24
25
Рекомендациидает чемпионразом, они сами себе вредят, увеличивая тормозной Путь почти на треть, что нередко достаточно для трагического исхода. А ведь на сухом асфальтобетоне при торможении обоих колес можно получить замедление в полтора раза большее, чем дает один задний тормоз. Лишь на скользком покрытии эффективность обоих тормозов становится почти одинаковой. Ошибочно мнение, будто, пользуясь передним тормозом, можно совершить полет через руль. Для этого следовало бы лежать на баке, а голову выставить за фару или стоять на подножках, наклонившись вперед и опершись бедрами о руль. Однако без надлежащего опыта не следует резко тормозить передним тормозом на повороте, особенно на щебенке или асфальте, усыпанном песком или гравием. На одном из виражей с односкатным уклоном проезжей части к центру кривой я пронаблюдал, как два десятка мотоциклистов делали правый поворот. 17 из них начинали его почти у правой обочины с тем, чтобы, пройдя три четверти закругления, оказаться вынесенным на середину дороги! Именно туда, где могла появиться встречная машина. Они не представляли себе, что на вираж надо выходить почти с серединыС рассудком и предусмотрительностьюС этими советами мотоциклистам в польском журнале «Обозрение» выступил Анджей Жимирский, в прошлом мотогонщик и автомобилист, многократный чемпион страны, а сейчас — директор станции технического обслуживания автомобилей и общественный автоинспектор. За тридцать с лишним лет он наездил более миллиона километров. Огромный опыт автора делает его рекомендации особенно ценными. Весьма полезными они будут и для наших читателей — молодых мотоциклистов, особенно в преддверии весны.Мотоцикл в руках опытного и любящего машину водителя не только средство для приятных летних прогулок, но и безопасный, быстрый вид транспорта. Зато в руках неопытного, мало сведущего юнца с горящими глазами — постоянный, грозный источник опасности как для него самого, так и для других. Поэтому мотоциклист должен обладать большим здравым рассудком и быть весьма предусмотрительным, настолько, например, чтобы всегда впереди себя иметь широкий обзор дороги. Лишь после двух тысяч километров за рулем приобретается достойная внимания практика вождения мотоцикла, только тогда у водителя появляется ощущение границы безопасности движения. Вопреки громким утверждениям псевдоспециалистов, угрозу представляет не сама скорость, а неумелая оценка «запаса безопасности» на крутом повороте, при торможении, спуске по склону или объезде неожиданного препятствия. Именно в таких ситуациях тысячи мотоциклистов ежедневно совершают одни и те же опасные ошибки, часто ведущие к несчастьям на дорогах. Мои наблюдения показали, что две трети мотоциклистов вообще не пользуются передним тормозом. Таким обКтовиноват?стала, а просто, съехав правыми колесами на обочину, продолжала двигаться навстречу «Волге». Водитель «Волги» попытался уйти на свою сторону, но не успел: из-за резкого торможения машина пошла юзом и стала неуправляемой. До автобуса еще оставалось, правда, около 30 метров, но «Жигули» оказались совсем рядом. «Волга» ударила их своим левым боком, отбросила вправо и, пройдя 26 метров, уткнулась в автобус. К счастью, никто нз ехавших в обеих машинах серьезно не пострадал. А могло быть значительно хуже. По-видимому, всем ясно, какие нарушения допустил водитель «Волги» Н. Сидоров. Следует лишь добавить, что, по всей вероятности, он еще не умеет и тормозить. Известно, что наименьшим тормозной путь будет, если колеса автомобиля не блокируются и не доводят-НужнобылотормозитьСлучилось это погожим воскресным утром возле села Старая Иисьмянка в Татарии на пустынном в ранний час шоссе. Новенькие «Жигули», которые вела автор письма в редакцию М. Миназетдинова, сухой и ровный асфальт, хорошая видимость и умеренная скорость делали поездку легкой и спокойной. Да и путь был недальний: из Бугульмы до Лениногорска всего 20 с небольшим километров. И вот где-то на середине этого пути водитель «Жигулей» заметила встречный автобус. Оказалось, что он стоит на обочине и, вроде бы, никакой опасности не представляет. Однако через несколько секунд впереди из-за гребня возникла «Волга». Шла она на большой скорости в объезд стоящего автобуса. А так как ширина дороги составляла всего 6 метров, «Волга» заняла часть полосы встречного движения. Миназетдинова пишет, что в это время она почти поровнялась с автобусом: до него оставалось 5—6 метров. Нужно мгновенно принимать решение. Что делать в этой явно опасной ситуации?.. Что бы предприняли вы, читатель, будучи за рулем «Жигулей»? Наверное, сразу бы затормозили, приняли до предела вправо, а при возможности — и на обочину и