Д орога на ЮгслужбаХроника спартакиад«Из печати известно, что уже приняла старт• V I Спартакиада народов СССР, в программу которой включены и военно-технические виды спорта, — пишет в редакцию' Г. Садыков из города Мары Туркменской ССР. — Какие автомобильные и мотоциклетные соревнования входили в предыдущие спартакиады?» По военно-техническим видам спорта сначала проводились самостоятельные Всесоюзные спартакиады. Первую из них ЦК ДОСААФ СССР и ЦК ВЛКСМ организовали в 1958 году. Она посвящалась 40-летию Ленинского комсомола. В ее программе были 3 вида соревнований — по авторалли, мотокроссу и автомоделизму. В них стартовало около 78 тысяч участников. Через три года состоялись финальные соревнования второй Спартакиады ДОСААФ по военно-техническим видам спорта. Они определили чемпионов по 6 видам: мотокроссу, мотомногоборью, мотоциклетным гонкам на ипподроме и гаревой дорожке, авторалли и автомоделизму. Число участников возросло до 780 тысяч. Следующая, третья по счету, Спартакиада проводилась в 1964—1965 годах. Она включала уже 11 видов автомобильных и мотоциклетных соревнований. Вместе с так называемыми олимпийскими соревнованиями военно-технический спорт был представлен на IV Спартакиаде народов СССР, посвященной 50-летию Советской власти (1967 год). В авторалли, автодвоеборье, картинге, мотокроссе, мотомногоборье и спидвее стартовало более 1,5 миллиона участников. И наконец, пятая Всесоюзная спартакиада по военно-техническим видам спорта, которая состоялась в 1970 году. Она посвящалась 100-летию со дня рождения В. И. Ленина и включала 12 автомобильных и мотоциклетных соревнований. Программа начавшейся Спартакиады народов СССР тоже комплексная: в ней наряду с олимпийскими видами спорта представлены военно-технические, в том числе 15 автомобильных и мотоциклетных соревнований, а также автомоделизм.«В каком состоянии находится строительство автомагистрали Москва — Калуга — Брянск — Севск, когда по ней откроется сквозное движение?»— спрашивает А. Володченко из Калужской области. Отвечает «Главдорстрой» Министерства транспортного строительства СССР. Чтобы ввести в эксплуатацию автомагистраль Москва — Калуга — Брянск — Севск, необходимо достроить 79 километров дороги между Калугой и Брянском. Из них участок длиной 7 километров будет введен в эксплуатацию в текущем году. Остальные 72 километра на участке Сухиничи — Брянск будут завершены в 1975 году. Тогда и станет возможным сквозное движение по новой магистрали.Специальность «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог» есть только в автотранспортных техникумах, находящихся в Майкопе, Костроме, Красноярске, Петрозаводске, Уфе и Челябинске. Автомобильно-дорожные техникумы Специальности: строительство и эксплуатация автомобильных дорог; дорожные машины и оборудование; техническое обслуживание и ремонт автомобилей. РСФСР, г. Астрахань, ул. Тургенева, 4; г. Боровичи (Новгородская область), Красноармейская ул., 2а; г. Москва, Бакунинская ул., 81/55; г. Свердловск, пр. Ленина, 9 1 ; г. Томск, ул. К. Маркса, 19. У краинскаяССР . г. Бар (Винницкая область), ул. Пролетарская, 6; г. Ж и ­ томир, ул. К. Маркса, 4; г. Львов, ул. Ленина, 2; г. Одесса, ул. им. 1905 г., 6; г. Харьков, ул. Котельниковская, 3. Узбекская ССР . г. Бухара, ул. Абая, 10; г. Коканд, ул. Ленина, 145; г. Нукус, ул. Берег-Кизкеткен. Молдавская ССР . г. Кишинев, ул. Старово, 3 1 . Киргизская ССР. г. Фрунзе, пр. Мира, 52. Армянская ССР. г. Ереван, пр. Орджоникидзе, 27. Автомеханические техникумы Специальности: эксплуатация автомобильного транспорта; техническое обслуживание и ремонт автомобилей; планирование на автомобильном транспорте. Р СФСР , г. Москва, 1-й Амбулаторный пер., 8. Казахская ССР. г. Семипалатинск, ул. Жданова, 70; г. Чимкент,ул. Космонавтов, 5 1 .Самый быстрый мотоциклС. Сториченко из Харькова спрашивает, чему равен в настоящее время абсолютный рекорд скорости на мотоцикле. Последний официально зарегистрированный абсолютный мировой рекорд скорости на мотоцикле установлен в 1962 году на Бонневильском солончаковом плато в США. Автор его — американец В. Джонсон на специальном мотоцикле с мотором «Триумф» (667 см1. 7 0 — 7 5 л. с.) развил скорость 361,41 км/час. Более высокий результат — 395,17 км/час показал в 1966 году земляк Джонсона — В. Леппан на мотоцикле «Джайронаут» (см. рисунок) с сигарообразным корпусом, гонщик располагается в нем почти горизонтально. За спинкой сиденья — два 650-кубовых двигателя «Триумф» общей мощностью 140 л. с.