30
31
СПОРТО крупнейшем мотоциклетном соревновании минувшего сезона рассказывает главный редактор журнала «Свет мотору» (ЧССР) Мирослав ЭБРрупнеишее и самое важное мотоциклетное соревнование сезонамеждународные шестидневные гонки — впервые за свою 60-летнюю историю состоялось в минувшем году не в Европе, а на территории Соединенных Штатов Америки. Организаторы 48-й по счету мотоолимпиады, как часто называют шестидневку, не имели опыта проведения подобного рода грандиозных спортивных мероприятий. Подготовку они начали с того, что посетили в 1972 году Шпиндлерув Млин в Чехословакии, где проходила предыдущая многодневка. Они осмотрели все, что пожелали, кое-чем были восхищены, а кое-что вызвало у них почти пренебрежительные усмешки. Очевидно, знакомство оказалось не слишком глубоким, поскольку при организации соревнований дома устроители допустили большие просчеты. Например, на второй день, при старте гонщиков, кто-то забыл открыть ворота, через которые спортсмены выезжали на трассу; сообщения о результатах гонок поступали со значительным опозданием — лишь утром, и к тому же содержали грубые ошибки. Нам не понравилось также, что на территории, где разместились различные павильоны обслуживания и где гонщики перед наВ «Спортивном глобусе», опубликованном в декабрьском номере «За рулем» за минувший год, сообщалось, что мотоциклетные шестидневные соревнования ФИМ. впервые состоялись вСША. И вновь главный приз — «Всемирный трофей» завоевали гонщики ЧССР. Хотелось бы подробнее узнать об этих состязаниях. В. ДМИТРИЕВ, мастер спортаКАК ЭТО БЫЛОчалом соревновании проводили окончательную подготовку машин, была устроена настоящая ярмарка. Сюда мог пройти каждый, даже без пропуска — достаточно было заплатить 1 доллар за вход. Это не способствовало созданию необходимой перед стартом рабочей обстановки. Еще до открытия гонок произошел беспрецедентный случай. Группа людей, недовольная, очевидно, самим фактом проведения соревнований, предъявила претензии к организаторам, а также к американскому штату Массачусетс. К счастью, они не оформили свою жалобу в соответствии с существующими правилами, и разбор ее был отложен. Но несколько дней спустя, в разгар шестидневки неизвестными была снята разметка трассы. Организаторы попытались снова повесить знаки, но их с угрозами окружили несколько человек с пистолетами и ружьями в руках. Американская мотоолимпиада прошла под знаком шумной рекламы и откровенной погони за долларами, так как организатор — Американская мотоциклетная ассоциация, не • получившая никакой финансовой поддержки государства и местных организаций, вынуждена была платить за все. Как и всегда, шестидневка оказалась в центре внимания многих мотоциклетных федераций и ведущих мотоциклетных фирм Европы. За главный приз — «Всемирный трофей» боролись 12 национальных команд, за «Серебряную вазу» — 20 команд. «Всемирный трофей» в четвертый раз подряд завоевали представители Чехословакии на машинах марки ЯВА. Их победа была заслуженной: никакой другой команде не удалось закончить шестидневку без штрафных очков. Вот имена тех, кто добился этого успеха: П. Чемус, Ф. Мразек (250 см 3 ), К. Машита, Й. Цисарж (360 см 3 ), Й. Фойтик и 3. Чешпива (500 см 3 ) и, конечно, тренер Ф. Мошна. Команда Германской Демократической Республики, которая на машинах марки МЦ всегда входила в число фаворитов, прекратила соревнования уже после первого дня. Причиной стал массовый дефект—заедание поршневых колец из-за употребления масла «Кастроль». Гонщики ГДР пользовались им по рекомендации фирмы-производителя. Вокруг этого печального факта разразились споры, причем некоторые западные журналисты возлагали вину на команду ГДР. Окончательную ясность внесло заявление представителя фирмы «Кастроль», признавшего, что масло не годилось к употреблению. Он принесНОВОЕ В РАЗРЯДНЫХБюро президиума ЦК ДОСААФ СССР по представлению Федерации мотоциклетного спорта внесло некоторые изменения в разрядные требования Единой Всесоюзной спортивной классификации по мотоспорту на 1973—1976 гг. Вот эти изменения. Для