К 50-летиюсотен которых было выпущено в 1941 году, завод делал в упрощенном варианте с брезентовой кабиной как тягачи для противотанковых пушек. О родственной связи между перечисленными моделями повышенной проходимости, созданными на базе агрегатов «эмки», дают представление стрелки на «семейном портрете». Летом 1941 года в исключительно короткий срок В. А. Грачев спроектировал машину типа «джип» на базе некоторых узлов ГАЗ-61. Она называлась ГАЗ-64 и представлена во втором столбце справа среди других моделей повышенной проходимости. Для нее были характерны открытый кузов без дверей, модернизированный двигатель ГАЗ-М-1 и суженная по сравнению с ГАЗ-61 колея (1250 мм). Новая машина отличалась высокими тягово-динамическими показателями даже при работе на бездорожье с прицепом весом 800—1000 кг. Заново, для ГАЗ-64 разработаны только рама, кузов, передняя подвеска и усиленный (шестирядный) радиатор. Остальные агрегаты взяты от моделей ГАЗ-М-1, ГАЗ-11-40, ГАЗ-61 и ГАЗ-АА. Новый вездеход осенью 1941 года начали выпускать в небольших количествах по упрощенной технологии и без специальной оснастки — шла война. В конце 1941 года на его базе уже выпустили первые партии бронеавтомобилей БА-64. У этих машин в 1942 году была расширена (с 1250 до 1446 мм) колея — получилась модель БА-64Б, которую выпускали всю войну. На следующий год то же самое сделали с ГАЗ-64. Одновременно на новой модели, названной ГАЗ-67, расширили передние крылья и надстроили задние колесные ниши. После модернизации модели в конце 1944 года ГАЗ-67 получил индекс «Б». С незначительными усовершенствованиями эту машину выпускали до осени 1953 года, когда ее сменила модель ГАЗ-69. Тысячи ГАЗ-67Б, известных своей высокой проходимостью, крайней неприхотливостью, простотой И ВЫНОСЛИвОг стью, продолжают работать и сегодня. Таковы основные вехи славной биографии машины ГАЗ-М-1. Всего было построено около 80 тысяч «эмок». Агрегаты и узлы, спроектированные для М-1 еще в 1936 году, служили потом для целой армии автомобилей, комбайнов, тягачей и дорожных машин. В 1953 году практически закончил на конвейере свой путь последний потомок «эмки». Честно отслужившая стране в самое нелегкое время, «эмка» прошла вместе с нами через многие значительные события в истории нашей страны и осталась в благодарной памяти целого поколения автомобилистов легендарной машиной. Е. ПРОЧКО, инженер От редакции. Читатели, которых заинтересуют технические характеристики серийных машин Горьковского автозавода 1936—1945 годов, смогут найти их в N2 1 нашего журнала за 1971 год. 34советского автомобилестроенияКРАТКАЯ БИОГРАФИЯ АВТОЗАВОДОВ годы и фантыпредприятие награждено орденом Трудового Красного Знамени. 18 мая 1967 года. С конвейера МЗМА сошел миллионный «Москвич». Конец 1967 года. Начато производство модели «Москвич-412» (5 мест, 3 1478 см , 75 л. с , 140 км/час). Ноябрь 1968 года. Заводу присвоено имя Ленинского комсомола. Декабрь 1968 года. Успешное выступление «москвичей-412» в марафонском ралли Лондон—Сидней. 1969 год. Начато строительство филиала АЗЛК в г. Кинешме. Годовой выпуск автомобилей впервые составил шестизначное число — 101836. 1970 год. Автомобили «Москвич-412» блестяще закончили труднейшие раллимарафон Лондон—Мехико. 1971 год. Создано автомобильное производственное объединение «АвтоМосквич», в которое вошли Московский завод автомобильных приборов и Кинешемский завод автозапчастей. Головное предприятие — АЗЛК. Вступил в строй производственный комплекс АЗЛК площадью 228 000 м2 . По итогам выступлений в соревнованиях года заводские автоспортсмены выиграли «Трофей заводов». В ралли «Тур Европы» на «москвичах» завоеван Золотой кубок. В международном ралли «Сафари-73» заводские гонщики выиграли командное первенство. 1973 год. Выпуск автомобилей на АЗЛК составил 136 тысяч машин. «Москвичи» экспортируются в 70 стран мира.1929 год. В Москве, на пустыре за Крестьянской заставой развернуто строительство автосборочного завода. 6 ноября 1930 года. С конвейера автосборочного завода имени КИМ сошли первые машины. 1932 год. Предприятие перешло на сборку автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-А из деталей, поставлявшихся Горьковским автозаводом. 1 мая 1940 года. Изготовлены три опытных образца КИМ-10. 1941 год. Организован серийный выпуск машин КИМ-10. Осень 1941 года. Завод эвакуирован на Урал, где начато производство техники для фронта. 26 августа 1946 года. Принято постановление «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», которым, в частности, предусматривалось возобновление производства машин на московском заводе малолитражных автомобилей (бывший имени КИМ). 1 января 1947 года. МЗМА (предприятие получило название Московский завод малолитражных автомобилей) начал выпускать «Москвич-400» (4 места, 1071 см 3 , 23 л. с , 90 км/час). 1949 год. Начало экспорта «москвичей». Первые 500 машин проданы через фирму «Конела» в Финляндию. 9 августа I960 года. Победа заводских спортсменов Л. Гивартовского и А. Кокорева на первом чемпионате СССР по автоспорту. 1954 год. Освоен выпуск модернизированной базовой модели '«Моск3 вич-401» (4 места, 1071 см , 26 л. с , 90 км/час). 20 апреля 1956 года. С конвейера сошел последний «Москвич-401», и без остановки производства начался выпуск новой базовой модели — «402» (4 места, 1220 см 3 , 35 л. с , 105 км/час). 1957 год. Освоен выпуск первого в стране автомобиля с кузовом «универсал» («Москвич-423») и машины повышенной проходимости «Москвич-410». Июль 1958 года. Завод перешел на базовую модель с верхнеклапанным двигателем — «Москвич-407» (4 места, 1358 см 3 , 45 л. с , 115 км/час). На Всемирной выставке в Брюсселе «Москвич-407» и «Москвич-426» отмечены золотыми медалями. Декабрь 1962 года. Налажено производство переходной модели «Москвич-403». 1964 год. Освоена более совершенная базовая модель — «Москвич-408» (5 мест, 1358 см 3 , 50 л. с , 120 км/час). 20 августа 1966 года. За успешное выполнение заданий семилетнего плана[§]12 декабря 1966 года. В условиях экспериментального производства собран первый автомобиль — уральский «Москвич-408». Ижевский завод изготовил 300 машин. 1967 год. Начато производство «Москвича-412». 1971 год. Вступили в строй производственный комплекс площадью 120 га с двумя главными конвейерами. Первая победа заводских гонщиков — С. Брундзы и А. Брума в чемпионате СССР по ралли. 1972 год. Изготовлена промышленная партия фургонов ИЗК-2715 грузоподъемностью 400 кг. Это первая машина, самостоятельно разработанная конструкторами завода. 1973 год. Выпущена первая промышленная партия легковых автомобилей ИЯС-2125 с кузовом «комби». Годовое производство автомобилей достигло 122 тысяч.