Зан ашу Советскую Родину!За4рулёмРоэ/сдено соревнованием• апрель • 1974Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Ордена Красного Знамени ДОСААФ СССР Издается с 1928 годаПЯТИЛЕТКЕУДАРНЫЙ ТРУДЕ. Г. ТРУБИЦЫН, министр автомобильного транспорта РСФСР На трудовой вахте Родины — апрель, открывший второй квартал четвертого, определяющего года пятилетки. В истекшие месяцы все мы еще и еще раз убедились, что опубликованные в январе Обращение Центрального Комитета КПСС к партии, к советскому народу и постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании работников промышленности, строительства и транспорта за досрочное выполнение народнохозяйственного плана на 1974 год» вызвали у советских людей новый прилив творческой энергии и как мощное эхо отозвались выполнением и перевыполнением напряженных обязательств, встречных планов — коллективных и личных. Призыв партии и правительства «Продолжить соревнование в четвертом году пятилетки под лозунгом — дать продукции больше, лучшего качества, с меньшими затратами» горячо поддержан многочисленной армией водителей, инженерно-техническими работниками автомобильного транспорта общего пользования страны. Предварительные итоги ударного труда за три месяца определяющего года пятилетки показывают, что большинство коллективов автотранспортных предприятий успешно справляется с повышенными социалистическими обязательствами. В эти апрельские дни работники автомобильного транспорта, как и все советские люди, свои достижения посвящают сто четвертой годовщине со дня рождения основателя нашей партии и Советского государства Владимира Ильича Ленина. Выполняя заветы великого Ленина, наша партия всегда отводила автомобильному транспорту подобающее место в жизни страны. Еще Маркс рассматривал транспорт в качестве одной из сфер материального производства, называл его «транспортной промышленностью», исходя из того, что продукт только тогда готов к использованию, только тогда реализует свои свойства, когда доставлен к месту потребления. В. И. Ленин с первых лет советской власти требовал все без исключения имеющиеся автомобили в стране мобилизовать на оборону Советского государства, на обеспечение хозяйственного строительства. Что же можно сказать о сегодняшнем дне? Сейчас, когда чрезвычайно развились и окрепли экономические и культурные связи между союзными республиками и всеми районами СССР, когда буквально на глазах растет наша многоотраслевая экономика, расширяются кооперирование и специализация производства, внутренний и внешний товарооборот, международные экономические связи, неизмеримо возрастает и роль автомобильного транспорта, как наиболее маневренного в единой транспортной системе государства. Все это нашло отражение в исторических решениях XXIV съезда КПСС. Четыре пятых всего объема перевозок в стране приходится на плечи автомобилей. Основная нагрузка ложится на автотранспорт общего пользования. За 1971—1975 годы объем его перевозок должен увеличиться в 1,6 раза, почти такого же роста достигнут перевозки пассажиров, выполняемые автобусами общего пользования. Для таксомоторов увеличение запланировано в 2,2 раза1 Причем около 80% прироста транспортной продукции должно быть получено на основе лучшего использования подвижного состава, резкого увеличения производительности труда. Развиваясь в тесной связи с другими видами транспорта, с промышленным и сельскохозяйственным производством, строительством, автотранспорт общего пользования успешно справляется с плановыми заданиями. Ощутимых результатов он достиг в третьем, решающем году пятилетки. Вот лишь один показатель: с 64,2 миллиарда тонно-километров в 1970 году грузооборот автотранспорта общего пользования в 1973 году возрос до 80,3 миллиарда тоннокилометров — более чем на 25 процентов. Работники автотранспорта Российской Федерации в целом выдерживают заданный пятилетним планом темп. Объем перевозок в 1973 году превысил 2 миллиарда тонн, что на 15% выше, чем за тот же период позапрошлого года. Грузооборот же вырос, соответственно, на 16%, составив 36,2 миллиарда тонно-километров. Хорошо потрудились в прошедшем году коллективы Московского, Вологодского, Краснодарского, Пензенского, Калмыцкого, ЮжноУральского и многих других транспортных управлений. Большинство из 78 транспортных управлений нашего министерства справилось с объемом грузо-В НОМЕРЕ:Рождено соревнованиемНачальная военная подготовка. И зучающим мотоциклВ организациях ДОСААФ В «Клубе -Автолюбитель*: еще раз об электронном зажиганиии советы владельцам «жигулей-» Зеленая волнаСойотская техникаСлужба сервисаК50-летию советского автомобилестроения »Новости, события, факты В мире моторов Советы бывалыхС право иная служб а По поводу одной брошюрапервой странице обложки — п амятник В. И. Ленину в Тбилиси.