СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКАвместо 4,125), а также коробкой передач с передаточными числами, как у ЗАЗ-966В. Таким образом, за счет снижения Максимальной скорости достигнуто улучшение тяговых качеств. В отличие от упомянутых двух моделей ЗАЗ-968Р снабжен 30-сильным двигателем, но коробкой от ЗАЗ-968. Модификации ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р оборудованы автоматическим электромагнитным сцеплением и электроаппаратурой для управления им, в то время как у ЗАЗ-968Б2 — сцепление обычного типа. Что нового у этих автомобилей? Помимо усовершенствований, перечисленных для ЗАЗ-968, машины с ручным управлением образца 1974 года отличаются следующим. Первое — новое, унифицированное реле РС701А управления автоматическим сцеплением у ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Р. Оно сокращает пробуксовку и, следовательно, замедляет износ частиц магнитного порошка, одновременно уменьшая и подгорание контактов (у них теперь устранена вибрация). Попутно замечу, что на ЗАЗ-968Р теперь нет ограничителя оборотов двигателя. Второе — новая система ручного привода к гидравлическим тормозам на ЗАЗ-968Б и ЗАЗ-968Б2, которая позволяет водителю удобнее разместиться. Третье — на ЗАЗ-968Р управление включением третьей передачи сделано ручным (вместо прежнего ножного) — от рычага. Четвертое — введен объединенный кронштейн микропереключателей на педали акселератора. После освоения модели «968А» завод будет ставить 40-сильные двигатели на все модификации с ручным управлением (см. таблицу): сначала на ЗАЗ-968Б2, а затем на ЗАЗ-968Б, которые получат соответственно индексы ЗАЗ-968АБ2 и ЗАЗ-968АБ. Мы планируем уже в нынешнем году почти половину машин с ручным управлением комплектовать 40-сильными двигателями. Что касается основной модели «968А», на которую нам предстоит перейти, то она помимо того, о чем я уже сказал, будет оборудована более комфортабельными, чем у ЗАЗ-968, сиденьями. На передних будет установлено устройство, фиксирующее их от опрокидывания вперед в случае столкновения. Среди других элементов пассивной безопасности, которые мы намечаем внедг рить, следует назвать раздельный гидропривод передних и задних тормозов, безопасные ручки и замки дверей, складывающееся наружное зеркало. Это означает, что ЗАЗ-968А практически будет отвечать всем требованиям по безопасности, действующим как внутри страны, так и за рубежом. В заключение несколько слов о производстве «запорожцев». Выпуск машин на «Коммунаре» ежегодно увеличивается в среднем на 15 процентов. В 1975 году, последнем году девятой пятилетки, нам предстоит выйти на проектную мощность. В. СТЕШЕНКО, главный конструктор завода «Коммунар» г. Запорожье3IIМного лет выпускаются мотороллеры «Вятка», завоевавшие признание среди мотолюбителей. Современная «Вятка» благодаря непрерывному совершенствованию конструкции неузнаваемо отличается от первых моделей не только внешностью, но и технической характеристикой. В прошлом году, как уже сообщалось («За рулем», 1973, № 7), на этом мотороллере впервые в отечественном мотоциклостроении была серийно применена электронная система зажигания. С начала нынешнего года в конструкцию машины были внедрены и другие усовершенствования, и мотороллер получил название «Вятка-3-электрон». Об основных усовершенствованиях новой модели рассказывает старейший работник Вятско-Полянского завода инженер Л. Я. ИХЛЕВ. Общее представление о «Вятке-3» можно составить по публикуемой фотографии.Двигатель приобрел еще одну лошадиную силу (теперь их семь), добавившую мотороллеру в скорости еще 10 км/час. и он развивает 80 км/час. Последнее обстоятельство, мы полагаем, будет приятно молодым людям, которым по душе скорость, и всем, кто любит дальние туристские поездки. Однако этим достоинства нового мотора не ограничиваются. Водители, живущие в сельской местности, больше скорости ценят тяговые качества машины. Они знают, что, чем выше крутящий момент, передаваемый на заднее (ведущее) колесо, и чем ниже обороты двигателя при этом, тем легче ездить по плохим дорогам, преодолевать подъемы, песок, грязь, снег, так как реже требуется переключать передачи. Они будут рады узнать, что крутящий момент двигателя у «Вятки-3» больше на 10 процентов, и это заметно сказалось на характере машины. Благодаря автономному охлаждению двигателя вентилятором и отсутствию контактов в системе зажигания, подверженных загрязнению и обгоранию, мотороллер может долго двигаться на низших передачах, не перегреваясь и не теряя мощности. В этом его большое преимущество. Несмотря на увеличение мощности и скорости, расход бензина практически не вырос, а на некоторых режимах движения даже сократился. Удалось сохранить и плавность нарастания мощности по мере увеличения оборотов, а также хорошую приемистость. Что касается изменений экипажной части, то они направлены на улучшение эксплуатационных качеств и наружности мотороллера, на повышение удобств. Если раньше, например, фонари указателей поворота, установленные на концах руля, страдали иногда при падении мотороллера, то теперь они вне опасности, поскольку находятся на переднем щите. На задней части.капота сделаны дополнительные отражатели света. Откидывающееся вперед новое, более удобное сиденье, усовершенствованный настил пола, поглощающий вибрацию, увеличенный объем переднего багажника и вещевой крючок, грязезащитный щиток переднего колеса измененной формы и окантовка переднего щита, дистанционное управление бензокраником — таковы остальные отличия новой модели. Большая их часть продиктована пожеланиями поклонников наших машин. Испытания подтвердили, что «Электрон» во многом превосходит предшественника, и мы уверены, что круг потребителей мотороллеров «Вятка» расширится. Это тем более вероятно, что машина подешевела на 30 рублей и стоит 270 рублей.Боковые отражатели света помогают водителю машины, выезжающей сбоку, вовремя увидеть мотороллер..____,^^„^__^*Г**^Н^в^1Я1^аН4Большой передний багажник и крючок для сумки позволяют перевозить больше вещей.