Водитель и управление движениемБегущая„зеленая волна аОрганизаторы движения все время совершенствуют технические средства его регулирования, стараясь не отставать от требований, предъявляемых быстрым ростом автомобильного парка. Классический светофор «оброс» дополнительными секциями справа и слева, «научился» заранее информировать водителей о смене сигналов. Наиболее загруженные магистрали оснастились системами координированного управления светофорами по принципу «зеленой волны». Электроника управляет движением уже на целых комплексах пересечений улиц и проездов, а не за горами появление сложнейших общегородских систем координированного управления движением. Но по-прежнему для водителя основным информатором о режимах движения остается стационарный светофор. Сейчас в Москве оборудовано светофорами свыше 650 перекрестков. А на 27 магистралях движение организовано по принципу «зеленой волны». Казалось бы, здесь-то все должно быть в порядке. И все же большая часть из ежегодных 35 тысяч аварий случается на регулируемых перекрестках. С одной стороны, скорость движения и пропускная способность основных магистралей при «зеленой волне» увеличились, а с другой — сократить число аварий на перекрестках не удается, в ряде случаев оно даже возросло. Причиной этому — недостатки существующей светофорной сигнализации. Водитель, получая информацию от системы управления, не знает о дальнейших ее намерениях и поэтому лишен возможности своими ответными действиями помочь наилучшим образом выполнить запрограммированный режим езды. Говоря языком специалистов, между исполнителем и системой управления отсутствует обратная связь. Это относится ик магистралям, где светофорные объекты скоординированыу-т^к *З^В^^* _gx^. ^В^с^ ^^^т ^^В*о^ _ дх . ^^^"^ и^З^^ ^^^*0* •II^MSWI ю^^^^по принципу «зеленой волны». Чтобы не останавливаться у светофоров, машину здесь следует вести со скоростью, заданной на табло с указателями. Иными словами, водители становятся участниками своеобразного ралли с весьма жесткими условиями. Малейший сбой ритма — и уже не гарантируется безостановочный проезд перекрестков, а помешать двигаться с установленной скоростью может многое. Вот, например, перед вами появился грузовик, свернувший из прилегающего проезда или отъехавший от тротуара. Водитель грузовика не знает о режиме движения основного потока и лишен возможности его соблюдать. Эта машина, как правило, не сможет пройти через перекресток на гребне «зеленой волны» и задержит какую-то часть машин, двигавшихся компактной группой. При подъезде к светофору эта группа распадается: одни, стремясь наверстать упущенное, перестраиваются для обгона и увеличивают скорость, другим приходится резко и неожиданно тормозить. В момент распада группы и создаются, как правило, опасные ситуации. На перегоне отсутствует информация о движении гребня и всего участка «зеленой волны», в изменившихся условиях каждый водитель полагается лишь на собственную интуицию, и, таким образом, отсутствие обратной связи «водитель — система управления» нередко становится первопричиной аварии. Часто камнем преткновения становятся троллейбусы и автобусы, отъезжающие от остановок на перегоне между светофорами. Их водители не получают информации о режиме движения по «зеленой волне» и не знают, на какой сигнал они придут к следующему светофору. Световые табло с указанием средней скорости движения тоже не идеальные «советчики»: даже не имеющий помех водитель не всегда может рассчитатьм^З^Ьл ^^""о* ~-Д^^^^"^ и^ДтЗь 'о^*'^ —£L2L~ *о^"^^* Ж ^ Я З ^ —^Х^. 'o^BB'J* ^^ВВЯ^рекомендуемый режим. Скажем, на табло одновременно с разрешающим сигналом светофора загорается цифра «70» — это значит, что вам необходимо с этого момента двигаться с заданной скоростью. Но динамические свойства автомобиля, разные обстоятельства могут не позволить развить такую стартовую скорость. Сначала вы едете медленнее, затем пытаетесь компенсировать отставание. Вашими помощниками остаются интуиция и опыт. Но иногда они подводят, и вы приходите к следующему светофору как раз в момент смены сигналов или когда зеленый свет еще не зажегся. Для того чтобы уменьшить опасность аварий на перекрестке, перед включением желтого стали применять зеленый мигающий сигнал. Водителям понравилось новшество. На таких перекрестках число происшествий несколько снизилось, но уменьшилась и пропускная способность: увидев мигающий зеленый сигнал, многие снижают скорость. Как примирить эти два качества — скорость и безопасность? Практика показала, что основная масса машин движется по «зеленой волне» почти безостановочно. Но особенность потока в том, что он состоит из отдельных «пачек» машин, которые идут почти бампер в бампер, а сзади и впереди пустая проезжая^часть. При светофорном регулировании из-_ бежать группирования машин в «пачки», конечно, невозможно. Ну а если растянуть эту «пачку» по всей длине зеленого сигнала? Найти способ сообщить, скажем, водителю троллейбуса, отъезжающего от остановки, информацию о нужном режиме движения, пешеходу — о времени, оставшемся до смены сигнала, помочь водителю, который идет не в режиме «зеленой волны», изменить скорость так, чтобы проехать перекресток безостановочно? Все эти сложные задачи по плечу предлагаемому многофункциональному регулирующему устройству (МРУ). Сущность его заключается в следующем. По резервной полосе магистрали, движение на которой скоординировано по принципу «зеленой волны», между светофорами прокладывается гирлянда разноцветных ламп, система переключения которых позволяет создавать движущиеся с установленной скоростью отрезки линий зеленого и красного цвета. Скорость перемещения линии точно соответствует заданному режиму дви-шВЕНГРИЯ. Около 35 миллиардов форинтов — на 40 процентов больше, чем предназначалось для этой цели прошлым пятилетним планом, направляется в текущей пятилетке на строительство автомобильных дорог. Модернизация транспортной сети в стране стала насущной необходимостью, если принять во внимание растущий автомобильный парк. Предполагается, что за два года число только легковых автомобилей достигнет полумиллиона. ГДР. Претворяется в жизнь большой план по расширению сети первоклассных автострад в стране. К 1985 году их протяженность намечено довести до 10 000 километров. 24ИРАН. Растет автомобильный парк страны. Сегодня только в Тегеране насчитывается свыше 300 тысяч транспортных средств, в том числе 3 тысячи автобусов. Учитывая (&то, градостроители разработали перспективные планы развития столицы, включающие организацию движения. По этим планам должна быть сооружена целая система автомобильных дорог различного функционального назначения. Запроектированы дороги, на которых преимущество получат автобусы-экспрессы, специальные дороги для индивидуальных автомобилей и т. д. Транспортные пересечения на основных магистралях предполагается выполнить в разных уровнях. Аналогичные перспективные планы разработаны и для всех других крупных городов страны.всего света