Фото Л. РаскинаИ з дате л ьс г во (П\ДОСА АФ,М ос к ва-За рулём», 1974 г. Роэ/сдено соревнованиемвых и пассажирских перевозок, предусмотренным плановыми заданиями. Передовые коллективы, в частности автоколонна № 1197 Краснодарского транспортного управления, Богородское производственное объединение грузового автотранспорта Волго-Вятского территориального транспортного управления, Беловское ордена Трудового Красного Знамени пассажирское автопредприятие Кемеровского транспортного управления, бригада водителей Курганского грузового автопредприятия № 1 (бригадир т. Голощапов) Курганского транспортного управления, выступили инициаторами социалистического соревнования в 1974 году и приняли^стречные планы по его досрочному завершению. Инициатива нашла всестороннюю поддержку других коллективов министерства, которые хорошо понимают, что выполнение и перевыполнение плана нынешнего года будет иметь определяющее значение для успешного завершения девятой пятилетки. А задачи четвертого, определяющего немалые. Планом предусмотрено увеличить по министерству грузооборот в сравнении с 1973 годом на 7,7 процента, пассажирооборот — на 12,6, производительность труда — на 5,3 процента. Обобщение встречных обязательств дает основание рассчитывать, что сверх плана будет перевезено 36,2 миллиона тонн грузов при грузообороте 359,1 миллиона тонно-километров, выполнено 519 миллиардов пассажиро-километров, 162 миллиона платных километров. Новые трудовые почины, настойчивый поиск и приведение в действие внутренних резервов, внедрение в транспортный процесс прогрессивных форм перевозок — вот что определяет успех дела. Остановлюсь на некоторых начинаниях, рожденных в ходе социалистического соревнования. Как ив прошлом году, широкого размаха достигло сегодня движение за внедрение бригадного метода работы водителей. Повсеместно развернулось соревнование за звание «Лучшая бригада 1974 года». В чем преимущество бригадного метода? Принципиальная схема работы водительских бригад грузовых предприятий сводится к1 следующему. За бригадой (как правило, она включает 10—15 шоферов) закрепляются однотипные автомобили примерно одинакового технического состояния. Предусматривается сменность — две смены в течение рабочей недели. Бригадиров обычно администрация не назначает — их выбирают сами водители из наиболее опытных и авторитетных товарищей. Каждую бригаду прикрепляют к определенному объекту, например строительному. Бригадиры выступают представителями автотранспортного предприятия перед грузоотправителями, предъявляют к ним требования по организации погрузочноразгрузочных работ, содержанию подъездных путей, оформлению перевозочных документов. Для оперативного руководства и контроля, связи с диспетчерскими пунктами на автомобилях бригадиров устанавливают радиостанции. До каждой бригады доводятся плановые задания на день, месяц, квартал и год, в которых указаны объекты перевозок, количество грузов и тонно-кило2 метров, а также коэффициент выпуска автомобилей, режим работы. При этом объем перевозок для всей бригады определяется аккордно. Нередко члены бригады работают на многосменных автомобилях экипажами по одному путевому листу. Порой не бывает закрепления водителей за автомобилями, но при этом сохраняется индивидуальный учет расхода топлива, шин и даже эксплуатационных материалов. Зарплата и материальное поощрение во многих бригадах распределяется поровну. Этим устраняется желание выбирать «выгодные» рейсы. Если у когото автомобиль сошел с линии или кто-то не смог работать в данную смену, задание бригада все равно выполнит — поможет закон товарищества. Сейчас в РСФСР действует свыше 16 тысяч бригад. Этот прогрессивный метод обеспечивает коллективную ответственность, взаимопомощь, передачу опыта, укрепляет дисциплину. В результате увеличивается пребывание машин на линии, растет выработка на списочную тонну грузоподъемности ив целом производительность труда шоферов. Одним из самых массовых стало движение за досрочное выполнение личных планов, начатое автотранспортниками Москвы