остановились. Правильно. Это единственный способ избежать назревающего происшествия. К сожалению, Миназетдинова приняла другое решение. Тормозить она неH ^ ^ S ^ «^S2b» ^ ^ ^ * о * *^^^*о* —*^EI. "о^^*^ ^ ^ ^ ^ ^^^*0* в^й^ь^ чэ^^Я)^ ^ m IJBBeFJ^/--r-л *ЯВЯЯВ^^^Я^Ьь *g^^^^M^fib* *о^^^^ш*ИАш #^^Вь» ^ ^ ^ ^ * ^^^"о*м^^Еь» ^^^*o*ГДР. Градостроители намечают большие мероприятия по улучшению дорожной сети, прокладке новых скоростных автомагистралей в связи с тем, что, по прогнозам, к 1990 году половина всех поездок горожан будет осуществляться на индивидуальных автомобилях. В крупных городах страны сегодня сконцентрировано свыше 18 процентов всего населения. Здесь же «прописано» и 18 процентов всех легковых автомобилей. ПОЛЬША. Предприятие «Фотооптика» в Лодзи выпустило первую партию очков/' «Антнфаро». Во время ночной езды они предохраняют водителей от ослепления фарами встречных автомобилей. 24Верхняя часть стекла — зеркальная, и именно она выполняет защитную функцию, а нижняя имеет желтый цвет и обеспечивает хорошую видимость дороги. АВСТРИЯ. Более 30 смертельных случаев на каждые 100 тысяч человек населения — таков среднегодовой показатель смертности в результате автомобильных происшествий на улицах и дорогах. Уже в течение нескольких лет Австрия возглавляет список стран, где велико число автомобильных аварий со смертельным исходом, опережая даже страны с большей интенсивностью движения. В США, например, на 100 тысяч человек ежегодно гибнет в авариях 26,1, в Японии — 20,7 человека. Рекомендациипроезжай части, чтобы, пройдя три четверти его, оказаться вблизи правого края шоссе. А в другом месте яс беспокойством смотрел, как большинство едущих тормозили на повороте и на середине его меняли передачу на низшую! Такие навыки вождения до поры до времени не доставляют неприятностей на сухом асфальте, но на мокром — обязательно уложат беднягу! Ведь скорость всегда следует уменьшать перед поворотом, начинать его, включив низшую передачу, а весь поворот проходить на «тянущем» двигателе и, миновав две трети кривой, решительно дать ускорение. Есть еще слишком много любителей наклонять на поворотах мотоцикл больше, чем туловище, как на кроссовых соревнованиях. В связи с этим им приходится отрывать от бака колено наружной ноги, тем самым резко уменьшая свой контакт с мотоциклом. Приводит это к тому что, случись занос заднего колеса, они не смогут справиться с машиной. Нужно помнить, что ноги всегда должны находиться на подножках, колени — прижаты к баку, а делая поворот, следует наклоняться вместе с мотоциклом. Езда посередине проезжей части вместо правого края дороги, игнорировадает чемпионренностью, а благодаря малым габаритам требует меньше места на дороге, однако далеко не все мотоциклисты умеют использовать на городских улицах эти преимущества. К сожалению, большинство занимают такую же ширину проезжей части, как и легковой автомобиль, поскольку ездят с небрежной извилистостью, игнорируя правую сторону мостовой, Приводит в отчаяние вид тех, кто не умеет или не хочет останавливаться перед красным сигналом у правого края проезжей части, а стоит посередине, занимая целую полосу движения. Иногда таких попадается сразу несколько. А ведь даже от хвоста вереницы машин, застывшей в ожидании, мотоциклист может осторожно и потихоньку доехать до самой пешеходной дорожки. В ожидании зеленого сигнала светофора всегда нужно стоять сбоку, оставляя около себя место для одного легкового автомобиля. Надеюсь, что мои замечания не останутся без внимания водителей мотоциклов, выезжающих на улицы и дороги после долгого зимнего перерыва, Впереди солнечная весна и лето — время интересных дальних поездок. Будьте осмотрительными, и ничто не омрачит ваши путешествия за рулем. Перевела с польсного В. Пискорскаяние сигналов идущих на обгон, а также поворот, налево после беззаботного помахивания левой рукой без учета обстановки сзади — все это является доказательством полного отсутствия здравого рассудка. Ведь легковой автомобиль может настигать мотоцикл с большим перевесом в скорости. Какая уж тут польза от взмаха левой рукой, если мотоциклист вовремя не оглянулся, не проверил ситуацию сзади? Бывают и такие случаи, когда мотоциклисты великодушно предоставляют пассажиру соучастие в вождении машины: поручают ему посматривать назад, сигналить о намерении сделать поворот. Зачастую пассажиры, разговаривая на ходу, наклоняются на бок и этим меняют центр тяжести. Пассажир должен всегда сидеть как можно ближе к спине водителя, держа руки на его бедрах (если нет специальной ручки), ноги держать только на подножках, а коленями крепко охватить сиденье. Он должен наклоняться вместе с водителем, не