуцци» (350 см ), нако3 нец, мотоцикл из ФРГ «Мюнх» (1200 см ). «Шестерки» пока представлены только итальянской машиной «Венелли» 1 (750 см ). Однако это не предел. По просочившимся в печать сведениям, «Хонда» ведет интенсивные работы над «супермотоциклом» для американского рынка, снабженным... двенадцатицилиндровым двигателем.•••Завод «Шкода» (ЧССР) разработал новое семейство тяжелыхгрузовиков . Базовая модель «100.05» грузоподъемностью 8,8 тонны оснащена 228-сильным дизелем и может развивать скорость 92 км/час.«АЛЛЕГРО» ПО-АНГЛИЙСКИПо музыкальной терминологии это слово .обозначает быстрый темп и связанный с ним оживленный характер исполнения. Концерн «Бритиш Лейланд» в своей конкурентной борьбе с английскими филиалами «Форда» и «Крайслера» и принадлежащей американцам фирмой «Воксхолл» взял быстрый темп, «пробиваясь наверх». Легковым автомобилям соперников он противопоставил машины с независимой подвеской всех колес, приводом на передние колеса, поперечно расположенным двигателем. Они составляют внушительный ряд моделей с моторами рабочим объемом от 848 до 3 2227 см (мощностью от 34 до 110 л. с ) , весящих от 635 до 1187 кг. Однако _в этой стене, которой концерн стремится отгородить покупателей от соперников, есть слабые места — прежде всего модель «Остин-1100», выпускаемая уже 10 лет. Теперь на смену ей пришел «Остиналлегро», который внес оживление в коммерческие дела концерна. Новая машина будет выпускаться с двухдверным ис четырехдверным кузовами. Длина ее 3850 мм, база 2440 мм. Подобно «Остину-1100» она имеет привод на передние ведущие колеса. Оригинальными конструктивными особенностями «Аллегро» являются рулевое колесо в виде прямоугольной рамки с сильно округленными углами. Для новой машины предусмотрены четыре варианта двигателей (см. таблицу). Первые два со штанговым приводом клапанов, у остальных — кулачковый вал в головке двигателя. Модификации, снабженные моторами мощностью 58 и 72 л. с , за дополнительную плату могут быть оснащены автоматической трансмиссией.Автомобильную промышленность Индии представляют четыре завода: «Премьер», «Стандард» — в Мадрасе, «Хиндустан» — в Калькутте и «Махендра» — в Бомбее. На нихвыпускаются легковые машины и «джипы». • О •В конце прошлого года отметила 65-летие американская фирма ФВД , которая в течение всей своей истории специализировалась на грузовикахс приводом на все колеса. Сегодня фирма строит около 2 тысяч машинв год.•••«Мотобекан-350» (Франция) с трехци ­ линдровым двухтактным двигателем стал первым в мире мотоциклом, о снащением системой впрыска топлива.Модификации Параметры Рабочий объем, смЗ Степень сжатия Мощность, л. с. Число об/мин Число передач Скорость, км/час Снаряженный вес, кг «1100»|«1300» «1500» «1750» 1098 8,5 49 5250 4 126 838 1275 8,8 58 5300 4 140 862 1485 9,0 72 5500 5 148 889 1748 8,75 80 5000 5 152 912« Ж ук » не сдается. Ф ирма «Фольксваген» внедрила на варианте 1974 года самой старой своей модели новую переднюю подвеску, дисковые тормоза, генератор переменного тока . Она будет выпускатьсявтаких модификациях: седаны «1200» (34 л. с ) , «1303А» (44 л. с ) , «1303С» (50 л. с.) и кабриолет «1303С».ЧЕТЫРЕ МОДЕЛИ 1974 ГОДАЗа мотоциклами марки БМВ (ФРГ) в последнее время укрепилась репутация выносливых, но недостаточно мощных и быстроходных. Семейство моделей, освоенных в 1969 году («За рулем», 1970, № 7), в конце 1973 года подверглось пересмотру. Исключена 500-кубовая машина и введены две 900-кубовые («Р90/6» и «Р90С»), модернизированы 600-кубовая и 750-кубовая модели. Все они — с двухцилиндровыми оппозитными двигателями и карданной передачей, пятиступенчатой коробкой передач, телескопическим амортизатором руля, электрическим стартером, ветровым стеклом, объединенным с обтекателем руля. На моделях «Р75/6» и «Р90/6» одинарные, а на «Р90С» сдвоенные дисковые тормоза переднего колеса. Основные характеристики нынешнего семейства БМВ приведены в таблице.. Компоновка «Пежо-104»Модели ПараметрыCDО А СО 10 А СО АСОt-03ои03а. Vа. VО нVо 0. VМодификации с кузовами «седан» (вверху) и «купе» (внизу).•Рабочий объем, см 3 599 745 898 898 Степень 9,0 9,5 сжатия 9,2 9,0 Мощность, л. с. 40 50 60 67 Число об/мин 6400 6200 6500 7000 Снаряжен210 210 210 215 ный вес, кг Скорость, км/час 157 167 180 196 Время разгона с места до 100 км/час, 10.2 8,2 5,2 4,8 сек.J Ч37