К АКАЯДОРОГА ГЛАВНЕЕ?(Вместо рецензии) Главный редактор И. И. А ДАБАШЕВ Редакционная коллегия: Л . Л . А ФАНАСЬЕВ , Г. М . А ФРЕМОВ , A . Г. БАБЫШЕВ, И. М . Г ОБЕРМАН , В. Г. Д ЕИКУН , С. Н. З АЙЧИКОВ , Г. А. ЗИНГЕР, В. П. К ОЛОМНИКОВ , Л . В. К ОСТКИН , Б. П. Л ОГИНОВ , В. В. ЛУКЬЯНОВ, Д . В. Л ЯЛИН , Б. Е. М АНДРУС [отв. с екретарь ] , B. П. Н АУМЕНКО , В. И. Н ИКИТИН , В. М . ПЕТРОВ, В. В. Р ОГОЖИН , С. В. С АБОДАХО , Н. М . СТАНОВОВ, t. Г. ТИЛЕВИЧ ( з ам . г лавногоредактора ) , Б. Ф . Т РАММ , А. М . ХЛЕБНИКОВ, Л. М. ШУГУРОВ Среди сдающих экзамены по Правилам дорожного движения всегда находятся и такие, которых ставят в тупик самые элементарные вопросы. Кажется, чего уж проще ответить, как, например, отл ичить главную улицу или дорогу от второстепенной. Но не тут-то было. — Главная улица, это которая за городом продолжается как шоссейная дорога, — убежденно заявляет экзаменующийся. Сообразив по натянутому молчанию инспектора ГАИ, что не угадал, он продолжает фантазировать: — Проезд будет главным, если имеет большее транспортное значение, чем пересекающие. В общем, если на улице более интенсивное движение, то она более главная. «Опять мимо», — уныло констатирует экзаменующийся. На выручку пытается прийти сосед. Вспомнив школьные годы, он тайком от инспекторов старается подсказать, что главной является дорога или улица с любым покрытием по отношению к не имеющим его, а если покрытие есть и на пересекающей улице, то только дорожные знаки говорят, котор ая из них главная. Но неудачник лишь растерянно моргает глазами и выдает новый экспромт: — Главная, это улица, соединяющая центр с площадями. — К акжевы разберетесь во всем этом в незнакомом городе? — интересуется экзаменатор. — А вам на каждом перекрестке нужно знать, кто тут имеет преимущественное право проезда. — На Т-образном перекрестке разберусь, — обещает неудачник. — Тут, кто едет по улице с продолжением в обе. стороны, тот и главный. — Нет в правилах движения Т-образных перекрестков. — Как же так? Ведь перекрестки бывают Т-образные, Х-образные, У-образные, а площади — многоугольные, овальные, круглые... — Ничего этого нет в правилах. — удрученно качает головой инспектор. Почему человек на экзамене декларирует все эти небылицы? Ведь додуматься до такого сложнее, чем запомнить простые, точные и краткие определенияправил. Потому что, переусердствовав, он готовился не столько по тексту правил, сколько по разным пособиям, их толкующим, j А авторы пособий бывают разными. Большинство добросовестно, с глубоким знанием дела выполняют поставленную перед собой задачу, но случается и другое... Все несуразные ответы на изображенном нами экзамене не выдумка. Они целиком взяты из брошюры «Вождение мотоцикла в сложных условиях». написанной И. Г. Зотовым и выпущенной в свет в прошлом году тиражом в 200 тысяч экземпляров издательством ДОСААФ. Чувствуется,, что, в зявшись за этот труд, автор не удосуж ился вникнуть в текст новых Правил дорожного движения (хотя кое-где на них и ссылается) и принялся по памяти сочинять учебник для новичков, наполненный мешаниной из покрытых пылью премудростей и устаревших установлений. У человека могут быть разные чудачества. Всем новшествам он может предпочитать старинную мебель и древние часы с кукушкой. Это, в конце концов, его личное дело, и тут он вправе отстаивать свои симпатии. Но когда речь заходит о правилах и безопасности движения, подобные чудачества уже не безобидны. Число мотоциклистов в стране перевалило за 10' миллионов. Большинство из них обучалось и экзаменовалось в прошлые годы по старым правилам. Однако уже почти полтора года в стране действуют новые Правила дорожного движения. И, с тараясь не отстать от жизни, мотоциклисты изучают их. К сожалению, и по И. Зотову. А в правилах движения любые неточности грозят большой бедой. За примерами дело не станет. Недавно в Мурманской области судили мотоциклиста Н. А. Бачурина, не умевшего отличить главную улицу от второстепенной. Народный суд Печенгского района был вынужден написать в частном определении: «...