Сорок пять лет назад«Хотелось бы узнать, — обращается к нам шофер Н. Усманов из Красноярска, — с какого времени на отечественных автомобилях началось применение вакуумных усилителей в приводе тормозов». Впервые усилитель (его называли тогда сервомеханизмом) тормозов нашел применение на отечественных автомобилях в 1929 году, то есть 45 лет назад. Такое устройство, использующее разрежение (вакуум) во впускной трубе двигателя для увеличения усилия в приводе тормозов, сначала ставили на тяжелых грузовиках Ярославского автозавода (Я-5, а затем — ЯГ-3, ЯГ-5, ЯГ-6, ЯС-1, ЯС-3, ЯГ-10), а позже на трехосном грузовике ЗИС-6 (с 1934 года), легковом автомобиле ЗИС-101 (с 1936 года) и автобусе ЗИС-16 (с 1938 года). С появлением гидравлического привода тормозов начали применять так называемые гидровакуумные усилители («гидроваки»). На отечественных автомобилях они появились в 50-е годы: на седельном тягаче ГАЗ-51П (с 1956 года), автобусе ПАЗ-652Б (с 1958 года) и легковом автомобиле ГАЗ-13 «Чайка» (с 1959 года).Результат Леппана, однако, не утвержден как мировой рекорд и считается только всеамериканским, т аккак на заездах не было спортивного комиссара Международной мотоциклетной федерации (ФИМ).Куда пойти учитьсяЧитатели В. Иванов из г. Брянска, К. Захаров из г. Тюмени, В. Измайловский из г. Чернигова и многие другие просят сообщить адреса автотранспортных, автодорожных и автомеханических техникумов. Публикуем перечень этих учебных заведений. Автотранспортные техникумы Специальности: техническое обслуживание и ремонт автомобилей; эксплуатация автомобильного транспорта; строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Р СФСР , г. Великий Устюг (Вологод екая область), ул. Покровского, 13; пос Васильево (Татарская АССР. Зеленодоль ский район), ул. Ленина, 75; г. Горький ул. Невзоровой, 34; г. Иваново, Лет ная ул., 8 1 ; г. Кострома, ул. Больничная 40; г. Красноярск, ул. Калинина, 82: г. Кунгур (Пермская область), ул. Про свещения, 9; г. Ленинград, наб. р. Мойки 108; г. Майкоп, ул. Первомайская, 210; г. Новосибирск, ул. Якушева. 3 1 ; г. Новочеркасск, ул. Декабристов, 72; г. Омск ул. Гагарина, 10; г. Оренбург, ул. Кичи гина, 4; г. Смоленск, ул. Гарабурды,, 13; г. Петрозаводск, Первомайский пр., 110: г. Тамбов, ул. К. Маркса, 153; г. Тучкове (Московская область); г. Челябинск, ул Ф. Энгельса, 79; г. Уфа, Омская ул., 9: г. Шебекино (Белгородская область); ул. Пушкина, 4. Украинская ССР . г. Горловка (Донецкая область), пр. Ленина, 5; г. Днепропетровск, по. Кирова, 111; г. Надворная (Ивано-Франковская область), ул. Ленина, 177; г. Ровно, ул. Виденская, 7; г. Симферополь, ул. Воровского, 16. Белорусская ССР . г. Бобруйск (Минская область), ул. К. Маркса, 68/54. Казахская ССР . г. Кустанай, ул. Введенского, 39; г. Целиноград, ул. Мира, 59.А мортизаторы «москвичей»Автолюбитель С. Минаев из Свердловска просит объяснить, почему на амортизаторах его автомобиля «Москвич-412» Ижевского завода перед номером детали стоит цифра- «408», а не «412». Прежде чем на Автозаводе имени Ленинского комсомола началось производство машин «Москвич-408», с конвейера некоторое время сходила переходная модель «403». Это был по существу «Москвич-407», но с двигателем и передней подвеской от новой тогда модели «408». На «Москвиче-403» применялись новые амортизаторы, которые в соответствии с моделью несли обозначение «403Э». Позже их стали ставить и на «Москвич-408». Для этой машины на АЗЛК разработали более эффективные амортизаторы, имевшие обозначение «408». Их намечали ставить как на модель «408», т аки на модель «412». Однако наладить производство таких амортизаторов в Москве не удалось. Когда Ижевский автозавод взялся за выпуск «москвичей-412», то для них он сразу же развернул изготовление амортизаторов с обозначением «408». Таким образом, машины Ижевского завода комплектуются амортизаторами модели «408», а автомобили АЗЛК — амортизаторами «403Э».БМВ, СААБ и другие«В журналах часто встречаются названия автомобильных марок БМВ, ДАФ, НСУ, СААБ и другие. Очевидно, эти слова представляют какие-то сокращения. Объясните, как их расшифровать», — просит нас группа студентов из г. Курска. Многие автомобильные фирмы избрали в качестве торговой марки для своих изделий аббревиатуру — сокращенное (по первым буквам слов) наименование полного титула фирмы. Приводим расшифровку наиболее распространенных из них. БМВ — «Байрише Моторен Верке» (понемецки — «Баварский моторный завод»). ДАФ — «Доорнс Аутомобил Фабрик» (по-голландски — «Автомобильная фабрика Доорна»). НСУ — «Некар-Сульмер Верке» (по-немецки — завод в г. Сульм на реке Некар). СААБ — «Свенска Аэроплан Акцие Болагет» (по-шведски — «Шведское авиационное акционерное общество»).39