В организацияхДОСААФВ мае состоится очередной пленум Центрального комитета ДОСААФ СССР, который обсудит вопросы повышения качества подготовки технических специалистов в учебных организациях оборонного Общества, выработает меры по улучшению обучения и военно-патриотического воспитания молодежи, готовящейся к службе в Советских Вооруженных Силах. На этих страницах мы помещаем статью начальника Таганрогского образцового автомотоклуба Ю. Бувалко. Он рассказывает о том, как практически достигаются высокие показатели в подготовке водителей.ЧТО СТОИТ ЗА СРЕДНИМ БАЛЛОМ% Гудят «моторы», внимательно следят курсанты за словами команд, вспыхивающими на табло, — идут занятия на тренажерах. • Урок в классе программированного обучения ведет Михаил Алексеевич Набоков. • Будущему автомобилисту надо не только знать устройство автомобиля, но и уметь самостоятельно разобрать и собрать любой узел, устранить неисправность. Этому учат на практических занятиях. Фото Б. Датнова В организацияхДОСААФсурс автомобилей ив определенной мере страхуют от ошибок на дорогах. Уже сейчас видно, что занятия в классе тренажеров — одни из самых продуктивных. Конечно, тренажерная подготовка — лишь первый шаг в практике вождения. Потом — автодром, улицы города, движение в сложных дорожных условиях. Только после этого можно быть уверенным, что наши питомцы получили все необходимое для работы за рулем. Последнее слово, разумеется, — за людьми, педагогами, за их знаниями, методическим мастерством, увлеченностью, любовью к делу. Таких в клубе немало. Один из них — Михаил Алексеевич Набоков. С техникой он близок с семнадцати лет, с тех пор, как еще парнишкой поступил в авиационный техникум. Когда закончил его — уже шла война. И Михаил Алексеевич, надев военную форму, не снимал ее до 1946 года. С 1960 года капитан запаса Набоков преподает в клубе. Страстно увлечен идеей программированного обучения. Это он составил все карты для класса по изучению Правил движения. А сейчас все свободные часы отдает оборудованию другого такого же класса. Самых добрых слов заслуживает Николай Васильевич Лисоченко, выпускник автомобильного факультета Белорусского политехнического института. В нашем клубе преподает более 15 лет. У его питомцев прочные знания. Опытный методист, активный рационализатор Иван Петрович Турин. Его всегда можно видеть среди курсантов. Удивляешься порой, когда он, студент третьего курса педагогического института, успевает учиться сам. Яков Исидорович Родионенко, преподаватель с 27-летним педагогическим стажем, по праву считается одним из ведущих в коллективе. На передовиков равняются остальные товарищи. Коллектив преподавателей, инструкторов, мастеров работает с единым устремлением, на одном дыхании, творчески, инициативно. В этом году мы с еще большей настойчивостью, на высоком идейно-политическом уровне проводим военно-патриотическую работу, она строится в органическом единстве со всем учебным процессом. Формы ее разнообразны, интересны, действенны. В политическом и воинском воспитании юношей участвует весь коллектив. Таганрогский образцовый автомотоклуб награжден переходящим Знаменем Военного Совета Краснознаменного Северо-Кавказского военного округа — высокая награда обязывает работать еще лучше. Скоро на базе нашего клуба состоятся сборы руководящего состава учебных организаций ДОСААФ краев и областей Российской Федерации. Участники сборов смогут более детально ознакомиться с нашим опытом, а мы постараемся предоставить им для этого самые лучшие условия. У нас секретов нет! Ю. БУВАЛКО, начальник Таганрогского образцового автомотоклуба ДОСААФ г. Таганрог 5Всоциалистических обязательствах нашего автомотоклуба есть такой показатель — 4,6. Это средний балл успеваемости, который решено получить к концу нынешнего учебного года. Что стоит за ним? А вот что: в группе, например, из 30 человек 20 курсантов должны учиться только на пятерки, а 10 — не иметь троек. Еще в те дни, когда мы обсуждали обязательства, каждый понимал: год будет напряженным. Но, откликаясь на Обращение ЦК КПСС к партии, к советскому народу, подхватив почин харьковского автомотоклуба, наш коллектив твердо сказал: слово сдержим, будем готовить водителей лучше. Ведь требования к тем, кто сегодня за рулем, повышаются, особенно к армейским водителям, которые участвуют в решении сложных боевых задач. Теперь, когда подведены предварительные итоги выполнения обязательств, можно утверждать, что усилия коллектива увенчались успехом. 