совершению данного преступления способствовала брошюра автора И. Г. Зотова «Вождение мотоцикла в сложных условиях», которая издана Издательством ДОСААФ в то время, когда на территории Советского Союза действовали новые Правила дорожного движения... Бачурин, изучив данную брошюру в целях повышения водительского мастерства, совершил аварию, в результате которой погиб, человек...» К сожалению, и редакторы Э. Ф. Фролова и А. П. Козлова не сочли возможным помешать приверженности автора к старине. А в итоге получилось — хуже не придумаешь. Остается надеяться, что этот горький урок научит авторов и их редакторов более взыскательно относиться к сочинениям на тему о Правилах дорожного движения. Слишком уж это серьезный предмет. В. ИНДИНОформление Н. П. Бурлака Корректор М. И. ДунаевскаяЭ3092,Адрес редакции : Мосниа, К 92. Сретенка, 26.1.Телефоны: отдел наукиитехники — 295-92-71; отдел обучения и воспитания — 295 21-49; отделы безопасности движенияиобслуживания : спорта, т уризмаи массовой работы — 228-71-21; отдел писем — 221 G2-34; отдел оформления — 223-37-72. Р укописи не возвращаются. Сдано впроизв . 1.2.1974 г. Подписано ипеч . 28.2.1974 г. Тираж 2 350 000. Бум. 60 90\,. 2,5 бум . л. 5 печ. л. Цена 50 коп . Зан. 1940. Г-55009 Издательство ДОСААФ 3-я типография ВоениздатаЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 17 Правильные ответы — 1 , 7, 8, 10, 15, 17, 19, 2 1 , 23, 26. I. По новому ГОСТу на дорожные знаки (10807—71) запрещает остановку не знак, показанный под буквой Б, к ак это было прежде, а знак под буквой А. Его порядковый номер — 2.22 «Остановка запрещена» (пункт 26). II. Этим знаком ограничен общий фактический вес транспортного средства (включая вес пассажиров и груза). Если речь идет не об одиночном автомобиле или тягаче с полуприцепом, а о составе транспортных средств (скажем, при буксировке неисправной машины, одного или нескольких прицепов), то общий вес любой части этого состава не может быть больше указанного на знаке (пункт 26, 2.11). III. В отличие от прежних Правил пересекать сплошную и прерывистую линии продольной разметки со стороны прерывистой теперь можно не только при обгоне, объезде и развороте, но и для поворота (пункт 41). IV. Стрелка в дополнительной секции светофора разрешает движение только в указываемом ею направлении, в данном случае — прямо. -Для поворота налево надо ожидать зеленого сигнала (пункт 54). V. З аписьв Правилах о том, что «если ширина проезжей части недостаточна для разворота из крайнего левого положения, его, к ак исключение, р азрешается производить от правого края проезжей части», нельзя понимать как необходимость разворачиваться только таким способом. Можно развернуться ис применением заднего хода (пункт 88). VI. Водитель остановился неправильно: на проезжей части (у ее края) можно останавливаться только при отсутствии обочин (пункт 96). VII. Если бы на пути водителя не было второй стоп-линий, он мог бы закончить маневр при любом сигнале светофора Б. Но в данном случае (при нанесенной стоплиний) его сигналам надо подчиняться (пункт 106). VIII. Гравий — один из типов покрытия проезжей части, к ак асфальт, бетон и т. д. Поэтому гравийная дорога по отношению к грунтовой является главной (пункт 110). IX. Ныне звуковые сигналы нельзя подавать в любых населенных пунктах, а не только в городах, к ак было прежде (пункт 72). X. Любые транспортные средства, которые не могут выдерживать скорость выше 30 км/час или им это запрещено Правилами, обязаны двигаться только по правой крайней полосе проезжей части (пункт 81).Зарупём4 • апрель • 1974