получения звания «Мастер спорта» наряду с другими требованиями указывается, что спортсмен должен занять 1 —10 места на чемпионате СССР. Как известно, в последние годы чемпионаты страны по некоторым видам соревнований (шоссейно-кольцевые гонки, кроссы в классах 250 и 500 см3) проводятся в несколько этапов. Положением предусматривается, что каждый из них является самостоятельным соревнованием первенства Союза. Естественно, возникал вопрос: необходимо занять 1 — 10 места по итогам всех этапов или показать такой результат на одном из них? Поправки внесли ясность. Теперь этот абзац (ЕВСК*, стр. 58) дан в новой редакции:«М астер спорта — завоевать звание чемпиона СССР или набрать на соревнованиях I группы: водителю — 100 классификационных очков, колясочнику — 125 очков и, кроме того, занять 1 — 10 места в одноэтапных чемпионатах СССР или 1 — 6 места в любом этапеВ требованиях к кандидату в мастера спорта 1 —15 места относятся ко всем самостоятельным этапам чемпионатов СССР. Пункт 3 примечаний к разделу «Деление соревнований на группы» (ЕВСК, стр. 62) указывает, какие замены допускаются при определении группы: В связи с тем, что кандидатов в мастера спорта теперь уже много, действовавший в предыдущей ЕВСК льготный коэффициент для замены ими мастеров спорта (1 : 1,5) отменен. Следовательно, отпала необходимость подразделения этого пункта на три подпункта. Сейчас это примечание изложено так:«Для определения группы соревновании (кроме I группы у мужчин) при подсчете допускаются следующие замены: вместо одного спортсмена высшего разряда можно засчитать двух спортсменов следующего, более низкого разряда. Например: вместо 4 мастеров спорта можно засчитать 8 кандидатов в мастера спорта или вместо 5 кандидатов в мастера спорта — 10 спортсменов 1-го разряда и т. д. Уменьшение количества спортсменов, установленного для каждой из этих групп (8 у мужчин и3уженщин ) , за счет обратной замены не разрешается».многоэтапных чемпионатов СССР или 1 — 3 места на других соревнованиях I группы»,годы в связи с возросшим мастерством спортсменов к участию в первенстве СССР допускаются 3 юноши на мотоциклах класса 125 см , соответственно увеличена и дистанция гонок. Однако в таблице № 1 (ЕВСК, стр. 63) это не было отражено. Теперь этот недостаток устранен — в группе VI (юноши) в графе «125—175» добавлена цифра — 50 км. Командные кроссы, в которых разрешена любая взаимопомощь, вплоть до буксировки неисправного мотоцикла товарища, еще не получили широкого распространения. Одной из причин этого была их низкая классификация — начислялось вдвое меньше очков, чем в личных гонках. Решено поднять значение этих видов соревнований. Однако в существовавшей ранее редакции пункта о начислении очков (ЕВСК, стр. 65) было не совсем ясно, что именно подразумевается под выражением «соответствующее место». Поэтому пункт 5 примечаний к таблице начисления очков дан в новой редакции:* Единая Всесоюзная спортивная классификация на 1973—1976 гг. Издательство ДОСААФ, Москва, 1973.Раньше юношам разрешалось участие в шоссейно-кольцевых гонках только на мотоциклах класса 50 см3. Последние«В командных соревнованиях без личного зачета (зачет по последнему) всем членам команды начислять столько очков, сколько причиталось бы в личном зачете этому члену команды. Например: состав команды 3 человека, команда заняла вI группе 3-е место. Следовательно, зачетный участник пришел на финиш девятым. Каждому члену команды и начисляются очки как за 9-е место — 18 очков».30 извинения как спортсменам, так и мотозаводам Германской Демократической Республики. Команда ФРГ, третий крупнейший претендент на «Всемирный трофей», выступавшая на машинах «Цюндапп» 50 3и 175 см , получила штрафные очки за опоздание лучшего гонщика Шмиде3 ра (175 см ). У него возникли неполадки в бесконтактном зажигании, приведшие к опозданиям на контрольные пункты времени. В итоге команда заняла лишь четвертое место. Неожиданно сильно выступили англичане. На финише у них было всего четыре штрафных очка и общее второе место. Борьба за «Серебряную