и Ленинграда. В Горьковской области -около 3 тысяч водителей соревнуются под девизом «Пятилетку в 3,5 года!». Обязательства автотранспортников Воронежской области: «Пятидневное задание — за четыре дня, пятилетку — за четыре года!». В Российской Федерации введен в действие Трудовой паспорт участника социалистического соревнования за досрочное выполнение задания пятилетки. Теперь каждый водитель имеет при себе документ, где записывается марка и модель закрепленного за ним автомобиля, объем работы, маршрут, плановое задание и социалистическое обязательство на месяц, квартал, год и пятилетку. Здесь же отмечается и выполнение обязательств. Водители достойно оценили введение Трудового паспорта, который дает возможность постоянно следить за результатами своего труда, сравнивая их, улучшать работу, вносить поправки в обязательства. В постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ о Всесоюзном социалистическом соревновании записаны требования, обращенные непосредственно к работникам автомобильного транспорта. Их внимание обращается на необходимость дальнейшего расширения прогрессивных методов перевозок, внедрение в практику достижений науки и техники, опыта передовиков, на необходимость резкого сокращения нерациональных перевозок, простоев транс: портных средств, повышения коэффициента сменности их работы. Чтобы выполнить эти требования, предстоит очень многое сделать. Думается, что при всех усилиях, которые мы предпринимаем, прогрессивные формы работы внедряются еще недостаточно настойчиво. Это касается прежде всего централизованных перевозок. Что они дают? Лучший ответ на этот вопрос — результаты умелого их применения. Павловский автотранспортный комбинат Волго-Вятского территориального транспортного управления установил с постоянными клиентами — отправителями и получателями груза — такие договорные отношения, при которых комбинат забирает грузы на ответственное хранение и доставляет их владельцу оптимальными порциями. Это позволяет более оперативно маневрировать подвижным составом, сократить объем заполнения разного рода накладных и других путевых документов, а главное — обойтись меньшим числом людей. Несколько цифр. Раньше на железнодорожной станции «Металлист», которая обслуживается комбинатом, было занято 370 рабочих и 200 автомобилей. В 1973 году объем переработки грузов по сравнению с 1971 годом возрос здесь в 2,5 раза, и, несмотря на это, число работающих снизилось до 127, а количество автомобилей — до 80. Простои же вагонов под погрузкой и выгрузкой по сравнению с первым годом пятилетки сократились в 3,5 раза. Опыт Павловского автокомбината используется многими автотранспортными предприятиями республики. Объем централизованных перевозок в Краснодарском, Рязанском, Южно-Уральском, Ярославском, Кировском, Татарском транспортных управлениях составляет ныне 83—85 процентов общего объема перевозок. Это очень высокий показатель. А в целом объем централизованных перевозок в системе нашего министерства увеличился в прошлом году почти на 13 процентов. Однако не везде руководители автотранспортных предприятий проявляют должную заботу о расширении этой прогрессивной формы использования подвижного состава. Серьезные недостатки в ее организации имеются в Оренбургском, Омском, Тюменском и других управлениях. Обратимся еще к одному резерву эффективного использования подвижного состава — повышению коэффициента сменности работы. По нашему министерству в 1973 году автомобили были заняты 9,9 часа в сутки. Иначе говоря, работали практически в одну смену. Для увеличения сменности необходимо постоянно улучшать всю организацию погрузочно-разгрузочных работ. А это касается не только автотранспортников, но и работников промышленных предприятий, строек, различных баз и складов. В нынешнем году предпринимается ряд новых серьезных мер к снижению порожних пробегов, наносящих большой ущерб народному хозяйству. В самом деле, когда современный большегрузный автомобиль десятки, а то и сотни километров бежит порожняком — это преступное расточительство рабочего времени, моторесурса, топлива, смазочных материалов. Какие это меры? В республике расширяется сеть специальных пунктов по загрузке автомобилей, следующих порожняком в попутном направлении; создаются новые притрассовые базы и склады, где грузы комплектуются по направлениям к получателям. Важный резерв улучшения использования автомобильного парка — в ра-