К 50-летиюсоветскогоавтомобилестроенияИСТОРИЯ ОДНОГО ИЗОБРЕТЕНИЯ«Нельзя ли заказать спешно 2 саней (автосаней кегресс) тяжелых и2 легких для Южфронта? Спешно. Ответьте». Такой запрос прислал в Петроград В. И. Ленин 15 декабря 1919 года, в разгар наступления белогвардейских частей Деникина и Юденича, угрожавших Петрограду. 'Через несколько дней со свойственной ему требовательностью Владимир Ильич новым письмом запрашивает руководителей партийной организации Петрограда: «Почему нет больше кегрессов? Лент, говорят, больше 100?» Автосани и гусеничные ленты Кегресса («За рулем», 1968, № 4), о которых писал Ленин, были впервые созданы в России, изготовлены на русских заводах, из русских материалов. Название свое они получили, унаследовав фамилию их изобретателя — механика А. Кегресса. Это был талантливый человек, родом из Франции, приехавший в поисках заработка в далекую Россию. Снегопады и метели, гололед и распутица приводили к длительным простоям машин в гараже, где он работал инженером. Наблюдая, как они беспомощно буксуют в снегу и грязи, скользят на обледенелых дорогах, Кегресс задумался над тем, чтобы превратить автомобиль в полугусеничный вездеход. К концу 1908 года началось его изготовление на базе легкового «Мерседеса» с 45сильным двигателем и цепным приводом на ведущие колеса. И вот в один из солнечных зимних дней 1909 года из ворот гаража вышел не испытание первый в мире полугусеничный автомобиль. Новые опытные образцы машин, сделанные осенью и зимой 1913 года на шесси «Руссобалт», успешно прошли все испытания. На льду Невы они продемонстрировали хорошую проходимость и скорость до 60 км/час, а на плохих дорогах между Павловском и Царским Селом — до 56 км/час. Успешные испытания полугусеничного «Руссобалта» побудили Кегресса сделать заявку на изобретение. 31 мая 1914 года ему выдается свидетельство — «Привилегия» '№ 26751 на «автомобильсани, движущиеся посредством бесконечных ремней с нажимными роликами и снабженные поворотными полозьями на передней оси». Весной 1915 года в разгар первой мировой войны было принято решение о выдаче заказа на переоборудование части броневиков и легковых машин в полугусеничные. Но разместить заказ пришлось не на Русско-Балтийском заводе, который тогда эвакуировали в тыл, а на Путиловском в Петрограде. Почти год потребовался путиловцам на разработку и создание первого в мире полугусеничного бронеавтомобиля («За рулем», 1974, № 3). У новой машины был более совершенный движитель, гусеничные ленты которого, сделанные на заводе «Треугольник», имели грунтозацепы и были усилены металлическими накладками, Основные работы по изготовлению и сборке полугусеничных броневиков и автосаней возглавил большевик, механик высокой квалификации Алексей Елизаров. Много ценных усовершенствований внес он в конструкцию первых серийных отечественных полугусеничных автомобилей. В 1916 году Путиловский завод получил заказ на 60 новых полугусеничных броневиков («За рулем», 1974, № 3) и большое количество автосаней улучшенной конструкции для использования на Северном и Северо-Западном фронтах. Только в 1916—1917 гг. он изготовил свыше 200 автос и '> а " *•• гусеничных автомобилей. В дальнейшем эти машины пошли не вооружение Красной Армии, активно применялись на фронтах гражданской войны и несли боевую службу, пока им на смену не пришли новые отечественные бронеавтомобили 6А-27. Кегресс в этих работах непосредственного участия уже не принимал, хотя постоянно интересовался ими. Он вернулся во Францию. Продолжая начатые путиловцами в 1916 году работы по созданию полугусеничных автомобилей, советские ученые и конструкторы Кудрин, Сонкин, Праль, Арманд, Ветчинкин и другие к концу тридцатых годов разработали ряд полугусеничных машин. Первые опытные автомобили такого типа (НАТИ-2) появились в 1932 году. Они были построены на базе грузовиков ГАЗ-АА, имели резинометаллические гусеницы, сдвоенные передние колеса и открытый легковой кузов. в сентябре 1932 года два НАТИ-2 испытывались вместе с тремя французскими полугусеничными машинами в песках Каракумов. Он,и прошли по местам, ранее считавшимся совершенно непроходимыми для автомобилей. Представленный участниками пробега акт, как писал журнал «За рулем» (1933, № 1), «...свидетельствует о полном преимуществе советских вездеходов НАТИ-2 и является документом для всех сомневающихся в возможности преодоления самых тяжелых барханов пустыни Кара-Кум». Первые советские полугусеничные машины зарекомендовали себя с наилучшей стороны не только в песках, но и во время испытаний зимой, на снежной целине. Наряду с ними велись эксперименты ис другими типами снегоболотоходных машин. Они были нужны хозяйству. В конИспытания полугусеничного «Руссобалта» зимой 1913 года. Грузовик НАТИ-ВЗ, разработанный в начале тридцатых годов и впоследствии взятый за образец для серийной машины ГАЗ-60 (справа вверху). Грузовик ЗИС-22. ЗИС-42, ведущий происхождение автомобиля36