вазу» окончилась успешно для первой американской команды на шведских машинах «Хускварна». Чехословацкие спортсмены оказались третьими. Их надежды не оправдал Й. Рабас, который уже на первом этапе «утопил» свою ЯВУ-250 в грязи и воде. Вторая наша команда, стартовавшая на машинах ЯВА-175 и «350», потеряла более 40 очков по вине П. Цигелки. У его машины произошло то, что не случалось на ЯВАХ в течение пяти лет: порвалась вторичная цепь. Устранение дефекта обошлось в 42 штрафных очка. Таким образом, ни одна из двух чехословацких команд не закрепила предыдущий успех в борьбе за «Серебряную вазу». Шестидневка в США не отличалась особой сложностью. Благоприятная погода, временной режим движения — легкий. Чехословацкие спортсмены подъезжали к пунктам контроля времени в среднем за 13—14 минут до отметки. Самыми трудными оказались дополнительные скоростные испытания на весьма сложной трассе с каменистыми и заболоченными участками. Именно здесь сказалось решающее преимущество чехословацких гонщиков и динамических качеств их машин. Спортсмены ЧССР показали лучшие результаты даже в классе до 100 см 3 , в ко-На 48-й мотоолимпиаде.тором до сих пор доминировали гонщики из ГДР («Симеон») и ФРГ («Цюндапп»). Минувшая мотоолимпиада показала большой прогресс итальянских гонщиков. Они выступали на отечественных машинах «Джилера» с двухтактным двигателем, а также на австрийских КТМ. Если бы не излишний темперамент, который зачастую приводил к падению, команды с Апеннинского полуострова могли бы занять высокие места.За последние годы героями международных шестидневных соревнований были чехословацкие машины ЯВА, шины «Барум», свечи зажигания ПАЛ и, конечно, гонщики ЧССР, которые благодаря своему мастерству, высокой дисциплине неизменно добивались блестящих побед. Эту традицию чехословацкие гонщики продолжили и на Американском континенте, еще раз продемонстрировав спортивные достижения своего социалистического государства.«Участникам однодневных соревнований на собственных мотоциклах начислять очки по таблице VIII «Военно-прикладное мотомногоборье», но на одну группу выше. Так, если участвуютЕще пример: если команда из 5 человек, то каждому члену команды, занявшей 3-е место, начисляются очки как за 15-е место в личном зачете. Несколько лет проводятся у нас однодневные соревнования на собственных мотоциклах, но в Единой Всесоюзной спортивной классификации на 19731976 гг. они не были учтены. Сейчас это упущение восполнено. В ЕВСК добавлено следующее:В соответствии с этим таблица для однодневных соревнований на собственных мотоциклах выглядит так (см. таблицу слева). Международный спортивный Кодекс ФИМ включил в раздел гаревых гонок соревнования на лучшую пару. Такое добавление сделано ив наших Правилах. Гонки состоят из 21 заезда, в которых встречаются 7 пар гонщиков. Это новшество учтено в изменениях, внесенных в ЕВСК, — в разрядные требования для мастеров спорта международного класса в пункт 4 (стр. 58) добавлено условие:спортсмены 3-го разряда, очки начислять не по V, а по IV группе и т. д.»иях«В парных гонках занять 1 — 4 места в чемпионате мира или 1—2 места в чемпионате Европы».Ы1трР1Г. АФРЕМОВ, заместитель председателя Федерации мотоспорта СССР В. Парные гонкиСоответственно в пункт 5 условий выполнения разрядных требований (стр. 60) после слов «по гаревой и ледяной дорожкам» добавлено: «и в парных гонках». Утверждена таблица начисления очков (см. таблицу справа). Все эти изменения введены в действие с1 января 1974 года.ЗанятыеС фsD.O СОместаСО хМеста, занятые парой 123456£аа:и оа II III IV V VI1 23456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2021 — 2526—30С о« Cms >.ttiPi О ElКлассификационные очки 24 22 20 18 16 14 55 50 45 40 35 30 28 26 32 30 27 25 22 20 18 16 15 14 13 12 11 10 22 21 20 18 17 1§ 15 13 12 11 10 987 10 10 10 999987655448765555444333212 10 986533218 74216 545433212 113 22 1— — —— — —I 11 III IV75 37 11 7Классификационные очки каждому 35 1 24 16 11 55 27 86 18 12 832642153 | 3П римечание : За последнее место очки не начисляются. 31