чпо моглонеслучитьсяВ страшной аварии погибли два человека — водитель такси и один из пассажиров. Еще двое получили тяжелые ранения.Причина катастрофы — преступная самонадеянность водителя самосвала В. Талашенко. Ведь вряд ли найдется водитель, который еще не усвоил простого и ясного положения: «если встречный разъезд транспортных средств затруднен препятствием, преимущественное право имеет водитель, движущийся по свободной стороне» (пункт 83 Правил дорожного движения). А на пути Талашенко сложилась именно такая ситуация. На 28-м километре за Ялтой в сторону Севастополя на его стороне дороги остановился из-за неисправности автобус. Дело было днем, в ясную погоду, и Талашенко отчетливо видел приближавшуюся навстречу «Волгу», которую вел Н. Маркин. На загородной дороге машины сближались, естественно, на высоких скоростях, а это обстоятельство тем более требовало точного расчета. Но Талашенко, неубедившись в том, успеет или нет пройти без помех узкое в прямом смысле слова место, вывел свой самосвал на объезд стоящего автобуса... Преступник приговорен к длительному лишению свободы. А. МАСАЛКОВ, инспектор дорожного надзора г. СевастопольНужен ли радиоприемник в автомобиле?Этот вопрос часто встречается в нашей редакционной почте. Помогает или мешает слушание радиопередачи человеку, ведущему машину? Этот вопрос исследуется учеными в разных странах, и однозначного ответа на него пока нет. Хотя, как известно, слух по сравнению со зрением имеет для водителя в обеспечении безопасности движения второстепенное значение, все же недооценивать его не следует. Слух воспринимает сигналы регулировщиков, участников движения, регистрирует производственные шумы и сразу выделяет среди них чуждые, аварийные звуки. Радиопередача может заглушить все эти сигналы и звуки, отвлечь от них внимание. Кроме того, программы передач бывают очень разными, и далеко не безразлично, что слушать сидя за рулем. Всем известно, например, как бурно заядлые болельщики переживают, слушая репортажи о футбольных или хоккейных матчах с участием любимой команды. Совершенно очевидно, что такая передача водителю, работающему в сложных и напряженных условиях уличного движения большого города, противопоказана. Вряд ли какая-либо другая программа может оказаться полезной для водителя в таких 28 условиях, когда требуется предельная собранность и внимательность. Иное дело — на пустынной загородной дороге, особенно в ночное время. Тут радиоприемник может помочь бороться с сонливостью. Правда, в зависимости от того, что слушать. Исследования разных специалистов показали, что если словесная передача не оказывает никакого влияния на работу водителя, то музыка ведет к более редкому пользованию тормозом ив то же время увеличивает длительность поездки. Громкая музыка, особенно джазовая и марши, приводит к повышению кровяного давления и учащению пульса, вызывает состояние рассеянности. А, например, органная месса увеличивает вероятность засыпания за рулем в несколько раз. Так может ли радиоприемник быть полезным для водителя? Безусловно, если для водителей будет выделена специальная волна с подготовленной для них программой, информирующей о дорожной обстановке, условиях движения, погоде, состоянии проезжей части, рекомендующей объезды и изменения маршрутов, как это делается, например, в Польше. В нашей стране таких передач пока явно недостаточно. На «водительской» волне, помимо специфической информации, полезны специально подобранные литературные и музыкальные передачи, не гипнотизирующие и не возбуждающие человека за рулем. Для дальнорейсовиков весьма полезной оказалась бы радиомагнитола со специально подобранной при участии врачей фонотекой. Вопрос этот важен для безопасности движения. Поэтому он включен в план исследований нашей медико-психологической лаборатории безопасности движения при автокомбинате № 26 «Мосстройтранса», которые будут проводиться совместно с лабораторией акустики Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Для этого оборудован специальный автомобиль, оснащенный электроэнцефалографом и биоэлектротелеметрической системой «Спорт-4». Во время движения у водителя будут записываться биотоки головного мозга и другие физиологические параметры при различных режимах работы и разных радиопрограммах. Работают в этом направлении и другие специалисты. Результаты таких исследований помогут внести ясность в решение проблемы радиоприемника в автомобиле. А пока вполне разумным будет признать, что водителю транспортного средства общего пользования при езде по многолюдным, переполненным машинами городским улицам лучше не включать радиоприемник. Э. ЛЕЙБОВ, транспортный психиатр