Страницалучилось это трудным летом 1942 года. Фронт приближался к Воронежу. Стрелковый полк, в котором служил шофером Степан Кириченко, все чаще и чаще менял позиции, с жестокими боями отходя на восток. В тот день, отразив несколько яростных неприятельских атак, подразделения полка в сумерках оторвались от противника и организованно отходили на новый рубеж обороны. Несколько штабных машин тоже двинулись в путь по степной дороге, проходившей через перелески, холмы и овраги. Ехали тихо. Закрашенные синей краской фары почти не пробивали темноту ночи. Рядом с Кириченко в кабине штабного автобуса сидел средних лет капитан -— помощник начальника штаба полка. Говорил он мало, распоряжения отдавал подчеркнуто сдержанным голосом. Когда садился в машину, сказал: — Товарищ водитель, у нас с вами бесценный груз — полковое знамя. Что бы ни случилось с нами, оно не должно достаться противнику. Вам ясно? — Ясно, товарищ капитан, — ответил Кириченко. — Карабин у меня исправный, гранаты прихватил. В случае чего пробьемся, если не на машине, так пешими... Жизнь шофера на войне — это беспрерывная езда по фронтовым дорогам, часто настолько разбитым, что просто диву даешься, как по ним движутся тяжело груженные машины. Обстрелы и бомбежки, проливные дожди и палящее солнце — все испытали солдаты за рулем в то памятное лето. Не зря говорили, что на фронте у шофера появляется шестое чувство и второе зрение. И в самом деле, они знали и видели все, что происходит на трассе и вокруг. Между собой шутили даже: «Темнота нам не помеха, если надо, поведем машину, как самолет, — вслепую». Шутка есть шутка, но за год фронтовой жизни Степану Кириченко и впрямь приходилось бессчетно пробиваться по дорогам и бездорожью в кромешной мгле. Как сам себе признавался, он уже любил ночную езду: не надо выскакивать из машины, чтобы распластаться в придорожной канаве, спасаясь от фашистских стервятников. ...Автобус шел ровно и почти бесшумно. Капитан, укачанный мягкой степной дорогой, задремал. Кириченко взглянул на него и углубился в свои мысли. Вспомнилось, как посмеивались товарищи, когда дали ему этот старенький автобус, давно уже выходивший все положенные и неположенные тысячи километров. — Держись, Степа, — драндулет-то твой как бы не развалился в первой же канаве. Но «драндулет» стойко выносил все тяготы наравне с другими автомобилями — уверенно преодолевал бездорожье; мотор его работал хотя и натужно, но без перебоев. Может ив самом деле развалилась бы машина, если не умелые заботливые руки опытного шофера. Однажды Кириченко попал с ней под жестокую бомбежку. Осколком бомбы был поврежден радиатор. Тут же на дороге, лишь скрылись фашистские самолеты, водитель залатал поврежден6боевой славыСОРДЕН ШОШЕРА КИРИЧЕНКОный радиатор, залил его водой из ближайшей лужи и быстро догнал ушедшую вперед колонну. При первом же длительном привале Степан тщательно осмотрел свой автобус, очистил колеса и кузов от грязи, хотя сам валился с ног от усталости. Забота о машине — первое дело военного водителя. Вовремя заправить, смазать, почистить, а уже потом — все остальное! Товарищи с уважением относились к Степану за его основательность, удивительное спокойствие и доброту. Он никогда не отказывал в помощи, охотно делился столь дефицитным тогда инструментом, подсоблял, если случалась у кого-то поломка или еще какая неприятность. В ту ночь никто не сомкнул глаз. Ехали по степи. Начало уже светать, когда за' синеватой дымкой показался небольшой лесок и поворот влево. Капитан взглянул на карту, произнес: — Нам сюда. И в это время Кириченко уловил приближающийся шум моторов. Он слышался именно оттуда, из-за леска, слева. Колонна остановилась. С передних машин, словно горох, посыпались бойцы комендантского взвода и работники штаба. Они быстро рассредоточились вправо и влево от дороги и залегли, изготовившись к бою. —- Кажется, фашисты, — почему-то шепотом сказал капитан, выскакивая из кабины и передергивая затвор автомата на боевой взвод. — Помните, Кириченко, что бы ни случилось, от машины ни на шаг. Ну, а если... — он помолчал и, взглянув водителю в глаза, спросил: — Ведь гранаты у вас есть? Кириченко утвердительно кивнул, спокойно достал из-за сиденья карабин, зарядил его, потом вынул из сумки гранаты, вставил в них запалы. Когда он сделал все это, капитана у машины уже не было, а кругом разгорелся бой. Из-за леска двигалось несколько вражеских бронетранспортеров и крытых грузовиков. Гитлеровцы открыли автоматный и пулеметный огонь по нашей колонне. В ответ застрочили автоматы советских воинов. Первая попытка фашистов захватить наши машины сорвалась. Тогда вперед двинулись два вражеских бронетранспортера, ведя на ходу пулеметный Огонь. Горстка наших бойцов не дрогнула. Кто-то меткими выстрелами поджег один из транспортеров; окутываясь дымом, он попятился и скрылся за поворотом. Кириченко занял позицию за бугорком, перед автобусом. Сжимая карабин,ИЗ ФРОНТОВОГО ЮМОРАИз«руководствадля германской армии»ЗНАКИ ДВИЖЕНИЯ И ИХ ОБЯСНЕНИЯНа путяж отстуелеиия немци ответ знаки. укиыыршяе «Правление для бегуний sirred.Бемшп. се скоростью Каеалормя. Спасайся, но ниже 30 км. как можешь! в висМоего смлям для велосипеде* И мотоциклов,Награбленное вывозить I меньше. 1 тонны.Бросай машину, горючего не подучишь.Бежать прямо н напрем. Слма—лартимиы!Ф® ©Бросай 1С.! Здесь части русских lOftCJC Полное окргж.иис.1 m , i ut ..rollTiHini ишпг.1.Этим рисункам, опубликованным в красноармейском журнале «Фронтовой юмор», уже более тридцати лет. Кое-что в «знаках движения и Их объяснениях» сегодня может выглядеть наивным. Но мы извиним авторов рисунков и тенета, понимая, что сатира и юмор были на фронте добрыми друзьями солдата, вместе с боевым оружием сопутствовали нашей победе над германским фашизмом. Прислал вырезку из журнала в нашу редакцию читатель майор милиции в отставке Петр Сергеевич Карякин.