СтраничкамотоциклистаОчевидно, каждый нз нас в том ИЛИ нном возрасте' задавался вопросом, почему велосипед или мотоцикл, имеющий всего две точкн опоры, не падает, когда начинает двигаться. Многие нашли объяснение этому явлению, познакомившись с чудесными свойствами волчка или юлы. Однако позже, сидя за рулем мотоцикла, мы не раз падали, иногда так н не уясняв причину, вызвавшую проявление какой-то дурной черты его характера. Хорошо, если все кончалось благополучно, а могло быть... Страшно подумать. Что же влияет на устойчивость и управляемость мотоцикла, от которых зависит безопасность Движения, как сделать, чтобы верный «конь» не оступался? Мы уже не раз говорили о дороге, о сцеплении шин с разными покрытиями, н, конечно, большинство водителей знает о коварстве песка, воды и льда под колесами. Сегодня рассмотрим, как отражается на управляемости и устойчивости мотоцикла его техническое состояние и нагрузка. Предоставляем слово нашему постоянному автору инженеру Э. В. КОНОПУ. Иллюстрации к статье сделал он сам.УСТОЙЧИВОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ ОТ ЧЕГО ОНИ ЗАВИСЯТСначала вспомним, что обеспечивает мотоциклу устойчивость при движении. Имея лишь две точки опоры, он находится в неустойчивом равновесии, которое восстанавливается за счет непрерывного смещения центра тяжести по отношению к линии следов колес. Следовательно, устойчивость мотоцикла поддерживается необходимым в каждый момент наклоном корпуса водителя и поворотом руля (колеса). Этому помогают специально подобранные наклон оси вращения и вылет ВА (рис. 1) передней вилки, обеспечивающие автоматический поворот переднего колеса в сторону наклона мотоцикла благодаря силе Yi. Такое же действие оказывает сила Pi — составляющая веса деталей, вращающихся вокруг оси рулевой колонки: вилки, колеса, фары и т. д. Другим фактором, от которого зависит устойчивость, является гироскопический момент вращающихся масс — колес и (если коленчатый вал расположен перпендикулярно продольной оси мотоцикла) маховиков двигателя. Гироскопический момент, препятствуя резкому наклону, помогает водителюсохранять равновесие. Поэтому, чем быстрее движется мотоцикл, тем больше усилий требуется, чтобы наклонить его в сторону. Вот почему увеличение диаметра колес улучшает устойчивость мотоцикла-одиночки. Итак, конструкция ходовой части обеспечивает такое действие сил при -случайных наклонах мотоцикла, которое способствует быстрому и легкому восстановлению равновесия. Устойчивым принято считать тот мотоцикл, который при минимальном вмешательстве водителя сохраняет на-Рис. 1. Схемы сил, действующих на переднее колесо вертикально стоящего (а) и наклоненного (б) мотоцикла: С — центр тяжести веса деталей, вращающихся вокруг оси рулевой колонки; Giсила тяжести этих деталей; Zi — сила реакции опоры; В — точка опоры колеса; А — точка пересечения оси рулевой колонки с дорогой; Pi — составляющая силы G,; Yi — составляющая реакции Zi.Рис. 3. Износ деталей в соединении задней вилки с рамой приводит к смещению заднего колеса.Рис. 2. Колеса находятся в разных плоскостях. Из-за этого появляется сила, стремящаяся повернуть руль.•Рис. 4. При торможении переднего колеса со слабо затянутой осью вилка закручивается, колесо поворачивается и мотоцикл тянет в сторону.38