Ктовиноват?ду и отсутствие помех справа). Когда я заехал за центр перекрестка, в светофоре включился красный свет. В это время с поперечной улицы на большой скорости выехал мотоциклист и ударил мою машину в правый бок почти у самого конца перекрестка, метра за четыре до пешеходного перехода... В аварии полностью обвинили меня». А где же в Правилах дорожного движения В. Леснов нашел, что следует всегда «продолжать движение до освобождения перекрестка»? Наоборот, одно из отличий новой редакции этого пункта как раз в том и заключается, что прежнее категорическое «должен продолжать движение» заменено более гибким «разрешается дальнейшее движение». И это не игра слов, как некоторым может показаться, а принципиально новый подход к существу дела. Читатель легко поймет, чем вызвано это изменение формулировки, когда познакомится с другими обстоятельствами аварии, в которую попал автор письма В. Леснов. Вот они: ширина проезжей части Пересекаемой им дороги составляла 20 метров, к этому приплюсуйте еще около б метров до линии «стоп» перед пешеходным переходом, где застал его желтый сигнал светофора, а скорость «Жигулей», по свидетельству самого Леонова, была 20 с небольшим километров в час. Теперь посчитаем вместе. Исходная позиция: желтый сигнал светофора застал водителя на линии «стоп»; стало быть, перед линией, как того требуют Правила, он уже не в состоянии остановиться, а потому имеет право дви-На желтый светПри смене сигналов светофора водитель действовал неправильно и создал аварийную ситуациюНе раз и не два писалось о том, что на регулируемых перекрестках большая часть дорожных происшествий приходится на моменты смены сигналов, регулирующих движение. С каждым годом потоки транспорта все интенсивнее, и все чаще скопившаяся перед перекрестком «пачка» автомобилей не успевает пересечь дорогу, пока в светофоре горит зеленый свет. Вот почему в ситуации, когда желтый сигнал застает водителей на подъезде к перекрестку или уже на нем самом, ничегоэкстраординарного нет. Это случается сплошь и рядом. Но, хотя ситуация, повторяем, обычная, трудностей в ней немало, и водители должны совершенно отчетливо представлять себе, как их решать, как себя вести. Конечно, есть на этот счет соответствующее указание Правил дорожного движения, к которым мы сразу и обращаемся как к единственному судье. Однако надо иметь в виду, и здесь это напоминание как раз к месту, что Правила излагают лишь общие принципы и не могут предвидеть те «индивидуальности» в характере каждого пересечения, с которыми сталкиваются водители и которые они должны учитывать. Увы, некоторые из них, особенно те, кто водительское образование получили давно, а новые Правила пробежали, видимо, вскользь, полагают, будто в пункте 63 о возможности проезда перекрестка на желтый свет записано то же самое, что ив старых Правилах, только другими словами. Для такого вывода нет никаких оснований. Он неверен, и просто опасен. Вот что случилось в городе ОреховоЗуево Московской области с водителем В. Лесковым, который несмотря ни на что пытался «освободить перекресток». Управляя принадлежащим ему автомобилем «Жигули», В. Леонов подъехал к перекрестку улиц Юбилейной и Володарского. Когда он уже был у линии «стоп», в светофоре загорелся желтый свет. Что делать? «Я продолжил движение, — пишет В. Леснов в письме в редакцию, — для освобождения перекрестка {принимая во внимание сырую пого-Школамолодого шоферагодня дают однозначный ответ: меньшей бедой является более раннее блокирование колес передней оси, чем задней, поскольку занос часто ведет к столкновению на полосе встречного движения или заканчивается за пределами дороги. Поэтому рекомендацию, данную в материале «Зима» («За рулем», 1974, № 1), надо признать ошибкой. Конечно, оптимальным вариантом, исключающим потерю управляемости, является положение, когда все колеса при торможении находятся на грани блокирования, но не блокируются. Эффективность торможения в этом случае наивысшая. Лучше всего решить эту задачу можно введением противоблокировочной системы, которая позволяет автоматически оценивать состояние дорожного покрытия и сцепление с ним. Такие устройства на последних зарубежных моделях автомобилей уже появились. Стабильность торможения нарушается неравномерностью тормозных сил по колесам, зависящей от устройства тормозного механизма. В этом отношении предпочтительней не барабанные,' а дисковые тормоза. У них значительно проще распределяются нормальные давления на плоских трущихся поверхностях и все основные звенья механиз-Спасибо тормозамПочему тормоза передних колес должны „схватывать" раньше заднихК тормозной системе автомобиля предъявляются два основных требования: обеспечивать минимальный тормозной путь и сохранять управляемость и устойчивость машины независимо от длительности и интенсивности торможения и дорожных условий. Общая устойчивость и управляемость автомобиля зависит от боковой устойчивости его колес против скольжения. Она максимальна у свободно катящегося колеса. По мере затормаживания боковая устойчивость колеса уменыпает24ся ив момент полного блокирования становится нулевой. При торможении возникает горизонтальная сила инерции, направленная по ходу движения автомобиля. Она вызывает перераспределение нагрузки по осям. Передняя ось оказывается перегруженной, а с задней часть нагрузки снимается. От этого уменьшается сцепление шин с дорогой, и колеса задней оси легко блокируются, что приводит к потере управляемости, заносу, развороту автомобиля. При блокировке колес только передней оси автомобиль теряет лишь управляемость. Если одновременно блокируются все колеса передней и задней осей, начинается боковое скольжение автомобиля. На рисунке показано влияние блокированных колес на поведение автомобиля при торможений: в первом случае (1) машина находится под воздействием двух сил, суммарный момент которых направлен на перемещение заднего моста вперед и ведет к развороту автомобиля. Во втором случае (2) этот суммарный момент имеет тенденцию к выпрямлению траектории движения автомобиля. В третьем случае (3), находясь под воздействием двух параллельных сил, автомобиль скользит. Многочисленные исследования поведения автомобиля при торможении се-