водитель, закон, наказаниеНужен „ДорожныМ кодекс" страны — считает юрист!нё только в пути? ;Их вероятность, кста. ти, не стоит преувеличивать. i Но, и это главное, дисциплинированн ый водитель (а мы хотим его видеть £ именно таким) никогда не сядет за руль нетрезвым, не пренебрежет сигналом 'светофора, не проявит лихачества, без,'отве.тственности. Словом, не совершит *тё* поступков, которые и составляют подавляющее большинство причин несчастных случаев на дорогах, и не- попадет *в~число тех «70 процентов», о. которых • говорилось выше. Разве это мало, что,бь1 гарантировать его безопасность, J исключить конфликты с законом?. 1. 'Анализ происшествий и специальные исследования показывают, что в одной -трехи случаев отступления водителей от ••закона' носят преднамеренный характер, *из-за отсутствия психологического барь*е£а. • Отчего это? «Сапер' ошибается один «раз»', водители, случается, ошибутся де|.сядки, сотни раз, прежде чем наступит рйсплата: не каждый проступок заме1 чается, не каждое нарушение заканчивается аварией. Вот это «ничего же не случилось!» подчас и плодит новые преступления против Правил. Думаю, не ошибусь, взяв на себя смелость утверждать: если бы каждое нарушение Правил непременно влекло за собой дорожно-транспортные происшествия, то число нарушителей сократилось бы очень заметно и очень скоро, Никаких «авось». Сел пьяным за руль — убил себя. Превысил скорость — покалечил другого и оказался на скамье подсудимых. Это враз остудило бы горячие головы. Однако не таким же путем человек должен приходить к пониманию того, что «можно», а что «нельзя». Определяющее значение в разграничении дозволенных и недозволенных действий имеет закон, в рассматриваемой нами области это прежде всего система правовых норм, регулирующая общественные отношения в сфере дорожного движения. Закон стоит на страже безопасности движения. Закон учит, воспитывает его участников, говорит им, как поступать в тех или иных случаях, оберегает их жизнь, здоровье. Как известно, основным нормативным актом, устанавливающим порядок дорожного движения, являются Правила. По ним каждый водитель и должен соизмерять свои действия, свое поведение. Но Правила касаются главным образом участников движения, а безопасность зависит не только от них. в этой связи есть несколько актуальных вопросов, которые нуждаются в безотлагательном разрешении ив самом законодательстве ив практике его применения. Речь идет о том, чтобы разработать, унифицировать и возвести, в закон все требования к каждому из членов формулы «человек — автомобиль — дорога». Назрела, например, острая необходимость в едином для всей страны нормативном акте, который определял бы, каким должно быть обустройство и содержание автомобильных дорог для обеспечения безаварийной езды, для устранения всяких помех движению, как они должны охраняться от повреждений и т. д. Нужен и государственный стандарт на конструкции транспортных средств в части их активной и пассивнойЗа последние годы в структуре дорожно-транспортных происшествий произошли заметные сдвиги. Сократился, в частности, удельный вес наездов на пешеходов, уменьшилось число столкновений транспортных средств на перекрестках и т. д. Однако один показатель огорчительно стабилен — до сих пор почти 70 процентов происшествий на совести водителей, результат нарушений ими правил движения. .';Так что, водитель был, есть и, наверное, останется главной фигурой в обеспечении безопасности дорожного движения.- Разговоры о том, что дорожная безопасность — проблема чисто техническая, сегодня слышишь все реже и реже. Но все чаще сталкиваешься с другим, не менее ошибочным суждением: от дорожного происшествия, аварии никто не застрахован, С этой фатальной обреченностью согласиться никак нельзя. 'Высокая водительская дисциплина и требовательность к себе — гарантия благополучия на дорогах. ^Может ли даже самый дисциплинированный водитель оказаться участником дорожно-транспортного происшествия? видимо, да. Он может стать жертвой аварии по вине другого водителя или пешехода, из-за упущений дорожников, службы организации движения или любых других лиц, создавших неожиданное препятствие. Наконец, может случиться обвал, упасть дерево, выскочить дикое животное. Да стоит ли перечислять стихийные бедствия и неожиданности, которые готовы подстеречь нас, и 24безопасности, на условия применения тех или иных технических средств регулирования движения. Одним словом, надо создать законченную общегосударственную систему правовых норм в программе мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий — «Дорожный кодекс» страны. Такая всесторонняя правовая регламентация требований, от выполнения которых зависит безопасность движения, — непременное условие эффективности и всей системы мер, направленных на достижение этой цели, Однако закон не решил бы своей задачи, если, определив нормы, обязательные для соблюдения, не установил бы ответственности, наказания за их нарушения. И наказания неизбежного. Всем, надеюсь, памятны ленинские слова о том, что предупредительное значение наказания обуславливается вовсе не его жестокостью, а неотвратимостью. Важно, чтобы ни одно преступление не оставалось нераскрытым, ни один нарушитель не уходил от ответственности. Именно наказание, его виды и размеры показывают степень общественной опасности тех или иных правонарушений, являются логическим завершением превентивной роли закона. Основные и самые распространенные виды наказания — административная и уголовная ответственность. Она определяется республиканскими нормативными актами ив отдельных республиках имеет свои отличия. Скажем, наиболее строгий вид административного наказания — лишение водительских прав — в большинстве союзных республик применяется, когда человек управлял транспортным средством в состоянии опьянения, использовал его в целях личной наживы, совершил в течение года два или больше грубых нарушений Правил или одно такое, которое повлекло дорожное происшествие, Однако в Грузинской ССР, например, лишают водительских прав и «за злостное или неоднократное нарушение правил подачи звуковых сигналов». Расхождения в перечне правонарушений и размере наказания за одни и те же проступки есть ив других союзных республиках. И не только в административном, но ив уголовном законодательстве, устанавливающем ответственность за такие нарушения, которые повлекли смерть или причинили телесные повреждения потерпевшему, нанесли существенный материальный ущерб и т. п. Сегодня это выглядит анахронизмом. Автотранспорт давно уже не «привязан» к определенной территории, автомобильные перевозки охватывают дороги всей страны, а потому и требования к водителям должны быть всюду одинаковыми. Если Правила дорожного движения едины для всех союзных республик, почему должна различаться мера ответственности? В интересах правовой охраны безопасности дорожного движения — скорейшая унификация действующего административного и уголовного законодательства в целом по стране. И такая работа уже начата. Не менее важно в деле совершенствования закона более полно установить административную и, особенно, уголовную ответственность любых лиц, дейст-