12
13
ВАЗ-2101Проверьте исправность катушки зажигания. Вероятно, в ней замкнуты обмотки или пробита изоляция. Возможно также, что у диода Д8 мало обратное сопротивление. 15. Силовой ключ все время остается открытым. Где искать ошибку? Постоянно открытый силовой ключ — сигнал какой-то йеисправности в первичной цепи (со стороны обмотки дросселя Wi)- Ищите там ошибку в сборке или некондиционную деталь. 16. Прчему двигатель хорошо пускается, но не развивает оборотов? Причина, скорее всего, в неисправности диода Д7 (пробит, мало обратное сопротивление) или резистора Р18 (неверный номинал, внутренний обрыв). Эти дефекты легко обнаружить до установки блока на автомобиль, наблюдая форму напряжения на накопительных конденсаторах при помощи осциллографа (рис. 3). Можно и на месте замерить напряжение на этих конденсаторах вольтметром с пределами измерения не менее 300 ви потреблением не более 50 мка. «Плюс» прибора подключают к верхней по схеме обмотке конденсатора. Если блок исправен, стрелка резко отклонится до деления 200300 ви плавно вернется к нулю. 17. Выявились ли за прошедший с опубликования год какие-либо недостатки схемы, и если выявились, то как они устранены? Опыт эксплуатации большого числа электронных блрков, а также лабораторные исследования показали, что некоторые элементы схемы работают в весьма напряженных режимах. Чтобы повысить надежность этих узлов и всей системы, можно поставить резистор Р15 с мощностью рассеивания 0,25 вт ис сопротивлением, уменьшенным до 27 ом (МЛТ 0,25—27 ом ± 1 0 % ) . Аналогичные параметры резистора Р18 лучше взять в размере 2 вт и 430 ом (МЛТ 2—430 ом ± 1 0 % ) . Сопротивление резистора Р9 увеличьте до 300 ом (МЛТ 0,5—300 ом ± 1 0 % ) . Несколько измените схему включения транзистора ТЗ: его коллектор отключается от точки соединения транзистора Т4 с резистором Р15 и подключается к соединению резистора Р15 с концом обмотки дросселя Wi и анода диода Д4. Все эти, в общем незначительные, изменения уменьшат нагрев деталей блока, увеличат коэффициент их полезного действия и повысят надежность. 18. Как сделать переключатель с электронного на обычное зажигание? Для этого потребуется какой-либо стандартный переключатель на два положения и четыре направления (например, щеточный), рассчитанный на ток не менее б а. Электрическая схема подключения приведена на рис. 4. Запомните, что переключать зажигание с одной системы на другую можно только при неработающем двигателе. Иначе блок выйдет из строя. 19. Можно ли печатную плату блока изготовить из фольгированного гетинакса вместо рекомендованного фольгированного. стеклотекстолита? Да. Такая замена не повлияет на качество работы блока.иВАЗ-2103РЕГУЛИРУЕМБольшинство автолюбителей знает о том вредном влиянии, которое оказывает нарушение углов установки — развала и схождения • передних колес на — устойчивость и управляемость автомобиля, топливную экономичность и износ шин (о шинах, в частности, речь шла в мартовском номере журнала за 1973 год). В процессе эксплуатации положение колес изменяется вследствие естественного износа деталей подвески или повреждения их от ударов о препятствия на дороге. На «жигулях» при нормальной езде по хорошим дорогам углы установки колес остаются в норме на протяжении в среднем 10 тысяч километров. После такого пробега инструкция рекомендует проверять развал и схождение. Делается это на станциях обслуживания, имеющих специальные стенды (в стране их уже более 700), или же самостоятельно в соответствии с данными, имеющимися в инструкции. Из-за сильных ударов колес (к сожалению, нередких у многих машин) или после замены некоторых деталей подвески проверку и регулировку необходимо делать чаще. Иногда нет возможности сразу же прибегнуть к помощи станции, поэтому многие владельцы «жигулей» обращаются в редакцию с просьбой рассказать, как наиболее точно, без стенда можно проверить и отрегулировать углы установки передиих колес. Об одном из таких доступных методов рассказывает специалист по автомобилям ВАЗа инженер Л. П. ШУВАЛОВ.Для проверки углов установки колес требуются простейшие инструменты — линейка или штангенциркуль длиной не менее 100 мм, отвес (нить с грузом), шнур длиной около 3м — и горизонтальная площадка. Поскольку в большинстве случаев после проверки возникает необходимость регулировать углы, лучше эти работы проводить на эстакаде или осмотровой канаве, чтобы можно было добраться инструментом к переднему мосту автомобиля. Площадки, на которых будут стоять колеса, должны находиться в одной плоскости и располагаться горизонтально *. Следует учесть, что обеспечить правильные углы установки колес можно лишь тогда, когда стабильно положение самих колес во время движения. Поэтому развал и схождение проверяют, предварительно убедившись, что передняя подвеска и рулевое управление в полной исправности, что нет повышенных люфтов в их подвижных соединениях — подшипниках ступиц передних колес, шаровых опорах поворотных стоек, наконечниках рулевых тяг, втулках рычагов подвески и оси маятникового рычага. Кроме того, контролируют состояние резиновых втулок штанг задней подвески; подтягивают все точки крепления передней и задней подвесок, загрузив машину (320 кг). Затем проверяют крепление и состояние колес и шин, доведя давление в них до нормы (или на 0,1 атм больше, чем предписано инструкцией). Только после всего этого приступают к регулировке незагруженной машины. Вывесив передние колеса и поворачивая их, определяем и отмечаем мелом диаметрально противоположные точки равного биения на выступающих ча* Проверить горизонтальность площадки можно при помощи уровня или гибкой трубки, заполненной водой (см. «За рулем», 1968, № 3, стр. 14).