подавать никаких сигналов и не оглядываться. Тем более нельзя разговаривать с водителем, стараясь на ходу докричаться сквозь застегнутые наушники шлема. Мотоцикл по сравнению с автомобилем обладает, конечно, большей маневКтося до юза. Тогда и автомобиль остается управляемым. Ну, а какие претензии могут быть к водителю Миназетдиновой? На первый взгляд, никаких — она ведь пострадала на своей стороне дороги. И все-таки в случившемся есть часть ее вины. Почему она, увидев опасность, не стала тормозить? Вот как она объясняет это в своем письме в редакцию: «Увидев «Волгу» на своей полосе движения, я решила: если остановлюсь, не доехав до автобуса или рядом с ним, будет лобовой удар в мой автомобиль, либо столкновение с автобусом. Поэтому я решаю принять вправо до края обочины. Снижать скорость было неразумно из-за опасности лобового удара. К моменту, когда до автобуса оставалось 4—6 метров, у меня скорость была около 40 км/час». Значит, если затормозить, то «Жигу^^nv^ 'о"^^^ —^Дй^^ *о^^^^^ ш^ВАш ^^^^^о-ддк ^^^^^о' ••^•СЬь *о^^^^^ ш^ВАл ^^^^^^ п^Оы ^^^"и'виноват:свернуть, например, на левую сторону дороги, освободив «Волге» полосу, по которой она едет? Никогда этого не делайте! Практика показывает, что, как правило, встречный водитель, даже если он пьян, в последний момент все же сворачивает на свою сторону, и тогда столкновение становится просто неотвратимым. Поэтому при аналогичных ситуациях рекомендовать можно лишь одно—свернуть как можно правее и остановиться. Если есть возможность съехать с дороги — съезжайте, но только вправо. И главное — тормозите. Тормозите, чтобы иметь и больше времени на оценку обстановки и запас расстояния для выполнения спасительных действии. А. ШУМОВ, кандидат технических наук, сотрудник ВНИИСЭш^^^^. ^^^^^^ а^^Бь>. ^^^^^^^ *^А^^ _^л^ ^^^^^^* ^ ^ ^ ^ ^ ^ ^^^^^ ^^^^^^ ^_j_\. ^^^^Я^1ли» остановятся рядом с автобусом, не оставив прохода «Волге»? Так ли это? При скорости 40 км/час за одну секунду автомобиль проходит около 11 метров. Следовательно, за время реакции водителя и срабатывания тормозов автомобиль, наверняка, пройдет более 17 метров, и автобус останется сзади. Вот первая ошибка Миназетдиновой. Есть и вторая. Выполнив требование пункта 73 Правил дорожного движения — принять меры к снижению скорости или остановке перед любым препятствием, которое водитель должен был и мог предвидеть, — Миназетдинова оставила бы другому водителю шанс, а может быть, и реальную возможность спасти положение и уйти на свою половину дороги. Увы, этого тоже не произошло. Вы спросите, а почему не попытаться в последний момент сманеврировать,вш^ВАш ^^^^^^ it^BAm ^^^^о^ я^^Еь» *о^^^^* n^^^^ Ч^^^^^ « ^ S 2b » «^32ьв. *^^^^^^ ^ ^ ^ ^ ^ *мАНГЛИЯ. Чтобы водитель мог сосредоточить все свое внимание на дорожной обстановке, одна фирма в Глазго разработала специальное устройство, которое освобождает человека за рулем от визуального наблюдения за приборами. Все контрольные приборы сблокировали со специальным портативным магнитофоном. На его ленту заранее записываются необходимые предупреждающие тексты, и громкий голос из динамика своевременно сообщает водителю о превышении скорости, нагреве масла, расходе бензина и т. д. СИНГАПУР. Около 36 тысяч дорожных происшествий регистрируется ежегодно в этой небольшой стране. Статистикой установлено, что большая часть из нихлежит на совести водителей мотоциклов и мотороллеров, которые составляют свыше четверти всех транспортных средств в Сингапуре. В связи с этим власти решили, что отныне мотоциклисты при получении «прав» должны будут держать экзамены повышенной трудности по сравнению с водителями остальных видов транспорта. США. Специалисты попробовали выяснить, можно ли установить заранее, до получения водителем прав, станет ли он в дальнейшем участником дорожнотранспортного происшествия. Для этого в автошколах в течение ряда лет изучались анкетные данные, способности к вождению. Было установлено, что прогнозировать поведение будущего водителя за рулем практически невозможно.Однако выяснилось, что особенно часто водитель допускает нарушения в первые три года, и главным образом это превышение скорости. ЯПОНИЯ. Здесь существует Общество взаимной защиты пешеходов. Члены этого союза платят по одной иене в день, чтобы создать фонд для семей, где ктонибудь погиб на улице или дороге. Один из журналов написал по этому поводу: «Какие же прогнозы на будущее? Безнадежные, если учесть, что в Японии через шесть-семь лет будет около 30 миллионов автомобилей. Наши статистики с абсолютным спокойствием предсказывают, что к тому времени под колесами автомобилей погибнет 370 тысяч человек, а число раненых составит около 10,5 миллиона». 25