В организацияхДОСААФВетер сморя дует прямов ветровое стекло. М ыедем на авт одром . М ашину ведет инструкт орсумгаитского автомотоклуба МамедовАга Рза, я сижурядом . За нами — е щенесколько автом обилейс курсантами иинструкторами , к оторые сейчас на автодроме будут проводить очередные занятия. М еня интересует, что конкретно дает автодромвпроцессе обучения икакиепрактические навыки приобретаются во времятренировок . О б этом яспраши ­ ваю Мамедова , и он , не поворачивая головы, неторопливо объясняет. — На автодромекурсанты приступаю т непосредственно кпрактике работы сорганами управления, приноравливаются кмашине , отрабатывают приемы переключения передач, пользования ножнымиручнымтормозом , педалями сцепления и акселератора. Троганье с места, остановки. К огда все эти элементы освоены, начинается настоящая езда, п реодоление препятствий идругиеупражнения . Д ля этого существуют специальные соору ­ ж ения автодрома — холм, выбоина, к о ­ с огор , въезд на платформу, эстакада, подъезд к погрузочной площадке, ж елезнодорожныйпереезд . Постепенно навыки формируютсявединое целое и составляют основу будущего мастерства. М ывъезжаем на изрезанноежелтымижиламидорог поле автодрома. Быстрое построение, к ороткиерапорты инструкт оров — и занятия начались. По дороге , о гороженнойстойками , д вижется автомобиль. О н идет неровно , п рижимаясьтокодной , то кдругойстороне , и кажется , вот-вот начнет сши ­ бать стойки. Вот автомобиль останавливается. Хлопает дверца, из кабины выпрыгивает неб ольшого роста паренек, а его место за ­ нимает инструктор . — Д еловтом , — поясняет Маме ­ дов, — что курсант еще не чувствует колеиипоэтому неуверенно ведет автом обиль . П еред началом упражненияему все рассказываешь, а вот за рулемон теряется. Так и следишь, чтобы при прав омповоротеонприжималсяк левой стороне, а при левом брал правее — только в этом случае машина не будет «рвать» б ордюрный камень. Наш ЗИЛ-164 тоже направляется коче ­ р едномусооружению — эстакаде. Если кто-нибудь перебирался через ручей по бревну , тот поймет ощущения , к оторые владеют курсантом : чувство не -День на автодромеуверенности, з ыбкостии желание по ­ с кореепроскочить вперед, пока не раскачало и не бросило в сторону. Л евоеколесо водитель видит. А как там правое? Близко или далеко от края? А вдруг автомобиль повалится на бок?! — Н адо следить, — учит Мамедов , — чтобы левое крыло было примернов 40 сантиметрах от края эстакады. Тогда автомобиль пройдет точно. Тем временем передние колеса гру ­ з овика достигли верхней точки эстакады. М еняприжимаетк спинке сиденья, п еред глазами — одни облака. С колько надо проехать вперед, к огда остановить машину? Снова и снова проходятмашины по бетонным настилам эстакады. О дникур ­ санты уступают место другим . О трабо ­ тавшие свое присаживаютсяв тени де ­ ревьев, беседуют междусобой . В автомотоклубе по путевкам военко ­ матов занимаются допризывники пяти сельских районов, п римыкающихкСум ­ гаиту, и, к онечно , ребята из города . Гор одские учатся восновном во вторую смену, после работы. За год клуб выпускает более пятисот шоферов для Советс койАрмииинародного хозяйства. И немалая доля этой работы лежит на ин ­ структорах. Т руд инструктора нелегок. Надо иметь крепкие нервы, владеть педагогическим тактом, м етодикой , д ержать тесную связь с преподавателями, к оторые ведут теоретический курс. И самому постоянно со ­ вершенствовать мастерство. Вот на наших глазах тупоносый ГАЗ-63 пытается задним ходом «въехать во двор » . Д вижетсярывками , неуверенно. — Побаивается, — на лице Мамедова сочувственная улыбка, — нет еще глаз омера , не чувствует дистанции ишири ­ ны автомобиля. С овременем это при ­ дет, Н о , чтобы уверенно водить автомобиль заднимходом , требуется прило ­ жить много старания. А отом , к ак это важно, г оворит хотя бытакойпример . Был уменя случай в войну. Заехал в поле, а там — м ины . Надо возвращаться задним ходом по своему следу. Тут двух ошибок быть не могло , первая — стала бы последней . М ы снова кружим по автодрому. М е ­ няются в кабине курсанты. Не у всех сразу получается. Но инструктортерпе ­ лив и настойчив. И так — к аждый день. Богатый, н акоп ­ ленный годами опыт щедро передается молодым. Удовлетворение наступает, когда, глядя на ученика, у же хочется одобрительно кивнуть, сказать «молодец». А самая большая награда — хор ошая оценка, полученная курсантом на экзаменах. И радость исполненного долга — чувство, хорошо знакомое здешниминструкторам . Выпускники клуба успешно несут воинскуюслужбу , у ме ­ ло управляют боевой и транспортной техникой. Когда закончились занятия, м ы покинули автодромпоследними . Хотя он находится недалеко от автомотоклуба, М амедов сделал круг по городу . На берегу Каспия, уютный и зеленый, стоит самый молодойгородреспубли ­ ки — г ород металлургов и химиков Сум ­ гаит. ,Как ударная Всесоюзная стройка город воздвигался руками комсомольцев. Составная его часть, кузница моло ­ дых кадровшоферов — сумгэитский автомотоклубДОСААФ . О н второй по значению в республике, имеет свои трад ициии авторитет. Усилия коллектива клуба направлены сегодня на то, чтобы в четвертом году пятилетки подняться на более высокую ступень. В ответ на ОбращениеЦК КПСС к партии, к советскому народу препода ­ ватели, инструкторы практическоговож ­ дения, мастера производственного обучения взяли социалистические обязательства, главное вкоторых — повышение качества подготовки специалистов для наших Вооруженных Сил, у крепле ­ ние материально-технической базы, улучшение военно-патриотической и спортивной работы. В. АЛЕКСЕЕВ, спецкор «За рулем» Азербайджанская ССР, г. Сумгаит Такие холмы (фото слева) и железнодорожные переезды (справа) в повседневной работе встречаются шоферу постоянно. Потому-то и стали они учебными сооружениями автодрома, на которых курсанты отрабатывают навыки вождения. Фото В. Злотинашт*ШШ