стях боковин покрышек (рис. 1). Затем снимаем декоративные колпаки с передних колес и устанавливаем рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля, — спица его должна быть расположена горизонтально. Теперь поворачиваем передние колеса так, чтобы отмеченные ранее точки равного биения шин обоих колес располагались вертикально (рис. 2). Нажимая на бампер, прокатываем автомобиль вперед и назад, чтобы исключить влияние опор на положение колес. Наконец можно приступить к определению угла развала колес. Для этого подведем к Еерхней части шины отвес (рис. 3) и измерим линейкой расстояния «а» и «Ь» между его нитью и ободом в нижней и верхней точках колес. Если разность полученных величин (Ь—а) находится в пределах от 1 до 5 мм — значит угол развала колес в норме. Разность менее 1 мм указывает на то, что угол недостаточен. Чтобы увеличить его, следует удалить нужное количество регулировочных прокладок (шайб), расположенных между осью нижнего рычага подвески и поперечиной, предварительно ослабив две гайки крепления. При чрезмерном угле развала (Ь—а больше 5 мм) нужно добавлять шайбы. Запомните, что изменение их суммарной толщины должно быть одинаковым под передним и под задним болтом. В противном случае нарушится продольный угол, на который наклоняется ось поворота колеса, и в результате автомобиль будет тянуть в сторону. Проверив и отрегулировав развал передних колес, определим угол их схождения. Для этого установим автомобиль так, чтобы отмеченные ранее (см. рис. 1) точки 1 (рис. 4) равного биения шин были расположены в горизонтальной плоскости. Рулевое колесо, как и прежде, — в положении прямолинейного движения.12 ВАЗ-2101иВАЗ-2103РАЗВАЛ И СХОЖДЕНИЕПриглашаем помощника и натягиваем с ним шнур на уровне осей переднего и заднего колес, следя за тем, чтобы он без изгиба касался точек 1 на переднем колесе. В этом положении измеряем линейкой расстояние «с» от шнура (заменяющего в данном случае луч света или линейку стенда) до передней части боковины покрышки заднего колеса. На автомобилях, выпущенных до 17 ноября 1971 года с поворотным рычагом старой конфигурации (рис. 5, а), расстояние «с» должно составлять 52—58 мм, а на автомобилях, выпущенных позже, с новым рычагом (рис. 5, б) — 26—32 мм. В случаях, когда «с» выходит из указанных пределов, определим таким же образом схождение колес на другой стороне автомобиля. Если сумма величин «с», замеренных с обеих сторон машины, соответствует удвоенному требуемому значению (соответственно 104116 мм или 52—64 мм), а спица рулевого колеса во время прямолинейного движения автомобиля находится под небольшим углом (до 15—20°) к горизонтали, схождение можно не регулировать. Если же величина, равная «2с», не укладывается в указанные пределы или спица располагается под большим углом, необходимо обеспечить требуемое схождение регулировкой. Как известно из инструкции, это достигается вращением резьбовых муфт у обеих рулевых тяг после ослабления их упругих зажимов (рис. 6). Результат регулировки будет более точным, если перед окончательным закреплением зажимов вращать муфты в сторону удлинения крайних тяг. Случается, что изменить длину тяг не удается. Причина — загрязнена резьба или наконечник и тяга упираются один в другую. Тогда надо снять муфты и очистить резьбу или укоротить наконечник и тяги на нужную величину. И еще один совет. Затягивая зажимы муфт, не применяйте чрезмерных усилий, а стыки муфт располагайте так, чтобы концы болтов не смотрели вперед. Это исключит задевание их о нижний рычаг подвески. Закончив регулировку, еще раз проверим ее результаты. Следует иметь в виду, что изменение развала передних колес всегда вызывает нарушение их схождения. Поэтому, если нет видимого изменения развала, то достаточно периодически проверять только схождение. Затратив на это всего 10—15 минут, вы можете вовремя обнаружить неисправность и предотвратить ее плачевные последствия. Рекомендуемый метод проверки схождения и развала передних колес можно применять на всех легковых автомобилях. Различие лишь в измеряемых величинах, которые для ВАЗ-2101, «2102» и «2103» были найдены расчетным путем и подтверждены экспериментами. Двухлетняя практическая проверка этого метода на «жигулях» показала, что он дает хорошие результаты.Рис. 1. Определение биения колеса.точекравногоРис. 2. Положение колеса при проверке развала.Рис. 3. Определение развала колес: 1 — поперечина; 2 — регулировочные шайбы; 3 — нижний рычаг; 4 — отвес; 5 — шина колеса; 6 — верхний рычаг; а иb — расстояния от нити до закраин обода. Рис. 6. Регулировка длины крайних рулевых тяг: 1 — наконечник; 2 — зажимы; 3 — муфта; 4 — тяга.Рис. 4. Определение схождения колес: 1 — точки равного биения; 2 — шнур; 3 — линейка; с — расстояние от шнура до передней части боковины покрышки заднего колеса.<Рис. 5. Поворотные рычаги (а) и новой (б) конфигурации. старой«