8 современных условиях добиться высокого качества подготовки специалистов можно только на прочной материально-технической базе. Мы стремились во всем, до мелочей, сделать обучение наглядным, предметным, увлекательным. «Ни одной мертвой схемы!» — девиз преподавателей, мастеров производственного обучения. Основная цель: автомобиль должен быть понятным и до последнего винтика узнаваемым курсантом еще задолго до того, как он сядет в кабину. Отказаться от мертвых схем — значило заменить старое оборудование действующими макетами, электрифицированными стендами, пробудить рационализаторскую мысль, облегчить труд преподавателей, повысить эффективность занятий. Не хвалясь скажу: многое из этого сделано. Пример тому — класс устройства автомобилей. У многих из нас в памяти еще времена; когда такие классы чуть ли не сплошь были завешаны плакатами, потертыми от долгого употребления, а полы заставлены узлами, агрегатами, добытыми где придется. Теперь иное дело: все рассчитано, продумано, вплоть до эстетики. Впрочем, давайте познакомимся с классом поближе. Переднюю его стену занимает демонстрационный шкаф. Это, в общем-то несложное, приспособление состоит из четырех квадратных ящиков: двух закрепленных по обе стороны от классной доски и двух других, передвигающихся по направляющим вдоль нее. В каждом таком ящике четыре секции, закрытые дверками.' Все 16 секций начинены наглядными пособиями: разрезными деталями, узлами в разобранном виде, моделями, схемами. Полностью используется и внутренняя поверхность дверок — это увеличивает полезную емкость «комбайна». Сверху на нем закреплен экран с дистанционным приводом от электромотора, а на одном из задних столов, в углублении, закрытом крышкой, спрятан проекционный аппарат. Достаточно преподавателю нажать нужную кнопку на специальной указке — и он приходит в действие. Просто и удобно. Концентрация внимания курсантов, продуктивное усвоение материала — вот чего достигает преподаватель на каждом занятии. Этому во многом способствуют электрифицированные схемы-макеты, размещенные, как правило, тоже на стенах. Интересно, например, выполнены схема пневматического привода тормозов автомобиля ЗИЛ-130 и действующая модель трансмиссии автомобиля ГАЗ-69. На таких стендах все живет, движется, светится. Преподавателю работать легко, курсанты зрительно воспринимают процессы взаимодействия механизмов в автомобиле. Окончательно пройденный материал закрепляется в классах практических работ. И тут мы старались выполнить условие наглядности и предметности обучения и при этом создать максимальные удобства для разборочных и сборочных работ, полной загрузки каждого курсанта на рабочих местах. И так во всем. Вот, скажем, класс горячей регулировки двигателей. Тут можно пустить, послушать моторы. На них практически осваиваются навыки регулировки карбюратора, газораспределения, зажигания. А для проверки преподаватель может заранее ввести какое-то нарушение, неисправность и потребовать ее устранить. Занятия всегда проходят интересно. Последнее время мы все настойчивее внедряем в практику технические средства, в частности программированное и тренажерное обучение водителей. Эффект от него ощущает каждый преподаватель. Правда, на программированный метод перевели только изучение Правил дорожного движения, оборудовали класс комплектом специальных устройств, разработанным на одном из предприятий Таганрога. Принцип действия этих устройств близок к известным в ДОСААФ комплектам классов «Дон» и «Чайка», поэтому вдаваться здесь в детали вряд ли есть резон. А вот о другом классе — тренажерной подготовки — расскажу подробнее. Это наше, что называется, любимое детище. Насколько мне известно, тренажеров, подобных нашим, пока в учебных организациях ДОСААФ нет. Что они собой представляют? Это кабины, оборудованные рулевым управлением, рычагами переключения передач, педалями, щитками приборов — точно так, как в автомобиле ЗИЛ-130. Таких кабин — 16. Все они сосредоточены в одном классе. Курсанты осваиваются с органами управления, привыкают свободно оперировать рычагами и педалями по команде, высвеченной на табло, — трогаться с места, останавливаться. Ни одна ошибка не останется незамеченной, так как выполнение любой операции подтверждается загоранием лампочки на пульте преподавателя. С каждым курсантом у него индивидуальная связь. К сожалению, используются пока не все возможности тренажера: дорожные ситуации не проецируются на экран, но это дело недалекого будущего. Наши тренажеры вовсе не рассчитаны на то, чтобы заменить весьма сложные устройства с теневой проекцией типа, скажем, АТ-70 (ЧССР). Но мы считаем, что первоначальное обучение и надо проводить как раз на таких простых и надежных, как наши. Они экономят ре